Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:44, курсовая работа
Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
В законе об иностранных инвестициях дано определение, иностранных инвестиций – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а так же услуг и информации.
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Инвестиционные факторы.
1.2. Новая инвестиционная политика.
2.АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ
2.1. Анализ объемов поступающих инвестиций.
2.2. Анализ отраслевой структуры иностранного капитала.
2.3. Основные страны инвесторы.
2.4. Анализ территориального размещения иностранных инвестиций.
3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Пути решения проблемы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
3.2. Проблемы защиты от чрезмерных иностранных инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Таблица 4
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
| Удельный вес предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе предприятий и организаций, %
| Удельный вес инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
| Удельный вес занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в общем числе занятых, %
| Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием иностранного капитала в общем объеме производства, % |
1995г. | 0,75 (0,2)
| 2,7(1,8)
| 0,6 (0,3)
| 3,0(1,7)
|
1997г. | 0,6(0,1)
| 4,0 (2,0)
| 0,7 (0,4)
| 4,6(2,1)
|
1998г. | 0,3(0,1)
| 10,3(5,8)
| 1,5(1,1)
| 7,9 (4,4)
|
1999г. | 0,3(0,1)
| 9,9(5,1)
| 1,6(1,1)
| 10,6(6,2)
|
2000г. | 0,3(0,1) | 11,3(5,5) | 2,1 (1,5) | 12,6(8,5) |
Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом.
Оценивая инвестиционный ресурс повышения эффективности российской экономики за счет привлечения зарубежных капиталовложений, необходимо оценивать и перспективы его развития. Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Либерализация внешнеэкономических связей, в том числе в отношении ввоза и вывоза инвестиций, оказавшаяся в итоге непоследовательной и до конца не просчитанной по своим последствиям, стимулировала масштабный отток ресурсов из страны не только в товарной форме, но и в форме финансового капитала, в том числе по нелегальным каналам. Даже по официальным данным, вывоз капитала из страны во всех его формах в 1992—2001 гг. многократно превышал не только объем накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию за этот период, но и общую сумму накопленных капиталовложений, пришедших в страну из-за рубежа. Россия вывозит капитал намного интенсивнее, чем страны с развивающейся и переходной экономикой. Подобная ситуация является ненормальной для страны, испытывающей острую нехватку в инвестиционных ресурсах.
Как и в случае внешней торговли товарами, участие России в международном обмене капиталом по сути дела способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Элементы повышения международной конкурентоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т. е. практически находится на мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения российского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5 раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продукция предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия); пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо, будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов; сложная стратегия повышения международной конкурентоспособности ими пока не осуществляется. Более того, основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет производственной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу экономики России и неудовлетворительных по структуре ПИИ является отсутствие в стране стратегии привлечения таких инвестиций и государственной политики ее реализации. До настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно противоречивой — от поощрения иностранных инвестиций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности, предоставление потенциальным иностранным инвесторам государственных гарантий неизменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ от излишнего и многоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов производства. Главным приоритетом должны стать новые производственные и управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей экономики, в которых имеются предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданского авиастроения, автомобилестроения, энергетического машиностроения, а также передовых областей научно-технических исследований (например, био- и компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого сектора в целом и энергоресурсов в частности для экономики страны привлечение инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающихся рынков сейчас составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «экономической безопасности»: государственная защита (протекционизм) только в отношении отраслей, определяющих политическую независимость страны, а также демонстрирующих международную конкурентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и предполагает наличие международных конкурентных преимуществ страны, т. к. «чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономическом отношении страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но не открывших свои филиалы. Главной целью должно стать соединение принадлежащих им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на мировом рынке производств. При этом, учитывая реализуемую ТНК конкурентную стратегию, в случае прорыва в этой области одной из компаний следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказывает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных технологических областях, которые могут привнести в экономику России развитые факторы конкурентоспособности, предварительно проходит коммерческую проверку на относительно небольших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий экономической деятельности, как для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых порах — льготные условия для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные отрасли экономики.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед иностранными инвесторами (при более высокой, чем в России, степени «непрозрачности» национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весомые инвестиции, во многом именно благодаря выполнению условий инвестиционных соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ ее элементы реализуются в ряде случаев на региональном уровне. В частности, удачным примером может служить действующее законодательство и правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание технически передовых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние источники развития экономики России. В то же время многолетний международный опыт показывает, что встраивание национальной экономики в систему «международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами, дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций является не актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Информация о работе Проблемы иностранного инвестирования и экономическая безопасность