Реализация инноваций
осуществляется с помощью инвестиций.
В период выхода из кризиса в значительных
масштабах осваиваются базисные
инновации, что требует крупных
инвестиций в освоение новых поколений
техники и технологии, строительство
или техническую реконструкцию
действующих предприятий. Решающая
роль в этом принадлежит государству,
которое прямо (путем бюджетных
вложений) или косвенно (с помощью
экономических льгот) поддерживает
эти инновации, имеющие решающее
значение для оживления экономики и повышения
ее конкурентоспособности.
Приоритетной задачей
в период экономических реформ является
активно проводимая научно-техническая
и инновационная политика, которая
обеспечивает непрерывный процесс
замены устаревших технологий в производстве
на передовые, отвечающие реалиям современности.
Ядром структурных изменений
экономики выступает инновационная
сфера, и степень ее развития определяет
скорость и качество протекающих
в национальной экономике преобразований.
Обновление технологий в
производственной сфере — процесс по своей
сути интегрирующий, привлекающий человеческие,
интеллектуальные и материальные ресурсы
из различных источников.
В современных условиях актуальное
значение приобретают вопросы влияния
инвестиций на социальную политику государства.
Взаимосвязь инвестиций и социального
фактора развития государства проявляется
в следующем:
- во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;
- во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.
Главной целью социально-экономической
политики Российской Федерации является
последовательное повышение уровня
жизни населения, снижение социального
неравенства, сохранение и приумножение
культурных традиций, восстановление
экономической и политической роли
страны в мировом сообществе. В
связи с этим безусловным приоритетом
в области социальной политики являются
инвестиции в человека. Такого рода
инвестиции направляются на создание
условий для реализации гражданами
своих прав на образование; улучшение
состояния здоровья; создание эффективного
цивилизованного рынка труда; развитие
культурного потенциала и сохранение
культурного наследия страны; усиление
адресности социальной поддержки населения.
Однако они возможны только в результате
коренной модернизации экономики, экономической
политики, нацеленной на создание благоприятного
предпринимательского и инвестиционного
климата. Ключевым направлением должно
стать создание финансовой инфраструктуры,
способной трансформировать сбережения
населения в инвестиции.
Инвестирование социальной
сферы поможет заложить фундамент
для повышения мобильности рабочей
силы, регулирования труда и занятости,
установит необходимый уровень
социальной поддержки населения, создаст
условия для обеспечения высокого
уровня социального потребления.
Основными направлениями
повышения эффективности использования
различных механизмов государственной
инвестиционной политики являются:
- создание эффективной системы мониторинга всех форм осуществления государственной инвестиционной политики, обеспечивающей возможности оценки на заданном временном интервале бюджетной эффективности поддержки конкретного предприятия;
- обеспечение комплексности и согласованности государственных мер поддержки на уровне конкретных предприятий, сокращение сроков принятия решений и четкая фиксация временных рамок и последовательности их принятия;
- разработка согласованных на местном и федеральном уровне мер стимулирования инвестиционной деятельности (к примеру, путем определения концепции промышленной политики). Это включает: обеспечение единства базовых критериев предоставления поддержки и основных требований по предоставляемой информации, консолидацию ресурсов на конкретных перспективных направлениях.
Таким образом, роль государственной
инвестиционной политики должна заключаться,
прежде всего, в создании необходимых
предпосылок для улучшения инвестиционного
климата, условий инвестирования для
частного капитала и способствовать,
таким образом, увеличению притока
частных инвестиций. При этом использование
государственных инвестиций должно
быть направлено на реализацию следующих
целей:
1) создание страховых
и гарантийных фондов, предназначенных
для снижения инвестиционных
рисков, повышения надежности и
гарантированности частных инвестиций,
в том числе иностранных (т.е.
инвестиций в фонды, служащие
обеспечением в процессе привлечения
более масштабных частных инвестиций);
2) обеспечение создания
и развития инфраструктурных
элементов и «локомотивных» производств,
которые в наибольшей степени
стимулируют ускоренное развитие
народнохозяйственных комплексов (т.е.
инвестирование непосредственно
в объекты народного хозяйства).
5.2.Государственное
регулирование инвестиционной деятельности
Рыночная экономика, несмотря
на ее многие преимущества, неспособна
автоматически регулировать предпринимательскую
и инвестиционную деятельность, а
также социально-экономические процессы
в интересах всего общества. Она
не обеспечивает социально справедливое
распределение дохода, не гарантирует
право на труд, не нацеливает на охрану
окружающей среды и не поддерживает
незащищенные слои общества. Обо всем
этом должно позаботиться государство.
Для выполнения своих функций
по регулированию экономики государство
должно использовать как экономические,
так и административные методы воздействия
на инвестиционную деятельность и экономику
страны.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности предусматривает
создание благоприятных условий
путем:
- совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; защиты интересов инвесторов.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
осуществляется органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности предусматривает:
1) создание
благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- защиты интересов инвесторов;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие
государства в инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений,
путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов, в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением.
Все инвестиционные проекты,
независимо от источников финансирования
и форм собственности объектов капитальных
вложений, до их утверждения подлежат
экспертизе в соответствии с законодательством
Российской Федерации
Экспертиза инвестиционных
проектов проводится в целях предотвращения
создания объектов, использование которых
нарушает права физических и юридических
лиц и интересы государства или
не отвечает требованиям утвержденных
в установленном порядке стандартов
(норм и правил), а также для
оценки эффективности осуществляемых
капитальных вложений.
Инвестиционные проекты,
финансируемые за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также инвестиционные
проекты, имеющие важное народнохозяйственное
значение, независимо от источников финансирования
и форм собственности объектов капитальных
вложений, подлежат государственной
экспертизе, осуществляемой уполномоченными
на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной
экспертизы инвестиционных проектов определяется
Правительством Российской Федерации
Государство гарантирует
всем субъектам инвестиционной деятельности,
независимо от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестирования;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
- защиту капитальных вложений.
Таким образом, государственное
регулирование инвестиционной деятельности
позволяет обеспечить достаточный
уровень инвестиционной активности,
соблюдение законных прав участников
инвестиционного процесса, а также
реализацию целей и задач инвестиционной
политики государства.
6.Финансовые инвестиции. Понятие
инвестиционного портфеля
6.1.Особенности
и формы осуществления финансовых
инвестиций на предприятии