Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРС ПРАВ. РЕГ-Е И.И. (СОДЕРЖАНИЕ).doc

— 192.50 Кб (Скачать)

      Государственная комплексная экспертиза инвестиционного  проекта осуществляется в течение не более 30 дней со дня поступления материалов по этому проекту в Министерство экономики Республики Беларусь. В случае необходимости получения дополнительной информации продолжительность государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта может быть увеличена Министерством экономики Республики Беларусь, но не более чем до 60 дней. О продлении срока экспертизы инвестор уведомляется до истечения 30 дней со дня поступления материалов по инвестиционному проекту в Министерство экономики Республики Беларусь [9].

      Срок  действия заключения государственной  комплексной экспертизы для подготовки решения о государственной поддержке  составляет один год.

      Централизованные  инвестиционные ресурсы из средств  республиканского бюджета предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде:

      средств для финансирования инвестиционных проектов;

      гарантий  Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь.

      Государственная поддержка в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.

      Размер  государственной поддержки, предоставляемой  в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов, определяется в зависимости от категории  инвестиционного проекта и устанавливается  решением Президента Республики Беларусь.

      В целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с иностранным инвестором может быть заключен инвестиционный договор.

      Сторонами в инвестиционном договоре выступают: с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, с другой стороны - национальные или (и) иностранные инвесторы.

      Инвестиционный  договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на: срок действия инвестиционного договора; объект и объем инвестиционной деятельности; права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности; дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора; порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора [14, с. 54].

      Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

      Инвестиционный  договор подписывается на основании  решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом  Республики Беларусь. После этого данный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров.

      Инвестиционная  деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся  только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление  которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.

      Под концессией понимается договор, заключаемый  Республикой Беларусь с национальным или иностранным инвестором, о  передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

      Объектами концессии могут являться:

      право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь;

      недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как  имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

      На  основании решения Президента Республики Беларусь о необходимости концессии в отношении отдельного вида деятельности или имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь и (или) уполномоченный им республиканский орган государственного управления (государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь) подготавливают концессионные предложения и организуют заключение концессионных договоров.

      В заключение данного вопроса следует  отметить, что именно эффективное государственное регулирование инвестиционной деятельности, проявляющееся в виде непосредственного финансирования инвестиционных проектов, предоставления гарантий государства для их реализации, предоставления концессий, создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности,  способно повысить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь и создать благоприятный инвестиционный климат. 
 
 
 

 

3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ 
 

      К иностранным инвестициям конкретного инвестора в государстве вложения инвестиций подлежат применению определенные правила, в том числе определяющие их соотношение с национальными инвестициями и инвестициями других инвесторов – правовой режим иностранных инвестиций.

      По  мнению В.Г.Тихини, под правовым режимом  следует понимать совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц. Этот режим  устанавливается международными договорами и национальным законодательством  того государства, на территории которого пребывают иностранцы [25, с. 51].

      О.Н.Толочко  указывает, что под режимами понимается предоставление международным договором  или национальным законодательством  «чужеродному» для данной национальной правовой системы субъекту определенного  перечня прав или льгот либо определение для него специальных правил. [26, с. 122].

      Следовательно, под правовым режимом иностранных инвестиций следует понимать основные принципы правового регулирования в сфере защиты иностранных инвестиций.

      Правовой  режим иностранных инвестиций имеет чрезвычайно важное значение для правового регулирования и защиты иностранных инвестиций: на его основании определяются права и обязанности государства по обращению с иностранными инвестициями, а также правосубъектность иностранного инвестора на территории этого государства [18, с. 16].

      Содержание  используемых на практике различных  правовых режимов применительно  к инвестициям инвесторов одной  стороны на территории другой стороны  в каждом конкретном случае ставится в зависимость от обращения этой другой стороны с инвестициями третьих стран (применительно к режиму наибольшего благоприятствования) и национальными инвестициями (применительно к национальному режиму).

      В соответствии с режимом наибольшего  благоприятствования инвестициям, происходящим из одного государства, на территории другого государства должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем инвестициям, происходящим из любого третьего государства.

      Режим наибольшего благоприятствования  означает, что если одна из сторон предоставляет специальное преимущество или привилегию инвестициям из третьего государства, то она должна предоставить такое же преимущество или привилегию инвестициям из государства-партнера. Этот принцип также сдерживает государство – участника международного договора от создания для инвестиций из другого государства – участника международного договора условий менее благоприятных, чем предоставленные инвестициям из третьего государства.

      По  сути, режим наибольшего благоприятствования  направлен на обеспечение единого  уровня защиты, формируемого гарантиями всех международных договоров, заключенных страной.

      Национальный  режим следует отличать от режима наибольшего благоприятствования. отличие состоит в том, что  в силу режима наибольшего благоприятствования  в равное положение ставятся иностранные инвестиции между собой, а в силу национального режима иностранные инвестиции приравниваются к национальным [19, с. 42].

      Таким образом, содержание национального  режима состоит в том, что инвестициям, происходящим из одного государства – участника международного договора, на территории другого государства – участника этого международного договора предоставляется такое же обращение, каким пользуются инвестиции самого государства осуществления инвестиций.

      В настоящее время в международной  практике широко распространено предоставление равного режима для национальных и иностранных инвесторов. Примером закрепления национального режима на многостороннем уровне в рамках СНГ могут служить положения  ст. 5 Конвенции 1997 г. [4].

      В рамках внутригосударственного правового  регулирования в отношении иностранных  инвестиций в Республике Беларусь также  закреплен национальный режим (ст. 79 ИК). Оценка режима иностранных инвестиций одного государства на предмет соответствия режиму иностранных инвестиций другого государства, как это предполагается в рамках режима наибольшего благоприятствования, в законодательстве Республики Беларусь не предусматривается.

      Вместе  с тем, во многих двусторонних соглашениях  Республики Беларусь с другими государствами предусмотрен как национальный режим, так и режим наибольшего благоприятствования.

      В целом следует отметить, что режим  наибольшего благоприятствования  и национальный режим предполагают в качестве непосредственного условия  своего осуществления соблюдение принципа недискриминации и направлены на обеспечение равенства в обращении с инвестициями. При этом конкретное содержание предоставляемого иностранным инвестициям режима государство осуществления инвестиций определяет самостоятельно – в национальном законодательстве и заключаемых международных договорах.

      Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены  исключения из вышеназванных режимов.

      1) исключения из соображений публичного  порядка и национальной безопасности (в интересах общественной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья народа либо морали);

      2) исключения, касающиеся специальных  преимуществ, предоставляемых в  силу членства страны в определенном  таможенном союзе или договоре  о зоне свободной торговли (например, в рамках соответствующих соглашений в рамках ЕврАзЭС). Таможенные союзы и свободные экономические зоны, как правило, представляют собой благоприятный режим для инвестиций, происходящих из стран союза или зоны иностранной инвестиции. Цель этого исключения — разрешить стране распространить благоприятный режим на инвестиции граждан и компаний других стран таможенного союза, зоны свободной торговли, к которым она принадлежит, без распространения этого режима на другие страны, которые не являются членами такого союза или участниками такой зоны [11, с. 52];

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ