Разработка финансового обеспечения бизнес- плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента и себестоимости продукции.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические принципы бизнес-планирования 4
1.1 Цель, функции и структура бизнес-плана 4
1.2 Методические принципы бизнес-планирования
Глава 2. Основы организации системы планирования на предприятии 11
2.1 Виды и типы планов на предприятии 11
2.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии 18
2.3 Значение финансового раздела бизнес-плана 26
Практическая часть: расчет финансового раздела бизнес-плана для кафе «Матрица» 29
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложение 1 37

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 71.35 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность собственной фирмы относительно других фирм следует рассматривать по таким показателям:

-         динамика объема продаж в стоимостных  и натуральных единицах измерения;

-         отношение прибыли к себестоимости  продукции;

-         отношение объема продаж к  средней стоимости товарных запасов;

-         отношение объема продаж к  среднегодовой стоимости основных и оборотных средств;

-         портфель заказов.

В этом подразделении  бизнес-плана необходимо осветить:

1.     Главные факторы конкурентоспособности  товаров и услуг;

2.     Практику фирм конкурентов в  области рекламы и стимулирования  сбыта;

3.     Практику фирм конкурентов в  области  наименования товаров;

4.     Чем привлекает потребителя внешнее  оформление продукции конкурентов;

5.     Уровень сервиса конкурентов в процессе реализации товара и обслуживания клиента;

6.     Путь товаров от поставщика  к фирме-конкуренту.

При исследовании рынка товаров и услуг следует анализировать и недостатки конкурирующих фирм, определяя сферу каждого конкурента на рынке, показать максимальную и минимальную цену каждого, чья продукция наиболее качественна. Бизнес-план завершается деловым расписанием, в котором устанавливается график основных действий, таких как: разработка нового продукта и процесса его производства, анализ рынка, разработка программы продаж. Следует выделить важные части задания и конкретные действия, которые определяют успех дела. Перечень таких действий охватывает заказы на сырье, начало производства, первые продажи, оплату первых счетов. Составление расписания позволит контролировать основные действия бизнеса, предусматривать и корректировать сбои, чтобы снизить возможный риск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основы организации системы планирования на предприятии

2.1. Виды и типы планов на предприятии 

     Планирование  является одним из тех методов   управления экономикой, которые  весьма активно и успешно разрабатывались  учеными в советское время.  В этой области был накоплен  немалый положительный опыт, однако  в начале 90-х годов процесс  реформирования отечественной экономики  сопровождался довольно негативным  отношением к идее планирования. Позднее к этой ней стали  возвращаться как к вполне  здравой, не отрицаемой ни в  какой самой «наирыночной» стране. Роль и значение планирования вообще и финансового в частности можно легко обосновать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время, вряд ли уместны. Более того, в условиях динамично развивающейся экономики, постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается. Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф утверждая, что «лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо».

     Нарождающиеся  рыночные отношения привели не  только к внедрению новых для  нашей страны экономических категорий,  но и появлению новых подходов  к планированию. Прежде всего,  нужно отметить, что необходимость  составления планов определяется  многими причинами.  
 

Исследователи выделяют три из них, являющихся основными:

     - неопределенность будущего;

     - координирующая роль плана;

     - оптимизация экономических последствий. 

     Действительно,  если бы будущее компании было  бы предопределено, то не было  бы никакой необходимости   составлять планы, совершенствовать  методы их разработки и структурирования. Поэтому главная цель составления  любого плана – не определение  точных цифр и ориентиров, поскольку  этого сделать невозможно в  принципе, а идентификация по  каждому из важнейших направлений  некоторого «коридора», в границах  которого может варьироваться  тот или иной показатель.

     Координирующая  роль плана состоит в том,  что наличие хорошо структурированных,  детализированных и взаимоувязанных  целевых установок дисциплинирует  как перспективную, так и текущую  деятельность, приводит ее в определенную  систему, позволяет хозяйствующему  субъекту работать без сбоев.  Эта роль особенно проявляется  в крупных компаниях, имеющих  сложную структуру управления.

     Последняя  причина составления планов заключается   в том, что любое рассогласование  деятельности системы требует  финансовых затрат на его преодоление.  Вероятность наступления подобного  рассогласования гораздо ниже, если  работа осуществляется по плану.

     Значение  планирования трудно переоценить,  поскольку  именно план представляет  собой ориентир, к которому стремится  предприятие, и одновременно критерий  оценки успешности его деятельности. Предприятие, как экономический  субъект, может ставить перед  собой различные цели, причем  цели в краткосрочной и в  долгосрочной перспективе могут  сильно отличаться. В экономической литературе можно очень часто встретить категоричное утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Но если посмотреть глубже, то становится очевидным, что целью любой экономической деятельности является, прежде всего, повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Под благосостоянием следует понимать не просто богатство, выраженное в денежном эквиваленте, а улучшение качества жизни. Эта цель может быть достигнута не только путем увеличения потребления различных материальных благ, но так же и улучшением экологического состояния в городе, возможностью доступа к более широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможностью получения определенных социальных благ. К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, при помощи постановки конкретных целей и разработки планов по их реализации.

     Планирование  – является видом управленческой  деятельности, связанной с разработкой  планов для организации в целом,  ее подразделений, функциональных  подсистем, отделов, служб и  отдельных работников. Как органическая  часть процесса управления планирование  задает направление и параметры будущего развития организации.

     Планирование  как процесс включает в себя:

     - постановку целей и задач;

     - разработку стратегий, программ и планов достижения целей;

     - определение потребности в ресурсах  и их распределение в соответствии  с целями и задачами деятельности;

     - доведение планов до всех, кто   их должен выполнять и кто   несет ответственность за его реализацию.

     Планы  - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить  согласованность  в работе  всех составных частей организации,  взаимосвязи с рыночной инфраструктурой;  определить потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность  работников предприятия. Другая  очень важная роль планирования  заключается в том, что оно  представляет собой непрерывный  процесс разработки и использования  новых путей и способов совершенствования  деятельности предприятия за  счет использования возможностей  окружающей среды и сильных  сторон организации, новых условий и факторов производства.

     Многообразие  целей деятельности организации  приводит к необходимости разработки  системы взаимоувязанных планов  работы, направленных на их достижение. На основе этой системы планов  в организации формируется система  показателей, которые должны быть  достигнуты организацией в соответствии  со стратегией ее развития, производится  распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения поставленных  целей, определяются критерии, позволяющие  контролировать и оценивать ход выполнения поставленных задач.

     Классификация  всей совокупности планов организации   производится по двум главным критериям:

     1) по длительности планового периода;

     2) по уровням организационного  планирования, учитывающим структуру организации.

     В  соответствии с первым критерием   планы подразделяются на три группы:

     - стратегические, подчиненные разработке  курса развития организации на длительный период времени;

     - тактические, содержащие планы   действий и методы реализации  стратегии организации на среднесрочный период времени;

     - оперативные, связанные с повседневным  выполнением задач и оптимизацией  использования привлекаемых организацией  ресурсов.  

     По  второму критерию планы составляются  для организации в целом, ее  бизнес-единиц, функциональных подсистем.

     Взаимосвязь  между двумя группами планов  представлена в      приложении  1., из которого видно, что стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации – от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

     Характер  взаимосвязи между планами организации   показывает, что основу всей системы   должны составлять стратегические  планы. На сегодняшний день  стратегическое планирование предмет  активной разработки современной науки управления.

     Планирование - одна из общих функций управления  организацией, вид управленческой  деятельности, направленный на определение  целей организации, путей, средств  и этапов их достижения, необходимых  ресурсов, затрат и результатов,  а так же проектируемого изменения состояния организации.

     В  условиях рыночной экономики  планирование деятельности организации  решает следующие  задачи: выявление  перспектив изменения  внешнего  окружения фирмы, формирование  целей и стратегии развития, определение   первостепенных задач и действий  для их решения, затрат и  результатов, а так же проектируемого  изменения состояния организации,  создание базы для последующего контроля.

     Цель  стратегического планирования - адаптация  предприятия к прогнозируемым  изменениям внешней среды, достижение  надежной позиции на рынке,  обеспечивающей финансовую устойчивость  предприятия в условиях конкуренции.  К задачам стратегического планирования относятся: правильная и своевременная оценка возможных последствий изменений, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидение опасности и возможность выработки хозяйственной политики и стратегии фирмы, позволяющей справиться с ней и использовать новые возникшие возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает в себя четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

     Цель  тактического планирования –  последовательная поэтапная реализация  выработанной стратегии. Задача  тактического планирования: конкретизация  стратегических целей, применительно  к более короткому отрезку  времени; выбор наиболее эффективных  путей реализации стратегии; пропорциональное  развитие и наилучшее использование  потенциала предприятия, обеспечение  текущей финансовой устойчивости  и рентабельности. Объекты тактического  планирования – это, прежде  всего, номенклатура продукции  и динамика производственных  мощностей. Тактическое планирование  – это функция плановых служб  организации при участии других функциональных подразделений.

     Оперативное  планирование является продолжением  тактического планирования. Его  цель состоит в  обеспечении  повседневной согласованной   работы всех подразделений организации   по достижению перспективных  и текущих целей при наилучшем  использовании ресурсов. Содержание  оперативного планирования –  формирование плановых заданий  в подразделениях организации  на короткие промежутки времени  на основе заданий, разработанных  в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов  деятельности организации в истекшем  периоде. В оперативном планировании  время разработки планов максимально  приближено к их выполнению. Как  правило, оперативное планирование  осуществляется децентрализовано.

     Все  три вида планирования взаимосвязаны,  при этом ведущая роль принадлежит   стратегическому планированию, которое   служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.

     Различия  между стратегическим, тактическим  и оперативным планированиями, помимо перечисленных выше, состоят в уровне конкретизации целей и степени агрегирования ресурсов, масштабах нововведений и структурных изменений, степени риска и неопределенности, методах принятия плановых решений, временном горизонте планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

1.3 Значение финансового  раздела бизнес-плана

     Финансовая  часть в любом бизнес плане  - неотъемлемый элемент. В этом  разделе описывается прогнозируемый  объем производства и сбыта  продукции, закладываются издержки, платежи, расчеты с другими  предприятиями и т.д. Именно  на показатели финансовой части  бизнес плана в первую очередь  смотрят инвесторы и банки,  поскольку их интересуют только  собственные деньги и связанный  с их вложением риск. Начинающий  предприниматель должен со всей  серьезностью отнестись к проработке  этого раздела. Приукрашивания  здесь недопустимы, поскольку  несоответствие показателей на  бумаге в реальности станет  явным, как только предприятие  начнет свою непосредственную  деятельность.

Информация о работе Разработка финансового обеспечения бизнес- плана