Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить.
Введение
Глава 1 Основы валютного контроля в РФ и история валютных отношений
1.1.Валютная политика СССР
1.2.Современное валютное законодательство РФ
1.3. Инструменты валютного регулирования
Глава 2 Новый этап валютного регулирования
2.1.Классификация валютных операций
2.2. Основные валютные операции
Глава 3 Деятельность ЦБ РФ в области валютного регулирования и валютного контроля в свете финансового кризиса
3.1.Валютное регулирование и валютный контроль
3.2.Мировой финансовый кризис и ЦБ РФ
Заключение
Список используемой литературы
При применении структурного подхода к определению валютного регулирования оно трактуется как комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), часть валютной политики государства (Н.М.Артемов, Ю.Ф.Симионов).
Необходимо заметить, что выделенные выше комплексный и структурный подходы к определению сущности валютного регулирования являются разновидностями системного исследования наряду с целостным подходом, не нашедшим своего отражения в классификации. Целостный подход позволяет проанализировать не только состав и структуру исследуемого явления, но и взаимосвязи между частями и целым в статике и динамике, т.е. предполагает изучение объекта как системы в целом.
Для характеристики валютного регулирования на основе целостного подхода можно использовать метод тертабазисов, впервые примененный А.Д.Ершовым к описанию таможенного дела. Тетрабазис представляет собой плоскую матрицу, включающую в себя объект исследования с четырьмя рядоположенными понятиями - познавательно-регулирующими компонентами: экономика, право, организация и психология.
Подобное системное описание объекта исследования является многоуровневым, детализация одного уровня производится путем проведения аналогичных операций (построения тетрабазиса) со всеми четырьмя ее компонентами, с каждым по отдельности. Построение многоуровневых матриц позволяет более полно раскрыть сущность и содержание объекта исследования, поскольку последний является одновременно и `отправной точкой` анализа (неким `целым`, разбиваемым на части), и компонентом (частью другого `целого`, более высокого уровня).
На схеме 2.1 отображена системная описательная матрица валютного регулирования, раскрывающая четыре базисных компонента объекта исследования:
-экономика - инструменты и методы валютного регулирования, используемые государством для достижения поставленных целей валютной политики в рамках общей стратегии проводимой экономической политики;
-право - совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих принципы и порядок осуществления валютных операций в стране, межгосударственные и международные соглашения в сфере валютных отношений, подписанные государством.
-организация - структура органов государственной власти, уполномоченных осуществлять в стране валютное регулирование и валютный контроль, их функции и полномочия.
В большинстве стран валютное регулирование осуществляется министерствами финансов, в Великобритании и Дании - центральными эмиссионными банками, во Франции и Италии - специальными правительственными учреждениями, ведающими вопросами регулирования валютных операций. В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство РФ; психология - цели и задачи валютного регулирования, определяемые исходя из общих текущих и долгосрочных целей проводимой государством валютной политики.
Психологический компонент включает также реакцию населения и хозяйствующих субъектов на вводимые меры, ее соответствие ожиданиям и прогнозам органов государственной власти.
Схема 1.1. Системная матрица «Валютное регулирование»
Постановка целей и задач валютного регулирования на конкретном этапе развития экономики страны предполагает как элиминирование действия возникших негативных факторов (например, избыточные отток или приток капитала в экономику страны), так и достижение определенных показателей экономического развития.
Необходимо отметить, что в научной литературе нет единого мнения относительно типологии инструментов валютного регулирования. Классификация инструментов валютного регулирования сводится к выделению прямых и косвенных, административных и рыночных инструментов. При этом отдельные авторы объединяют общей характеристикой прямые и административные, а также косвенные и экономические инструменты (В.М.Крашенинников, Л.Н.Красавина, Акира Арийоши), в то время как в других публикациях все обозначенные типы инструментов являются самостоятельными (И.Н.Платонова). Иной позиции придерживается Ю.Ф.Симионов, который выделяет административные и рыночные инструменты валютного регулирования, а рыночные инструменты, в свою очередь, подразделяет на прямые и косвенные.
По нашему мнению, последний подход более точно отражает структуру инструментов валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что понятие `административный` подразумевает действия исполнительных органов власти, в то время как мы хотим подчеркнуть также законодательное утверждение отдельных инструментов валютного регулирования.
Исходя из этого, выделим две большие группы инструментов валютного регулирования: административно-правовые и экономические (или рыночные). По своей сути, административно-правовые инструменты являются, безусловно, инструментами прямого действия, поскольку имеют нормативный характер и предписывают конкретные условия и порядок совершения валютных операций непосредственным участникам валютного рынка. В то же время, экономические инструменты валютного регулирования могут включать в себя инструменты и прямого, и косвенного действия, поэтому первичное деление инструментов валютного регулирования на прямые и косвенные представляется не вполне точным.
На наш взгляд, структура инструментов валютного регулирования может быть представлена следующим образом (схема 1.2).
Схема 1.2. Инструменты валютного регулирования
Введение административно-правовых инструментов валютного регулирования предполагает определение порядка осуществления операций с валютными ценностями посредством прямых запретов, прямых количественных ограничений или утверждения четких процедур реализации этих операций. Основными целями применения валютных ограничений являются `выравнивание платежного баланса страны, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач`. В мировой практике обычно применяются валютные ограничения на текущие валютные операции и на операции, связанные с движением капитала.
Административно-правовое регулирование оказывает прямое влияние на объем и цену осуществления валютных операций, охватывая международные платежи и переводы капитала, перемещение золота, денежных знаков и ценных бумаг, репатриацию экспортной выручки, прибылей, запрет свободной купли-продажи иностранной валюты. В отличие от этого действие экономических, или рыночных инструментов валютного регулирования основано на манипулировании поведением экономических агентов рынка посредством экономических, в том числе валютно-кредитных, механизмов.
Характер воздействия экономических инструментов валютного регулирования на участников валютного рынка позволяет отнести их к прямым или косвенным. Так, Ю.Ф. Симионов, выделяющий прямые и косвенные инструменты в группе рыночных инструментов валютного регулирования, к первым относит валютные интервенции и дисконтную политику, а ко вторым - инструменты денежно-кредитного, налогово-бюджетного и внешнеторгового регулирования. Однако, в данной работе основным критерием классификации рыночных инструментов выступает их прямое или косвенное влияние на величину курса национальной валюты, тогда как непосредственные мероприятия по регулированию величины валютного курса не является задачей валютного регулирования, это направление курсовой политики, проводимой центральным банком государства. На практике термин `курсовая политика` часто ошибочно используется в качестве синонима `валютной политики`. По своей сути политика валютного курса, т.е. курсовая политика, включает в себя режим курсообразования, технический механизм установления официального валютного курса, практику валютных интервенций, направленных на сглаживание текущих спекулятивных аномалий в уровне спроса и предложения валюты, разъяснение монетарными властями своих намерений относительно ограничения динамики валютного курса в целях формирования у участников рынка адекватных девальвационных (ревальвационных) ожиданий.
Применение инструментов валютного регулирования, безусловно, оказывает воздействие на динамику курса национальной валюты, но это влияние не является непосредственной целью введения упомянутых инструментов.
В научном труде И.Н Платоновой `инструментами прямого валютного регулирования служат нормативные положения, исходящие от монетарных властей по отношению к непосредственным участникам валютного рынка`, результатом их действия выступают `изменения в балансах коммерческих банков, которые произойдут при реализации распоряжений монетарных властей`. Инструменты косвенного регулирования `оказывают свое влияние на поведение банков и небанковских учреждений через рынок`, а для получения результатов их действия `требуются затраты от монетарных властей, которые отражаются на балансе центрального банка`. Мы полагаем, что в данном случае недостаточно четкое разграничение административных и рыночных, прямых и косвенных инструментов валютного регулирования приводит к смешению обозначенных понятий. Также представляется спорным утверждение о том, что применение косвенных инструментов валютного регулирования всегда требует затрат монетарных властей.
По нашему мнению, под прямыми экономическими инструментами валютного регулирования следует понимать меры и рычаги непосредственного воздействия на участников валютного рынка, вызывающие у последних ожидаемое монетарными властями изменение объемов проводимых трансграничных операций (преимущественно за счет их удорожания). Иначе говоря, формируется прямая связь `принимаемая мера - ожидаемый результат (достижение поставленной цели)`.
Инструментами прямого действия являются девальвация (ревальвация) национальной валюты; налогообложение трансграничных финансовых потоков (например, налог Тобина); двойной или мультивалютный рынок (официальное закрепление двух или нескольких курсов национальной валюты для различных видов валютных операций и субъектов валютных отношений); обязательное резервирование.
Применение косвенных экономических инструментов валютного регулирования не предназначено для непосредственного воздействия на поведение участников валютного рынка. Для данной группы инструментов основной задачей является оперативная корректировка конкретных макроэкономических показателей и сдерживание нежелательных тенденций на валютном рынке. Косвенные инструменты не оказывают прямого влияния на объемы проводимых валютных операций, но их использование приводит к корректировке участниками валютного рынка своих намерений в отношении объема и характера осуществляемых валютных операций. Так, например, применение валютных интервенций позволяет монетарным властям сгладить значительные колебания валютных курсов, купировать атаки на национальную денежную единицу, изменить сложившийся тренд на валютном рынке, что дает экономическим агентам лишь определенные ориентиры для принятия решений.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что сфера международных валютных отношений является, пожалуй, одной из самых нестабильных в современном мире. Поэтому для стран с переходной экономикой весь спектр мер валютного регулирования остается важным инструментом государственной экономической, в том числе валютной, политики. Представляется, что к настоящему времени наша страна не достигла той стадии устойчивости, когда воздействие внешних факторов может быть оперативно локализовано и элиминировано преимущественно экономическими инструментами валютного регулирования. Поэтому отказ от использования валютных ограничений на валютные операции должен стать экономически обоснованным, взвешенным решением.[9]
Глава 2 Новый этап валютного регулирования
18 июня 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который принципиально изменил систему валютного регулирования и валютного контроля, существовавшей в течение десяти лет. Вместо системы, в которой для осуществления значительного количества валютных операций требовалось специальное разрешение Центрального банка РФ, была введена система, в которой возможно проведение практически любой валютной операции между резидентами и нерезидентами, при этом лишь в некоторых случаях применяются ограничения (резервирование, специальные счета, предварительная регистрация). В Валютном законе было предусмотрено, что ограничения действовали до 1 января 2007 года.
В связи с благоприятной экономической ситуацией было принято решение о досрочном прекращении действия упомянутых ограничений.
Первоначально была фактически отменена обязательная продажа части валютной выручки.
После Центральный банк РФ отменил ряд требований по обязательному использованию специальный банковских счетов и счетов депо, а также о резервировании:
Указание ЦБ РФ от 29 мая 2006 г. № 1688-У „Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России“;
Указание ЦБ РФ от 29 мая 2006 г. № 1689-У „О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России» (С 1 июля 2006 года отменяются Указание ЦБ РФ от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У).
27 июля 2006 года был опубликован Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который исключил из Валютного закона полномочия Правительства РФ и Центрального банка РФ по введению требования о резервировании.
В связи с существенным изменением правил, постараемся составить общую картину нового валютного регулирования.
2.1.Классификация валютных операций
Прежде всего, напомним, что Валютный закон определяет валютные операции на основании трех элементов:
Субъекта, осуществляющего операцию,
Объекта, с которым осуществляется валютная операция,
Существа операции (действий, которые производятся с объектами валютных операций).
Отсутствие одного из элементов (второго или третьего) приводят к тому, что операция не будет относится к валютной.
Различные комбинации указанных элементов создают следующую классификацию валютных операций:
субъекты | объект | Существо операции |
Резидент-резидент | валютные ценности | приобретение и отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа |
Резидент-нерезидент | валютные ценности, рубли и внутренние ценные бумаги | приобретение либо отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа |
Нерезидент-нерезидент | валютные ценности, рубли и внутренние ценные бумаги | приобретение и отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа |
Резидент или нерезидент | валютные ценности, рубли и внутренние ценные бумаги | ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ |
Резидент или нерезидент | иностранная валюта, рубли, внутренние и внешние ценные бумаг | перевод со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ |
Нерезидент | рубли, внутренние и внешние ценные бумаги | перевод со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ |