Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:54, научная работа
Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов
-провести обзор нормативно-правовой базы
-изучить текущее состояние инвестиционного климата в России
- ознакомиться с изменениями законодательства в Российской Федерации
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций……………………………..3
1.1. Налоговые льготы…………………………………………………………….3
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений………………………………………………………………..5
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России…………………………………………………………………………….12
2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)………..12
2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………............27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Налоговые льготы……………………………………
1.2.Финансовые и прочие формы
стимулирования иностранных
1.3. Обзор нормативно-правовой
ГЛАВА 2. Текущее состояние инвестиционного
климата и бизнес-среды в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение
Введение
Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. Наибольшую роль в привлечении средств играют макроэкономические факторы, в том числе емкость внутреннего рынка, валютная, политическая стабильность, а также уровень развития инфраструктуры и квалификация рабочей силы. Кроме того, важна инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Инвестиционная политика определяет специфику направления вложений средств, обеспечивающих регулирование допуска зарубежных инвестиций в принимающую экономику, а также способы их стимулирования.
Инвестиционная политика
реализуется как на основном (национальном)
уровне, так и на двустороннем, региональном
и многостороннем уровнях. Каждый из
уровней регулирования
Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инвестиций.
Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов
-провести обзор нормативно-
-изучить текущее состояние
- ознакомиться с изменениями законодательства в Российской Федерации
Глава 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций
Секретариат ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН) разработал классификацию средств, позволяющих стимулировать иностранные капиталовложения. Выделяют три группы льгот:
- фискальные (налоговые) льготы;
- финансовые льготы;
- прочие льготы.
Политика стимулирования инвесторов
в развитых и развивающихся странах
различается весьма существенно.
В практике стимулирования инвесторов
промышленно развитых стран преобладают
финансовые средства, а для развивающихся
государств и стран с переходной экономикой
- фискальные и налоговые средства стимулирования
1.1. Налоговые льготы
Чаще всего используются следующие налоговые льготы:
- налоговые каникулы;
- инвестиционные скидки;
- налоговый кредит;
- ускоренная амортизация;
- инвестиционные субсидии;
- льготное косвенное
Самые популярные налоговые льготы – налоговые каникулы, выражающиеся в отсрочке от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой объявленной прибыли. Сроки и условия предоставления налоговых каникул различны в разных странах. Как правило, они предоставляются на 2–10 лет.
Налоговые каникулы предпочтительны для компаний по нескольким причинам:
- благоприятны для инвесторов,
ожидающих высоких прибылей и
вкладывающих капитал
- обеспечивают большие
- ограниченный срок налоговых
каникул стимулирует приток
Более действенными инструментами для привлечения капитала являются инвестиционные скидки и налоговый кредит. Доходы от применения этих льгот более прозрачны, их легче контролировать.
Система налогового кредита
проста и эффективна. Если сумма налогового
кредита, предоставляемого компании, определена,
эта сумма перечисляется на специальный
налоговый счет. Компания, получившая
налоговый кредит, считается обычным налогоплательщиком,
Инвестиционные скидки, предполагающие снижение налоговых ставок, применяются аналогично налоговым кредитам и оказывают аналогичный эффект. Единственное различие между ними заключается в следующем. Корпоративный налог взимается по нескольким ставкам, тогда как сумма инвестиционной скидки определяется в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки.
Инвестиционные субсидии – разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов. Инвестиционные субсидии выражаются в снижении налоговых ставок и выделении государственных дотаций. Инвестиционные субсидии индивидуального характера могут предоставляться в прямой форме на основе соглашений между правительственными структурами и зарубежными инвесторами. Эти соглашения конфиденциальны, их содержание не афишируется.
Ускоренная амортизация – увеличение годовых амортизационных отчислений, предполагающее, что часть прибыли относится на издержки производства и освобождается от налогообложения. По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества: во-первых, она обходится дешевле. Во-вторых, если ускоренная амортизация применяется на временной основе, она может стимулировать краткосрочный рост капиталовложений. При этом инвесторы вкладывают средства, рассчитывая на будущий эффект.
Льготное косвенное налогообложение предполагает освобождение от НДС сырья и капиталоемких товаров, снижение или ликвидацию на определенный срок ставок таможенных пошлин, а также введение системы условно беспошлинного ввоза. Льготы подобного рода применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма этих льгот – ликвидация или уменьшение ставок импортных таможенных пошлин.
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений.
Помимо налоговых льгот, для привлечения зарубежных инвестиций многие страны широко используют финансовые и прочие стимулы.
К финансовым льготам относятся:
1) прямые субсидии на покрытие
части капитальных расходов, производственных
или маркетинговых расходов
2) субсидированные займы;
3) гарантии на предоставляемые займы;
4) гарантированные экспортные
5) участие государственного
6) государственное страхование
льготных кредитов для
К группе прочих льгот относятся:
1) субсидирование расходов на
создание или реконструкцию
2) субсидирование услуг, в том числе помощь с источниками финансирования, разработкой проектов, предоставлением информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, при подготовке кадров, в предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля качества;
3) преференциальные
4) закрытие рынка для
5) защита инвесторов от
6) специальные программы по
В развивающихся странах широко распространены программы содействия привлечению инвестиций. Такие программы охватывают экспорто – ориентированные компании, а также физических лиц, производящих товары (кроме нефти) и осуществляющих прямой экспорт на сумму не менее 2 млн. долл. в год.
Независимо от уровня экономического развития разные страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. В частности, компании, вкладывающие средства в менее развитые регионы, получают 100%-ную скидку с налогооблагаемого дохода в отношении издержек на строительство инфраструктуры, 100%-ную скидку с налогооблагаемых сумм оплаты стоимости рабочей силы, а также льготы, аналогичные предоставляемым приоритетным компаниям.
Поддерживается также
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности
Анализ законодательной базы в
области инвестиций и инвестиционной
деятельности я начинаю с Конституции
Российской Федерации. Конституция РФ, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993
года, закрепляет общие права инвесторов
как граждан РФ и свободу экономической
деятельности в форме инвестиций. В соответствие
с Конституцией, «каждый имеет право на
свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом деятельности»
. В Российской Федерации гарантируется
единство экономического пространства,
свободное перемещение имущества и финансовых
средств . Этот принцип очень важен, так
как позволяет производить инвестиции
в любой регион России, в любое предприятие
независимо от местоположения инвестора.
Конституция запрещает установление на
территории РФ таможенных границ, пошлин
и каких-либо других препятствий для перемещения
товаров и финансовых средств.
Следующий за Конституцией уровень законодательства
– кодексы законов РФ.
Гражданский кодекс РФ,
часть 1 (№51-ФЗ от 30 ноября 1994 года) и часть
2 (№14-ФЗ от 26 января 1996 года) регулирует
предпринимательскую, в том числе инвестиционную
деятельность, определяя ее общие принципы.
Для осуществления инвестиционной деятельности
важное значение имеет дееспособность
(для физических лиц) и правоспособность
(для юридических лиц)
Гражданский кодекс четко определяет
объекты инвестирования: ценные бумаги
(ст. 142-149), земля и недвижимость (ст. 549-557),
предприятия как имущественные комплексы
(ст. 559-566), банковские счета и вклады (главы
44 и 45).
Налоговый кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей:
часть первая №146 ФЗ от 31 июля 1998 г.-устанавливает
систему налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, а также общие принципы налогообложения
в РФ; часть 2 №118-ФЗ от 5 августа 2000 - определяет
порядок взимания налогов.
Налоговый кодекс устанавливает, что «каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы» и это относится и к инвесторам.
Сами по себе инвестиции, если они производятся
в денежной форме, налогообложению не
подлежат, однако результаты инвестирования
являются объектом налогообложения.
Непосредственное отношение к инвестициям
имеют статьи 66-68 НК РФ, касающиеся инвестиционного
налогового кредита. Инвестиционный налоговый
кредит как «изменение срока уплаты налога,
при котором организации… предоставляется
возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшить
свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов» представляет собой опосредованную
инвестицию государства в хозяйствующий
субъект. Важно то, что данная инвестиция
долгосрочна (от 1 до 5 лет) и предоставляется
на приемлемых условиях (ставка по кредиту
не может превышать 3/4 ставки рефинансирования
ЦБ).
Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетный кодекс РФ №159-ФЗ от 9 июля 1999
года не только устанавливает правовые
основы функционирования бюджетной системы
РФ, но и определяет инвестиционную деятельность
государства в рамках бюджета, а также
особенности инвестиций в государственные
ценные бумаги.
Бюджетный кодекс, деля все расходы бюджета
на текущие и капитальные , относит к капитальным
расходам бюджета средства, предназначенные
для инвестиций в действующие или вновь
создаваемые юридические лица, бюджетные
кредиты юридическим лицам, а также расходы
на проведение ремонта и другие капитальные
расходы, связанные с собственностью государства
. В рамках капитальных расходов формируется
бюджет развития РФ. Приоритетными для
бюджетных инвестиций признаются федеральные
целевые программы, предусматривающие
расходы на инвестиции в сумме более 200000
МРОТ (Миним́альный разм́ер опл́аты труд́а).
Федеральные законы РФ
в области инвестиций:
Федеральный закон «Об инвестиционной
деятельности в РФ, осуществляемой в форме
капитальных вложений» от 25 февраля
1999 года №39-ФЗ (с изменениями и дополнениями
от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ) определяет правовые и экономические
основы инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений
на территории Российской Федерации, а
также устанавливает гарантии равной
защиты прав, интересов и имущества субъектов
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений. При этом
под капитальными вложениями понимаются
«инвестиции в основной капитал (основные
средства)». Стоит отметить, что действие
закона не распространяется на инвестиции
в банки, страховые организации. Весьма
подробно в Законе рассмотрено государственное
регулирование инвестиционной деятельности
в форме капитальных вложений (глава III),
оно направлено как на создание благоприятных
условий инвестиционной деятельности,
так и на непосредственное участие государства
в инвестиционных проектах. Особо следует
отметить возможность предоставления
государством гарантий по инвестиционным
проектам и финансирования инвестиционных
проектов из бюджета развития. Федеральный закон «Об
иностранных инвестициях в РФ» принятый
9 июля 1999 г. №160-ФЗ (с изменениями от 29.04.2008
N 58-ФЗ,от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 16.11.2011 N 322-ФЗ,от
06.12.2011 N 409-ФЗ) определяет основные гарантии
прав иностранных инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль,
а также условия предпринимательской
деятельности иностранных инвесторов
на территории Российской Федерации. Следует
отметить, что Закон не распространяется
на иностранные инвестиции в банки, страховые
и некоммерческие организации.
Закон определяет иностранного инвестора
как «иностранное юридическое лицо которое
вправе осуществлять инвестиции на территории
Российской Федерации» , а иностранную
инвестицию как «вложение иностранного
капитала в объект предпринимательской
деятельности на территории Российской
Федерации в виде объектов гражданских
прав» . В Законе также определены следующие
понятия: прямая иностранная инвестиция
(приобретение иностранным инвестором
не менее 10% в уставном (складочном) капитале
коммерческой организации РФ), приоритетный
инвестиционный проект (проект с иностранными
инвестициями свыше 1 млрд. руб. или с долей
иностранного инвестора в уставном (складочном
капитале) не менее 100 млн руб.), срок окупаемости
инвестиционного проекта, реинвестирование,
совокупная налоговая нагрузка.
Важным положением Закона является
гарантия полной и безусловной защиты
прав иностранного инвестора; иностранный
инвестор получает «право на возмещение
убытков, причиненных ему в результате
незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
или должностных лиц этих органов». Кроме
того, иностранному инвестору гарантируется
свобода использования прибыли и доходов,
в том числе и перевод средств после уплаты
всех налогов за границу.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе
продукции». Природные богатства России
могут быть предметом интереса как отечественных,
так и иностранных инвесторов. Федеральный
закон «О соглашениях о разделе продукции»
№225-ФЗ от 30 декабря 1995 г.принят в развитие
законодательства Российской Федерации
в области недропользования и инвестиционной
деятельности, устанавливает правовые
основы отношений, возникающих в процессе
осуществления российских и иностранных
инвестиций в поиски, разведку и добычу
минерального сырья на территории Российской
Федерации, а также на континентальном
шельфе и в пределах исключительной экономической
зоны Российской Федерации на условиях
соглашений о разделе продукции.
Федеральный закон
«О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг». Часто инвестиции
осуществляются в эмиссионные ценные
бумаги (акции, облигации). Целям обеспечения
государственной и общественной защиты
прав и законных интересов физических
и юридических лиц, объектом инвестирования
которых являются эмиссионные ценные
бумаги, а также определения порядка выплаты
компенсаций и предоставления иных форм
возмещения ущерба инвесторам - физическим
лицам, причиненного противоправными
действиями эмитентов и других участников
рынка ценных бумаг служит Федеральный
закон «О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ
от 5 марта 1999 года.
Федеральный закон «О бюджете развития
РФ». Федеральный закон «О бюджете
развития Российской Федерации» №181-ФЗ
от 26 ноября 1998 г. определяет правовые
и организационные основы формирования
и расходования средств федерального
бюджета, предназначенных для осуществления
на конкурсной основе государственной
поддержки инвесторов, финансирующих
высокоэффективные инвестиционные проекты.
Федеральный закон
«Об акционерных обществах». Федеральный
закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ
от 26.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями
от от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 14.06.2012 N 77-ФЗ,от 28.07.2012
N 145-ФЗ,) устанавливает общие положения
об акционерном обществе. Этот Закон интересен,
так как именно акционерные общества являются
наиболее привлекательным объектом для
инвестиций.
Федеральный закон «О лизинге». Федеральный
закон «О лизинге» №164-ФЗ от 29 октября
1998 г. ставит целью развитие форм инвестиций
в средства производства на основе операций
лизинга, защиту прав собственности, прав
участников инвестиционного процесса,
обеспечение эффективности инвестирования.
Информация о работе Стимулирование прямых иностранных инвестиций