Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – анализ роли иностранных инвестиций в экономике России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия, виды и особенности прямых иностранных инвестиций;
изучить нормативную базу прямых иностранных инвестиций;
проанализировать современное состояние прямых иностранных инвестиций в России;
Рассмотреть и проанализировать региональную структуру по прямым иностранным инвестициям и инвестиционную привлекательность по регионам страны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Понятие и особенности прямых иностранных инвестиций………………..6
1.2 Виды и формы прямых иностранных инвестиций………………………...10
1.3 Правовое регулирование прямых иностранных инвестиций……………..12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ современного состояния прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации………………………………………………………….15
2.2 Региональная структура прямых иностранных инвестиций……………...25
2.3 Роль и место прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПИИ в РФ.docx

— 151.53 Кб (Скачать)

 

 

2.3 Роль и место прямых  иностранных инвестиций в Российской  Федерации

 

Место прямых иностранных инвестиций в российской модернизации.

По некоторым оценкам, за 8 прошедших  лет Россия получила почти $3,5 трлн. С учетом этой цифры, объем прямых инвестиций (и по данным Центробанка, и по Росстату) — это небольшая  величина — около 9%. С этой точки  зрения, говорить о большой роли прямых иностранных инвестиций для  развития российской экономики в  ближайшие 5-6 лет вряд ли стоит. Однако, в отличие от портфельных инвестиций, прямые иностранные инвестиции приносят в страну не только деньги, но и, как было отмечено ранее, новые технологии и новые управленческие решения. Тем не менее, эксперты считают, что имеющийся в России научно-технический потенциал скорее будут раскрывать российские предприятия. 
Российское сырье — не только нефтегазовое, но и металлургическое или древесина — иностранцев мало привлекает, есть лишь отдельные фирмы, кого это интересует. Существующие барьеры — и формальные, и в еще большей степени неформальные, приводят к тому, что в сфере прямых инвестиций в переработку сырья Россия проигрываем очень многим странам.

Иностранных инвесторов, главным образом, интересует сбыт готовой продукции  на территории России. По сути, речь идет об импортозамещении — именно так можно расценивать прямые иностранные инвестиции в автопром, пивоварение, в сферу услуг — сегодня сюда входит и банковский бизнес. Тем не менее, прямые иностранные инвестиции даже в этом случае имеют определенное положительное влияние – они могут способствовать модернизации в отдельных отраслях, стимулируя конкуренцию со стороны российских компаний. Блестящим примером тому служит развитие сетевой торговли. Несмотря на приход гигантов типа Ашана и Икеи, оказалось, что российский бизнес вполне конкурентоспособен и быстро усваивает уроки зарубежных коллег. Об этом свидетельствует опыт Дикси, Пятерочки и ряда региональных торговых сетей.

Помимо экономического эффекта  прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию — вопрос престижа. Даже если они будут вложены лишь, к примеру, в чисто сборочные предприятия, это все же улучшит структуру российского ВВП и повысит долю несырьевых отраслей, что положительно повлияет на страновые рейтинги.

Хотя по последнему вопросы мнения тоже неоднозначны, некоторые считают, что прямые иностранные инвестиции являются необходимым условием модернизации российской экономики, поскольку осуществить ее только за счет внутренних ресурсов невозможно. В поддержку позиции приводится пример формирования инновационных точек роста типа Сколково – значительная часть проекта зависит от привлечения иностранных специалистов и т.д.

Роль прямых иностранных  инвестиций заключается в следующем: 

  • являются отличным дополнительным источником денежных средств для расширения и обновления основного капитала, реализации инвестиционных программ и проектов, которые обеспечивают подъем и оживление экономики, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными услугами и товарами;
  • позволяют внедрять прогрессивные технологии, современные методы маркетинга и управления, а также ноу-хау;
  • так как их обычно направляют на конкретные цели и объекты, это все сопровождается повышением квалификации персонала, который эффективно использует разные новые технологии, международные контракты, рыночные механизмы и т.п.;
  • позволяет закреплять и осваивать опыт функционирования предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, которой присущи другие «правила игры», что увеличивает приток прямых иностранных инвестиций, а также дает иностранному инвестору больше уверенности возврата вложенных им средств с хорошей прибылью. Также это позволяет ускорить формирование в национальной экономике благоприятного инвестиционного климата, который благоприятен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
  • делает быстрее процесс интеграции экономики в мировое хозяйство, развивает эффективные процессы интеграции, улучшает использование различных преимуществ международной кооперации труда и его разделения;
  • позволяют избежать дополнительное бремя на внешний долг, в отличие от разных займов и кредитов, а также способствует новому получению денежных средств для погашения внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

В целях привлечения прямых иностранных  инвестиций в экономику России необходимо эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой и других сферах. В том числе в инфраструктурных преобразованиях. При этом следует опираться на успешный опыт зарубежных стран, где сложились различные способы стимулирования прямых иностранных инвестиций :

1) увеличение занятости и социальная  стабильность (Франция, Великобритания);

2) реструктурирование промышленности  и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла);

3) развитие экспорта и перенос  профессиональных навыков (Китай);

4) развитие сельского хозяйства  и добывающих секторов (Аргентина,  Австралия);

5) давление международных доноров,  прежде всего МВФ (Индия, Филиппины);

6) потребность в немедленном  вливании капитала (Мексика, Таиланд,  Индонезия).

 

 

На сегодняшний день для России рациональной будет комбинация из первых четырех способов.

Изучение иностранного опыта и  состояние инвестиционного климата  в России позволяет предложить совокупность следующих мер для стимулирования привлечения  прямых иностранных инвестиций :

- достижения гражданского согласия  между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими организациями;

- снижения темпов инфляции;

- пересмотра налогового законодательства  в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

- мобилизации свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- запуска предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

- предоставления налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным  инвесторам, идущим на долгосрочные  инвестиции, с тем чтобы полностью  компенсировать им убытки от  замедленного оборота капитала  по сравнению с другими направлениями  их деятельности;

- принятия законов о концессиях  и свободных экономических зонах;

- создания системы приема  иностранного капитала, включающей  широкую и конкурентную сеть  государственных институтов, коммерческих  банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал  от политических и коммерческих  рисков, а также информационно-посреднических  центров, занимающихся подбором  и заказом актуальных для России  проектов, поиском заинтересованных  в их реализации инвесторов  и оперативном оформлении сделок  «под ключ»;

- укрепления курса рубля и  достижение его конвертируемости;

- распределения риска между  различными участниками проекта  (инвесторами, государственными  и муниципальными институтами,  высшими управляющими, подрядными  фирмами, банками, фирмами-сателлитами  и др.);

- страхования риска. Соответствующие  договоры заключаются как в  целом на инвестиционный проект, так и на отдельные его этапы.  Последнее стоит дешевле, поскольку  не требует подстраховки достаточно  надежных этапов. Однако следует иметь в виду, что страхование проектов для кризисных фирм обходится существенно дороже, нежели для процветающих. Тем не менее, и при таких условиях нежелательно избегать подобного способа снижения риска как формы профилактики банкротства неустойчивой организации;

- резервирования финансовых  ресурсов для покрытия непредвиденных  расходов. Эта форма защиты особенно  важна для кризисных промышленных  фирм, поскольку, как показывает  практика, значительная часть инвестиционных  проектов обходится в итоге  намного дороже первоначально  запланированного. А поскольку для кризисной фирмы весьма проблематично быстрое взятие крупных кредитов, то к этому следует готовиться заблаговременно.

В условиях усиления конкуренции за прямые иностранные инвестиции особенно важным становится применение стимулирующих мер для привлечения иностранных инвесторов. Специальные мероприятия налогового, финансового и организационного характера призваны улучшить общий инвестиционный климат в стране, усилить инвестиционную привлекательность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных отраслей и регионов.

Итак, прямые иностранные инвестиции при грамотном привлечении и использовании – это не захват иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау». А также - перенимания практических навыков и управленческого мастерства, рост объема производства, новые рабочие места, решение проблем утечки мозгов, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и, конечно же, решение финансовых проблем.

 

Заключение

 

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что прямые иностранные  инвестиции обладают рядом преимуществ  перед национальными источниками  капитала и средствами международных  фондов: сочетают в себе капитал  с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и со взаимовыгодным обменом ноу-хау (включай выход на международный рынок), а приток капитала и ноу-хау в свою очередь благотворно воздействует на реальную экономику, стабилизирует занятость, повышает уровень доходов населения и расширяет налоговую базу. Прямые иностранные инвестиции активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса; способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут внезапно быть выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом.

Существенная доля иностранных  инвестиций оседает в небольшом  количестве сырьевых секторов экономики. Особенно на этом фоне выделяется нефтедобывающая  отрасль, которая, благодаря очень  высоким уровням доходности, является наиболее привлекательной. Сложившаяся  отраслевая ситуация делает страну уязвимой, поскольку ею не диверсифицируются  риски, и в случае низких цен на нефть она будет испытывать большие  трудности; будет также наблюдаться  значительное снижение темпов роста  экономики. Риски иностранных инвесторов внутри страны также не диверсифицируются, поскольку в случае наступления  неблагоприятных событий в нефтедобывающей  отрасли возможности перевести  капитал в другие отрасли весьма ограничены.

Можно ожидать, что в ближайшие  несколько лет прямые иностранные  инвестиции в экономику России будут  продолжать расти, так как потоки инвестиций в Калужскую область  и Санкт-Петербург будут увеличиваться. Между тем, действия правительства  не способствуют устойчивости этого  роста. Оставшаяся часть прямых иностранных  инвестиций в последние годы привлекается примерно в одних и тех же объемах, что позволяет говорить об отсутствии ПИИ-политики со стороны государства (или как минимум о ее неэффективности).

6. Уровень привлекаемых  в Россию иностранных инвестиций  еще достаточно мал в сравнении  с другими странами. Поэтому любое  серьезное изменение потока может  приводить к значительному улучшению  (ухудшению) в процентных показателях.

Россия имеет высокий  инвестиционный потенциал: большая  страна с выгодным географическим положением, высокие темпы роста ВВП, низкие издержки производства, значительный рыночный потенциал вкупе с растущей платежеспособностью населения. Однако, в институциональном окружении по-прежнему сохраняется еще достаточно много препятствий на пути проникновения иностранного капитала: значительные бюрократические издержки, существенное административное бремя, высокий уровень организованной преступности и коррупции на фоне неэффективной работы правоохранительных органов. В целях преодоления этих барьеров стране необходимо более активно проводить реформы финансового сектора и государственного управления, осуществлять планомерную и системную борьбу с коррупцией.

 

 

Список используемых источников

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-Ф3 (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. – Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  3. Федеральный Закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях», ст. 1
  4. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд. «ЮНИТИ», 2010;
  5. Дмитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2008
  6. Illicit Financial Flows from Developing Countries Over the Decade Ending 2009 (http://iffdec2011.gfintegrity.org/)
  7. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2008, №3.
  8. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования Перевод с английского – М.: Дело, 2009.
  9. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. – М.: Дело ЛТД, 2008.
  10. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и способы финансирования. – М., 2007.
  11. Инвестиционная политика: Учебное пособие. / Под ред. Лапыгина Ю.Н. – М.: КНОРУС, 2007.
  12. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 2007.
  13. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.-М., 2007.
  14. Пайк Р., Нил Б. Корпоративные деньги и инвестирование. – СПб., 2008.
  15. Панкратов П.А. Иностранная инвестиция (поиск формулировок) // Внешнеторговое право, 2010, №1.
  16. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
  17. Прямые иностранные инвестиции убегут из России вслед за портфельными 21.01.2009 18:26, Привалова Мария (Finam.ru)
  18. Communication from Slovenia, Bulgaria, Czech Republic, Poland and Slovak Republic. Note on Assessment of Trade in Services in Certain Transition Economies // World Trade Organization, Trade in Services Council Special Session. 2000.
  19. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. – М., Поматур, 2005 год.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации