Сущность и финансово-экономическое содержание инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Природа инвестиционного процесса. Цели и задачи инвестиционной политики. Особые формы финансирования инвестиционных проектов. Виды инвестиционных ресурсов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Работа содержит 1 файл

инвестиции конспект.docx

— 245.48 Кб (Скачать)

Кt  — капитальные вложения;

ПОКt  — прирост оборотного капитала.

Чистая  прибыль определяется по формуле:

 (10.7)

где Дt  — общий объем продаж t-периода (за вычетом НДС);

ИПt  — издержки производства в t-периоде;

Нt  — налог на прибыль в t-периоде.

Издержки  производства включают следующие затраты:

ИПt = Сt + Mt + KИt + Эt + PСt + PMt + ЗЧt + ЗHPt + AHPt + СБt + At ,

где Сt  — затраты на сырье;

Mt  — затраты на материалы;

t  — затраты на покупку комплектующих изделий;

Эt  — затраты на топливо, тепло, пар и т. п.;

t  — расходы на оплату производственного персонала, включая отчисления на социальные нужды;

PMt  — затраты на обслуживание и ремонт оборудования (без зарплаты);

ЗЧt  — затраты на запасные части для ремонта основного и вспомогательного оборудования;

ЗHPt  — заводские накладные расходы;

AHPt  — административные накладные расходы;

СБt  — издержки сбыта и распределения;

At  — амортизационные отчисления.

Иногда из издержек производства выделяются для дальнейшего анализа  и расчетов еще две группы издержек — заводские издержки и эксплуатационные затраты:

ЗИt = Сt + Mt + KИt + Эt + PMt + ЗЧt + ЗHPt ,

где ЗИt  — заводские издержки.

Налоги могут оказывать  существенное воздействие на оценку денежных потоков. Во многих случаях  влияние налогов может стать  определяющим в том, состоится проект или нет.

Особое место среди  производственных издержек занимают амортизационные отчисления. Поскольку при исчислении прибыли амортизация вычитается, увеличение амортизационных отчислений уменьшает налогооблагаемую базу. Однако амортизация не вызывает оттока денежных средств, не затрагивает денежных потоков. Это учтено в формуле. Следует сказать, что наличие амортизации является благоприятным фактором, поскольку увеличение амортизации приводит к уменьшению налога на прибыль, а следовательно, к увеличению сальдо денежного потока.

Наряду с инвестициями в основной капитал (здания, машины и т.д.) при финансовом анализе большое внимание уделяется определению потребности создаваемого производства в оборотном капитале и ее изменениям с изменением масштабов производства и других факторов. На величину оборотного капитана влияют продолжительность производственного цикла, сложившаяся практика оплаты счетов поставщиков и потребителей, планируемые запасы сырья, материалов, готовой продукции и т.д.

В этом разделе приводятся основные расчетные формулы для  оценки величины оборотного капитала, необходимого для реализации инвестиционного  проекта.

Величина чистого оборотного капитала в году t определяется следующей формулой:

OKt = AKt – ПOCt (10.8)

где t = 0, 1, 2, ..., п;

OKt  — величина чистого оборотного капитала;

AKt  — текущие активы;

ПOCt  — подлежащие оплате счета.

В свою очередь, текущие активы равны:

AKt = ДЗt + ЗСt + ЗМt + ЗКИt + ЗЭt + ЗЗЧt + НПt + ГПt + КНt ,

где ДЗt  — дебиторская задолженность;

ЗСt , ЗМt , ЗКИt , ЗЭt , ЗЗЧt — стоимость запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и топлива, запчастей;

НПt  — стоимость незавершенного производства;

ГПt  — стоимость запасов готовой продукции;

КНt  — кассовая наличность.

В расчете потребности  в оборотном капитале существенную роль играет минимальное число дней запаса. Минимальное число дней запаса соответствующего элемента рассчитывается по нормам, задается из практики или  определяется экспертным путем. Число  годовых оборотов соответствующего вида запасов рассчитывается по формуле:

где Пj  — число оборотов j-го вида запасов;

ДНj  — минимальное число дней запасов j-го вида.

Объем кассовой наличности оценивается по формуле:

где PСt  — расходы на оплату производственного персонала (включая отчисления);

Кз и Ка  — доли заработной платы в заводских и административных накладных расходах.

Подлежащие оплате счета (кредиторская задолженность) определяются по формуле:

где ПOCt  — число оборотов кредиторской задолженности за год.

Приведенные в этом разделе  формулы служат предварительной  оценке величины оборотного капитала, которая должна быть уточнена в результате проведения проектных работ по инвестиционному  проекту.

При расчетах чистого потока платежей во внимание принимается изменение  величины оборотного капитала в последующем  периоде по сравнению с предыдущим:

Если среднегодовой уровень  оборотных средств увеличивается, это вызывает отток средств с  предприятия, если уменьшается — приток.

10.2.Этапы  оценки инвестиций

Общий порядок работы по оценке инвестиционного проекта, вне  зависимости от отраслевой принадлежности и степени сложности последнего, может быть разбит на следующие пять этапов:

1) подготовка (сбор и верификация)  исходных данных;

2) выполнение предварительных  расчетов, выявление «узких мест»  проекта и оценка его финансовой  состоятельности;

3) корректировка или дополнение  исходных данных по результатам  предварительных расчетов и финансовой  оценки;

4) выполнение окончательных  расчетов, развернутый анализ полученной  информации, оценка эффективности  инвестиций и оценка риска;

5) интерпретация результатов  анализа и подготовка отчета (заключения) о целесообразности осуществления  проекта.

Для оценки большого числа  проектов (а у предприятия даже среднего масштаба их могут быть десятки) необходима четкая организация такой  работы. Это, в свою очередь, предполагает определенную унификацию подходов к  сбору и анализу первичной  информации, а также единство методики, используемой для получения и  интерпретации результирующих показателей.

По разным сведениям, подготовка и обработка исходных данных для  комплексной оценки инвестиционного  проекта занимает от 50 до 90 процентов  общих трудозатрат, в зависимости  от типа (уровня) прединвестиционных исследований.

Что касается выполнения расчетов, то в настоящее время на Западе они практически полностью автоматизированы (достаточно сослаться на пакет COMFAR, ставший, несмотря на все его недостатки, эталоном проведения анализа долгосрочных проектов).

Интегрированная система документации

Необходимость использования  стандартных подходов к подготовке и проведению технико-экономических  исследований вызвала к жизни  концепцию так называемой «интегрированной системы документации» (integrated documentation system). Впервые этот термин использовали в конце 60-х годов американские экономисты для обозначения набора универсальных табличных форм или схем (schedules) для оценки инвестиций.

В соответствии с нашим  пониманием этой концепции, интегрированная  система документации должна отвечать следующим четырем требованиям:

1) единый информационный  стандарт;

2) полнота (информативность);

3) взаимосвязь;

4) универсальность.

Единый стандарт представления  информации не предполагает каких-либо жестких требований, предъявляемых  к структуре табличных форм. Смысл  данного принципа заключается в  необходимости использования при  подготовке исходных данных и оформлении результатов расчетов бюджетного подхода  или метода потоков денежных средств. Все таблицы должны иметь единый временной масштаб, обеспечивающий возможность их сопоставления между  собой.

Принцип полноты или информативности  представляет собой требование того, чтобы любая информационная единица (число, показатель) была представлена по возможности в наиболее развернутом  виде. Так, например, вся информация, содержащаяся в базовых формах финансовой оценки, должна иметь комментарии, расшифровку  либо ссылки на таблицы с исходными  данными.

Принцип взаимосвязи означает, что итоговая (результирующая) информация одних форм, как правило, является исходными данными для других. Сюда же должно быть отнесено и требование взаимного соответствия (непротиворечивости) базовых форм финансовой оценки.

Последним из четырех перечисленных  требований, предъявляемых к интегрированной  системе документации, является требование универсальности форм, то есть их пригодности  для выполнения оценки самых различных  проектов, независимо от масштабов, продолжительности  и сферы деятельности.

На схеме выделены четыре блока исходной информации: выручка  от реализации, инвестиционные затраты, текущие затраты и источники  финансирования. Итоговые таблицы каждого  блока составляются на основе вспомогательных  форм, число которых может варьироваться  в зависимости от сложности решаемой задачи оценки проекта. Линии, связывающие  указанные четыре блока между  собой и каждый из них в отдельности — с блоком базовых форм оценки проекта, означают однонаправленную передачу или взаимный обмен информацией.

Следуя приведенной выше схеме, рассмотрим подробнее структуру  исходной информации, используемой для  оценки инвестиционных проектов.

Первый блок форм подготовки исходных данных — «Выручка от реализации» — представлен, как правило, одной таблицей, отражающей состав и объем всей товарной продукции инвестиционного проекта. Иногда здесь же рассчитываются суммы акцизных и таможенных сборов, налогов с оборота или на добавленную стоимость, а также сбытовые накладные расходы [sales and distrubution (overhead) costs — издержки сбыта и распределения] и поступления от прочей реализации и внереализационной деятельности.

Блок «Инвестиционные  затраты» должен содержать в том  или ином виде смету капитальных  затрат и расчет потребности в  оборотном капитале. В последнем  случае для этого необходимо использовать информацию о структуре текущих  издержек.

На основании данных о  величине постоянных инвестиционных затрат здесь же может выполняться расчет сумм амортизационных отчислений [depreciation charges].

Самым значительным по объему и числу форм является блок «Текущие затраты» [production costs]. Для подготовки итоговой таблицы блока может  потребоваться несколько вспомогательных  форм, например, «Прямые материальные затраты» [direct materials and inputs (costs)], «Заработная  плата» [manpower/labour costs], «Общехозяйственные накладные расходы» [factory overheads], «Административные  накладные расходы» [administrative overheads]. Сюда же включаются и уже упомянутые издержки сбыта и распределения, амортизационные отчисления и данные об обслуживании внешней задолженности.

Важно, чтобы структура  результирующей табличной формы  позволяла проводить анализ текущих  затрат. С этой целью обычно, наряду с общей суммой, подсчитываются промежуточные  итоги — «Прямые затраты» или «Заводские (технологические) затраты» [factory costs], а также «Операционные (функциональные) затраты».

Особо нужно отметить, что  последующая оценка эффективности  инвестиций требует, чтобы амортизационные  отчисления, наряду с финансовыми  накладными расходами [financial overhead costs или cost of finance], под которыми понимаются выплаты процентов по ссудам и  облигациям [interest], не включались, как  это обычно практикуется, в состав административных накладных расходов.

Четвертый блок исходных данных должен содержать информацию об используемых в проекте источниках финансирования [sources of finance]. В рассматриваемом контексте  под последними подразумеваются  «внешние» (по отношению к проекту) источники: акционерный или учредительский капитал (собственные средства), ссуды  и кредиты (заемные средства), гранты, субсидии и т.п. Величина накопленной нераспределенной прибыли и суммы износа постоянных активов («внутренние» источники) будут определяться непосредственно в процессе расчетов.

В формах, включаемых в указанный  блок, должны быть указаны условия  выплаты процентов и дивидендов, а также определены графики погашения  задолженности или выкупа облигаций.


Информация о работе Сущность и финансово-экономическое содержание инвестиций