Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРС ПРАВ. РЕГ-Е И.И. (СОДЕРЖАНИЕ).doc

— 192.50 Кб (Скачать)

      Специфика, по мнению О.В. Цегельника, проявляется  в том, что имущество, именуемое  инвестициями:

      всегда  кому-то принадлежит на вещном или  ином праве;

      отвлекается от целей удовлетворения текущих  потребностей, которые удовлетворяются  за счет иных средств, также, именуемых  имуществом;

      вкладывается  в определенные объекты, создание, использование  которых позволит получить прибыль  и (или) достичь иной значимый эффект (результат), как правило, в будущем;

      названные цели инвестиций могут быть как предпринимательскими, коммерческими - цель - получение прибыли, так и некоммерческими - цель - достижение иного значимого результата (эффекта);

      имущество служит, в первую очередь, удовлетворению интереса того лица, которому оно принадлежит. Интерес этот является не любым, а соотносится с целью получения прибыли и (или) достижения иного значимого эффекта (результата) для лица, вкладывающего инвестиции;

      данное  имущество в процессе вложения в определенные объекты часто связано с риском его утраты или утраты прибыли [28, с. 37].

      Указанные признаки можно считать общими для понятия «инвестиции», применимыми к отдельным видам инвестиций. По сути, инвестиции являются особым объектом гражданских прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся, в большей своей массе, по сути, гражданско-правовыми.

      В соответствии со статьей 3 ИК под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 ИК. Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

      Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются  как национальные либо иностранные  инвесторы. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

      Согласно  статье 4 ИК объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

      Практическая  реализация иностранных инвестиций осуществляется в определенных формах. Например, инвестиции в недвижимость (в том числе и предприятие как имущественный комплекс) осуществляются в форме приобретения недвижимости, пользования ею; в ценные бумаги - в форме приобретения ценных бумаг (объект - ценные бумаги) и получения доходов по ним, продажи другому лицу; в интеллектуальная собственность - в форме приобретения прав на интеллектуальную собственность.

      Согласно  статье 5 ИК инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

      1) создание юридического лица;

      2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

      Первая  группа предполагает создание только юридического лица. В связи с чем, возникает вопрос: рассматривается ли создание филиала, например, иностранным юридическим лицом, как форма инвестиционной деятельности? В частности, в Российской Федерации такая форма не исключается [28, с. 38].

      Инвестиционная  деятельность в форме приобретения имущества также получается весьма ограниченной, т.к. может осуществляться в отношении исчерпывающего перечня  имущества и имущественных прав, о чем свидетельствует формулировка «а именно». В этот перечень не включается иное имущество, иные имущественные права, которые могут приобретаться инвесторами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  законодательство Республики Беларусь, определяя формы инвестиционной деятельности, как бы устанавливает два способа их осуществления, причем весьма ограниченных, в виде создания юридического лица (создание филиала, представительства как национального, так и иностранного юридического лица не предусматривается напрямую в ст. 5 ИК Республики Беларусь) и в виде приобретения имущества и имущественных прав (установлен исчерпывающий перечень имущества). Возможность осуществления инвестиционной деятельности в иных формах в указанной статье не предусмотрена, что на наш взгляд, ограничивает использование инвестиций на территории Беларуси.

      В связи с чем, следует согласиться  с В. С. Каменковым о целесообразности закрепления в статье 5 ИК положения  о том, что инвестиционная деятельность может осуществляться в форме приобретения имущественных прав, иного имущества; в других формах, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь [16, с. 55].

      Следует отметить, что в международных  многосторонних договорах Республики Беларусь содержится более широкое определение инвестиций,  исходящее из возможности использования в процессе инвестирования неограниченного числа способов и форм экономического сотрудничества.

      Так, согласно статье 12 Сеульской конвенции, инвестиции, подпадающие под гарантии, включают акционерное участие, в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию, или гарантированные ими, а также такие формы прямых капиталовложений, которые могут быть определены Советом директоров [2].

      В.статье 1 Конвенции о защите прав инвестора 1997 г. инвестиции определяются как вложенные инвестором средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон [4].

      Таким образом, исходя из содержания ИК под  иностранными инвестициями следует понимать любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие иностранному инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые иностранным инвестором в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата в объекты инвестиционной деятельности (недвижимое имущество, ценные бумаги, интеллектуальную собственность) путем создания юридического лица и(или) приобретения имущества либо имущественных прав. 
 
 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ  
 

      В соответствии со статьей 7 ИК государственное  регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики  
Беларусь [7].

      Согласно  статье 8 ИК государственное регулирование  инвестиционной деятельности предусматривает:

      1) прямое участие государства в  инвестиционной деятельности путем:

      а) принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

      б) предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

      в) предоставления гарантий Правительства  Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

      г) проведения государственной комплексной  экспертизы инвестиционных проектов;

      д) предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

      2) создание благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности путем:

      а) оказания инвесторам государственной  поддержки;

      б) защиты интересов инвесторов;

      в) создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

      г) определения условий владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

      д) принятия антимонопольных мер и  пресечения недобросовестной конкуренции;

      е) определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

      ж) содействия развитию рынка ценных бумаг;

      з) проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

      е) использования других форм и методов  государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

      В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, иностранные инвесторы имеют право получить государственную поддержку. Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Инвестиционным проектом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.

      Указанная государственная поддержка оказывается в виде предоставления: гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов.

      Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников.

      Средства  для оказания государственной поддержки  инвестиционных проектов по видам, установленным  ИК, определяются в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Органами местного управления и самоуправления в соответствующих местных бюджетах также могут определяться иные виды поддержки инвестиционной деятельности.

      Гарантия Правительства Республики Беларусь представляет собой обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора). Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.

      Государство осуществляет регулирование деятельности иностранных инвесторов и путем осуществления государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, которая проводится с целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения.

      Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной  комплексной экспертизы согласно статье 21 ИК являются: актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли; финансовое состояние организации-инвестора; техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности; обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте; научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий; конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора; сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ