Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:06, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. | 7 |
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. | 14 |
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. | 20 |
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ. | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Привлечение иностранных инвестиций – одна из ключевых задач любого современного государства, в том числе и Республики Беларусь. Для решения этой задачи необходимо создание благоприятного инвестиционного климата.
Под благоприятным инвестиционным климатом обычно понимается наличие в государстве, принимающем инвестиции, политической и экономической стабильности, наличие четкого и прозрачного законодательства, предоставления определенных гарантий, обеспечения защиты прав и интересов инвесторов.
Между тем, одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.
В
Беларуси сформированы основы правового
регулирования иностранных
Данная курсовая работа имеет своей целью анализ основ правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;
анализ государственных гарантий прав иностранных инвесторов, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь;
характеристика правового регулирования создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Структура курсовой работы соответствует вышеназванным целям и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
В работе использованы логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
В
ходе курсовой работы были изучены
нормы инвестиционного и иного законодательства,
регулирующего вопросы иностранных инвестиций,
специальная литература, в том числе труды
таких авторов, как
М.М. Богуславский, Н.Н. Вознесенская, В.С.
Каменков, Е.И.Коваленко, В.Г. Тихиня, И.З.
Фархутдинов, О.В. Цегельник и др.
Современное правовое регулирование в области иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего правового регулирования.
Так, согласно статье 6 ИК отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются ИК, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь [7].
При этом если международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены ИК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.
Источниками
международно-правового
Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, являются неотъемлемой частью нормативной базы, обеспечивающей соблюдение правового режима иностранных инвестиций. Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, классифицируются на региональные и универсальные. К последним относятся Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (далее - Сеульская конвенция) [2], и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (далее - Вашингтонская конвенция) [1], а также соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО и касающиеся вопросов регулирования инвестиций. К региональным инвестиционным договорам, в частности, можно отнести договоры об учреждении экономических союзов государств, например, Европейского союза, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное между странами СНГ в 1993 году.
Республика Беларусь является участницей и Сеульской, и Вашингтонской конвенций, которые действуют в республике с 1992 г.
Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Указанные организации осуществляют коммерческую по своему характеру деятельность (третейское разбирательство споров, возникающих между инвестором - частным физическим или юридическим лицом - и государством, принимающим инвестиции, и международное страхование иностранных инвестиций), однако регулирование этой деятельности полностью подчинено условиям международного многостороннего договора, на основе которого эти организации были созданы.
Кроме того, в рамках СНГ Республика Беларусь является участницей Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. [3] и Конвенции о защите прав инвестора 1997 г. [4].
В целом, международные многосторонние договоры о защите инвестиций можно охарактеризовать как договоры, устраняющие неблагоприятные последствия, возникающие для инвесторов в результате принятия государством тех или иных мер регулирования.
Дополнительные гарантии защиты иностранным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь о содействии осуществлению и защите инвестиций с другими странами. В настоящее время заключено 59 таких договоров, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой, Китаем, ФРГ [22, с. 43]. Двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций рассматриваются как дополнительные гарантии к нормам, которые содержатся в национальных законах. Страны - экспортеры капитала и их инвесторы считают, что задача защиты иностранных инвестиций наиболее эффективно решается путем заключения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. В этих договорах закрепляются правовые режимы осуществления инвестиционной деятельности, средства защиты иностранных инвестиций от убытков, порядок и условия их использования.
Внутригосударственное
регулирование иностранных
Основным источником правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь является ИК, который определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
В ИК содержатся определения основных понятий в сфере инвестиционной деятельности (инвестиций, объектов и форм инвестиционной деятельности), формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, урегулирован порядок создания организаций с иностранными инвестициями.
К иным источникам правового регулирования иностранных инвестиций (направленных на привлечение иностранных инвестиций) можно также отнести:
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов»;
Декрет Президента Республики Беларусь № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»;
Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)»;
Закон Республики Беларусь «О внешнеторговой деятельности»;
Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 444 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и особенностях их заключения» и др.
Что
касается определения понятия «
Так, согласно ст. 1 ИК под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [7].
Инвестиции - это слово иностранного происхождения: от лат. «investire» – «одевать», нем. Investitionen, англ. «investment, investments» в широком смысле трактуется как «вложения в будущее», любые имеющиеся средства, облеченные, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, приносящее выгоду [13, с. 7]; «капитальные вложения»; «долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия с целью получения прибыли»; «долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные сферы экономики как на национальном, так и на международном уровне с целью получения прибыли», «вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) с целью получения дополнительной прибыли или оказания влияния на дела предприятия, компании».
По сути, инвестиции - это имущество в широком его понимании, и отношения по передаче, вложению, использованию инвестиций в процессе осуществления той или иной деятельности, будут являться имущественными, товарно-денежными, стоимостными, т.е. гражданско-правовыми. Но, тем не менее, такое имущество имеет свою специфику, что обусловливает его отдельное инвестиционное регулирование и даже название.
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ