Специфика оценки инвестиционных проектов в железнодорожной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост и инвестиции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, инвестиции создают материальную основу для поступательного развития предприятия, результаты которого, в свою очередь, являются источником средств для новых капитальных вложений. Инвестирование - это основная форма практического осуществления экономической стратегии предприятия. Без прироста активов или обновления их состава коммерческие организации не могут успешно развиваться в долгосрочном периоде. Инвестиционная политика предприятия является важнейшей составной частью его общей стратегии развития. (7

Содержание

Введение
1 Сущность и понятие инвестиций
1.1 Виды инвестиций
1.2 Источники финансирования
2 Основные принципы специфики анализа инвестиционных проектов
2.1 Характеристика видов инвестиционных проектов
2.2 Основные показатели, применяемые при анализе проектов
3 Специфика инвестиционных проектов, реализуемых на железнодорожном транспорте.
3.1 Основные факторы, определяющие специфику инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте
3.2 Основные положения оценки эффективности инвестиционных проектов
3.3 Итоги выполнения инвестиционной программы ОАО “ РЖД” и Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО “РЖД” за 2006 год
заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Специфика оценки инвестиционных проектов ж д.rtf

— 691.84 Кб (Скачать)

     При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений, которые могут быть связаны с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов. (8)

     Индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index, PI) рассчитывается на основе показателя NPV и характеризует доход на единицу затрат; именно этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченности общего объема инвестиций.9 (7)

     Индекс рентабельности инвестиций рассчитывается по формуле: 

            (2.2) 

     где Investments - начальные инвестиции;

     CFt - денежные поступления (валовая выручка);

     I - инвестиционные затраты в месяц;

     r - процентная ставка или ставка рефинансирования;

     t - период;

     n - длительность проекта. 

     Если: РI > 1, то проект следует принять; РI < 1, то проект следует отвергнуть; PI = 1, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

     В отличие от показателя NPV индекс рентабельности является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений (чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект). Поэтому критерий РI очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV.

     Внутренняя норма доходности - ВНД (internal rate of return, IRR - внутренняя норма прибыли) - является наиболее сложным и совершенно новым показателем для нас с позиции механизма его расчета. (3)

     Внутренняя норма доходности - это норма дисконта Евп, при которой величина дисконтированных доходов от инвестиционного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, т.е. NPV = 0 и инвестиции являются окупаемой операцией.10 Это означает, что предполагается полная капитализация полученных чистых доходов, т.е. все образующиеся свободные денежные средства должны быть реинвестированы либо направлены на погашение внешней задолженности. ВНД, по существу, уровень окупаемости инвестиций определяется из решения следующего уравнения: 

      ,    (2.3) 

     Решить это уравнение довольно сложно, поэтому предлагается решение методом подбора: (3) 

      ,       (2.4) 

     где ПЗ - положительное значение чистой текущей стоимости при низкой ставке процента Е1;

     QЗ - отрицательное значение чистой текущей стоимости при высокой норме процента. 

     Если NPV дает ответ на вопрос, является ли инвестиционный проект эффективным при некоторой заданной норме дисконта Е, то ВНД определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если индекс доходности показывает уровень эффективности при одном ограничении - принятой норме дисконта, то ВНД лишена этого ограничения. (2)

     Экономический смысл критерия IRR заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов по проекту. В то же время предприятие может реализовывать любые инвестиционные проекты, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя цены капитала (Cost of Capital, СС). Под последним понимается цена целевого источника, если таковой имеется. Именно с показателем СС сравнивается критерий IRR, рассчитанный для конкретного проекта. При этом если: IRR > CC, то проект следует принять; IRR < CC, то проект следует отвергнуть; IRR = CC, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным. При прочих равных условиях большее значение IRR считается предпочтительным.11

     При оценке эффективности капитальных вложений следует обязательно учитывать влияние инфляции. Это достигается путем корректировки элементов денежного потока или коэффициента дисконтирования на индекс инфляции.

     Наиболее совершенной является методика, предусматривающая корректировку всех факторов (в частности, объема выручки и переменных расходов), влияющих на денежные потоки проектов. При этом используются различные индексы, поскольку динамика цен на продукцию предприятия и потребляемое им сырье может существенно отличаться от динамики инфляции. Рассчитанные с учетом инфляции денежные потоки анализируются с помощью критерия NPV. (3)

     Как показали результаты многочисленных обследований практики принятия решений в области инвестиционной политики в условиях рынка, в анализе эффективности инвестиционных проектов наиболее часто применяются критерии NPV и IRR. Однако возможны ситуации, когда эти критерии противоречат друг другу, например, при оценке альтернативных проектов.12

     IRR является относительным показателем, и на его основе невозможно сделать правильные выводы об альтернативных проектах с позиции их возможного вклада в увеличение капитала предприятия. Этот недостаток особенно четко проявляется, если проекты существенно различаются по величине денежных потоков.

     Более реалистичные прогнозы дает дисконтированный период окупаемости - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного притока,13 т.е. с пересчетом на будущую стоимость денег и в данном случае чистый денежный поток дисконтируется, рассчитываясь по формуле: 

            (2.5) 

     где Investments - начальные инвестиции;

     CFt - денежные поступления (валовая выручка);

     I - инвестиционные затраты в месяц;

     r - процентная ставка или ставка рефинансирования;

     t - период;

     n - длительность проекта. (8) 
 
 
 
 
 
 
 

3.СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.1 Основные факторы, определяющие специфику инвестиционных проектов на ж/д транспорте

 

К указанным факторам относятся:

обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом;

планирование инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" в формате среднесрочной (трехлетней) инвестиционной программы;

реализация дальнейшего развития процесса реформирования железнодорожного транспорта путем образования (с участием ОАО "РЖД") дочерних структур и участие материнской компании в инвестициях в инвестиционных проектах дочерних образований;

необходимость значительных инвестиций в обновление основных производственных фондов железнодорожного транспорта в связи с высоким уровнем их износа; (3)

единство сети железных дорог и технологий обеспечения перевозок, обуславливающее определенные подходы к формированию границ рассмотрения инвестиционного проекта (полигона влияния проекта), направленного на развитие инфраструктуры сети железных дорог;

как правило, масштабность реализуемых инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте, как с точки зрения потребляемых ресурсов, так и с точки зрения воздействия на окружающую среду в широком смысле;

расширяющееся присутствие на рынке железнодорожных перевозок (главным образом в высокодоходных его сегментах) частных операторов с собственным или арендованным подвижным составом;

отсутствие практики применения Федерального закона "О концессионных соглашениях" в целях привлечения инвестиций в реализацию проектов на железнодорожном транспорте при наличии законодательных ограничений по свободному обороту имущества ОАО "РЖД"; (2)

значительная доля собственных средств ОАО "РЖД" в осуществляемых инвестициях, и необходимость в связи с этим установления единой отраслевой нормы дисконта в целях создания сопоставимых условий для сравнения рассматриваемых проектов при формировании инвестиционной программ ОАО "РЖД";

двойственность положения ОАО "РЖД" как субъекта экономики - с одной стороны Компания является коммерческой организацией (со стопроцентной принадлежностью ее акций государству), с другой стороны, в силу монопольного статуса, деятельность компании регулируется государством, в том числе через контроль за тарифами по социально-значимым перевозкам; (1)

организационно-правовая структура ОАО "РЖД", при которой финансовые результаты от осуществления основной деятельности Компании (железнодорожные перевозки) формируются в центральном аппарате Компании в целом для ОАО "РЖД";

необходимость учета положений действующих в ОАО "РЖД" документов, регламентирующих инвестиционную деятельность Компании (Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса по формированию инвестиционной программы ОАО "РЖД", Требования к содержанию "Обоснования инвестиций по решению целевой инвестиционной задачи", Инвестиционная заявка, Техническое задание на разработку обоснования инвестиций по решению целевой инвестиционной задачи);

наличие в структуре среднесрочной программы ОАО "РЖД" инвестиционных проектов социальной направленности и необходимость в связи с этим выработки общих рекомендаций и подходов к оценке их экономической эффективности.

Вышеуказанные факторы могут оказывать влияние на формирование структуры инвестиционных проектов, подходы к обоснованию экономической целесообразности инвестиций ОАО "РЖД" в различные проекты и методы выполнения расчетов экономической эффективности указанных проектов [18].

3.2 Основные положения оценки эффективности инвестиционных проектов

 

Оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется на основе следующих основных положений (принципов), применимых к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей, в том числе реализуемым на железнодорожном транспорте.

    Системность оценки. Использование указанного принципа предполагает учет структуры проекта, условий его реализации и окружения (экономического, социального, экологического, политического), требует анализа взаимодействия элементов проекта с "окружающей средой". Вследствие этого при оценке общественной (народнохозяйственной, региональной) эффективности проектов необходимо включать в оценку как прямые (внутренние), косвенные (внешние), так и синергические эффекты (эффекты взаимодействия). При оценке коммерческой эффективности проектов для конкретного участника (например, ОАО "РЖД") учитываются только прямые (внутренние) эффекты. (3)

    Возможность наличия нескольких участников проекта, имеющих не совпадающие цели и интересы. В большинстве случаев ориентированные на коммерческие цели участники стремятся максимизировать получаемую от проекта (за весь период его реализации) чистую экономическую прибыль. Поэтому следует проводить системный анализ важнейших факторов, влияющих на затраты и результаты каждого участника, взаимоотношений между участниками проекта и их экономическим окружением. Для этого в проекте должно быть описание механизма взаимодействия всех участников проекта (организационно-экономического механизма реализации проекта).

    Многообразие существенных последствий реализации проекта как непосредственно экономических, так и внеэкономических. В тех случаях, когда учет внеэкономических последствий реализации проекта допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет внеэкономических последствий реализации проекта должен осуществляться экспертно. (1)

    Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла, вплоть до прекращения проекта, и по отдельным его шагам для проверки реализуемости (в том числе финансовой) проекта.

    Сравнение "с проектом" и "без проекта". Оценка абсолютной эффективности инвестиционного проекта, то есть его реализации, должна производиться сопоставлением ситуаций не "до проекта" и "после проекта", а "без проекта" и "с проектом". В некоторых случаях проект обязательно должен быть реализован в том или ином варианте. Тогда оценка эффективности производится путем сравнения ситуаций "с проектом", отвечающих разным вариантам; аналогично следует проводить оценку сравнительной эффективности альтернативных проектов или их вариантов с положительной абсолютной эффективностью. (7)

Информация о работе Специфика оценки инвестиционных проектов в железнодорожной отрасли