Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:33, реферат
В значительной степени связанный с формированием прав в защиту интересов инвесторов, осуществляемых вложение инвестиций в различные объекты кап вложений. Определяет права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности. Устанавливает систему взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности. Определяет механизм взаимодействия с органами государственной власти и устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
Правовая база инвестиционной деятельности в РФ
В России понятие инвестиций определяется несколькими законодательными актами:
Федеральный Закон « Об инвестиционной деятельности в РФ» 1999г;
Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемых в форме капитальных вложений»
В значительной степени связанный с формированием прав в защиту интересов инвесторов, осуществляемых вложение инвестиций в различные объекты кап вложений. Определяет права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности. Устанавливает систему взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности. Определяет механизм взаимодействия с органами государственной власти и устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99, он устанавливает гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции в РФ и получаемые от них доходы и прибыли. Основной регматив: иностранные инвесторы имеют те же права и обязанности, как и отечественные инвесторы.
Закон « Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» 1998г. В соответствии с этим законом в крае принята политика поддержки предпринимательства на основе механизма утверждения перспективных инвестиционных проектов с последующим выделением ресурсов через Сбербанк РФ и компенсация разницы между коммерческой ставкой банка и ставкой 10%. Краевой закон повторяет положение ФЗ и дополняет инструменты регулирования, конкретизируя механизм их использования на территории края.
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
По форме и юридической силе:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
- акты ратификации
международных соглашений и
- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
- указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
- Закон РФ «Об
инвестиционной деятельности в
РФ, осуществляемой в форме
- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.
Правовая база инвестиционной деятельности в России.
Для нормального
развития экономики, для обеспечения
воспроизводства необходим
Инвестиционная
деятельность реализуется
6 июля 1991 года был
принят закон "Об
Правовое регулирование инвестиционной деятельности |
Страница 1 из 2 Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложениях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, дорог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пойдет речь в настоящей главе. В силу Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 22 августа 2004 г.) под инвестициями понимаются денежные средства и иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Иными словами, инвестиции — широкое понятие, включающее в себя как деньги, так и любое другое имущество, движимое и недвижимое, которое может быть использовано при создании предприятий или объектов, не предназначенных для извлечения прибыли, но необходимых по другим основаниям (оборонный объект, музей и т.п.). В роли инвестиций могут выступать и имущественные права: собственник земельного участка, например, разрешает строительство на нем предприятия, а по завершении работ предоставляет ему право пользования участком на льготных условиях. Выгода предприятия здесь состоит в том, что оно экономит на платежах за пользование, а сумма такой экономии считается вкладом собственника участка в предприятие, что дает ему возможность получать свою часть прибыли. Инвестиции, предназначенные
для создания объектов, принято именовать
капитальными вложениями, а инвестиционная
деятельность представляет собой вложение
инвестиций и осуществление последующих
практических действий для получения
искомого результата. Государственное регулирование
инвестиций, начиная с федерального
уровня, направлено на создание для них
благоприятных условий и осуществляется
путем совершенствования системы налогов;
установления специальных налоговых режимов,
не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвесторов, т.е. лиц,
вкладывающих средства в строительство
(они в данном случае и являются ключевыми
фигурами в инвестиционном процессе);
предоставления льготных условий пользования
землей и другими природными ресурсами;
создания и развития сети информационно-аналитических
центров, осуществляющих регулярное проведение
рейтингов и публикацию рейтинговых оценок
субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер и т.п. Обсуждение инвестиционных
проектов, во-вторых, строится на началах
гласности. Она предполагает как открытость
в работе с проектами органов власти и
муниципальных образований, так и участие
граждан в подобном обсуждении, что в ряде
случаев не отвечает интересам инвестора
как частного собственника, намеренного
вложить средства в осуществление проекта.
Тем не менее граждане, равно как их объединения
и организации, имеют право на получение
информации о будущем строительстве, если
оно затрагивает их интересы в части обеспечения
требований благоприятной среды жизнедеятельности.
Они могут также, помимо направления обращений
в органы местного самоуправления и территориальные
органы исполнительной власти, проводить
независимую экспертизу проектной документации
до ее утверждения. Переходя теперь от общих положений непосредственно к инвестиционному процессу, необходимо констатировать, что его первая стадия, которую иначе именуют предынвестиционной, наступает не раньше, чем инвестор получит представление о том, где именно он намерен построить объект. Но прежде чем перейти к анализу соображений, которые он должен взять в расчет, целесообразно остановиться на вопросе финансирования инвестиций. Инвестор может расходовать на реализацию проекта свои собственные средства или привлечь соинвесторов. В этом случае они приобретут долевую собственность на выстроенный объект. Аккумулирование таких средств составляет проблему инвестора, однако применительно, например, к РАО «ЕЭС» данный вопрос решен нормативно: в 2005 г. в абонентную плату за электроэнергию была включена инвестиционная составляющая в размере свыше 17 млрд руб., предназначенная для финансирования объектов капитального строительства в электроэнергетике. Инвестор, в принципе, может
воспользоваться и кредитными ресурсами,
но тогда власти при осуществлении крупного
проекта могут потребовать от него гарантию
первоклассного банка, подтверждающую
его платежеспособность. Такая гарантия
необходима для того, чтобы избежать ситуации,
когда инвестор окажется не в состоянии
погасить кредит и тем самым поставит
под вопрос судьбу проекта. Правительством
РФ предусмотрена также возможность предоставления
государственных гарантий под инвестиционные
проекты социальной и народнохозяйственной
зна-чимости. По общему правилу, государственные
гарантии предоставляются коммерческим
организациям, участвующим в инвестиционном
проекте, в пользу кредитных организаций. Правовой режим, установленный
для каждой территориальной зоны
градостроительным регламентом, применяется
в равной мере ко всем расположенным
в ее пределах земельным участкам и иным
объектам недвижимости. На территориях
поселений могут устанавливаться территориальные
зоны нескольких видов. Рассмотрим некоторые
из них. Основные технологические
решения приводятся путем сравнения
возможных вариантов |
Страница 2 из 2
Один из главных вопросов, который
должен быть детально проанализирован
инвестором — уже упоминавшееся место
размещения предприятия. Здесь необходимо
сформулировать основные требования к
нему, анализ альтернативных вариантов
с учетом социальной, экономической и
экологической ситуации в регионе, наличия
сырьевых ресурсов, рынка сбыта продукции,
транспортных коммуникаций, а также потребности
региона в дополнительных рабочих местах.
В обоснованиях фигурируют также основные
строительные решения, которые носят технический
характер, и экономические данные, позволяющие
судить об эффективности инвестиций.
Их итогом служат общие выводы о хозяйственной
необходимости, технической возможности,
коммерческой, экономической и социальной
целесообразности инвестиций в строительство
конкретного объекта с учетом его экологической
и эксплуатационной безопасности.
Подготовка обоснований инвестиций в
строительство дает возможность инвестору
принять решение о целесообразности дальнейшего
инвестирования и разработке проектной
документации, а органу исполнительной
власти — о предварительном согласовании
места размещения объекга.
По общему правилу обоснования
инвестиций, которые называют также
технико-экономическими обоснованиями,
подлежат государственной экспертизе
лишь в случаях, когда объект предполагается
строить за счет государственных средств,
бюджетных или кредитных. В остальных
случаях инвестор сам принимает решение
о необходимости экспертизы.
Обоснование инвестиций, как было показано
выше, имеет своей задачей подтверждение
или, напротив, отказ от подготовки и реализации
инвестиционного проекта. Такое обоснование
ориентировано, прежде всего, на экономику,
но осуществляется в правовых формах.
Инвестор, как правило, привлекает для
выполнения необходимых работ организации-исполнителей,
с которыми и вступает в договорные отношения.
Оставляя в стороне вопросы стоимости
строительства и эффективности капитальных
вложений, остановимся на правовых факторах,
имеющих значение для инвестора. В зависимости
от его планов, сосредоточенных на получении
результата, следует различать ряд нормативно
закрепленных вариантов строительства,
от более затратных до экономных.
Так, к новому строительству относится
возведение комплекса объектов основного,
подсобного и обслуживающего назначения
вновь создаваемых предприятий, зданий
и сооружений. Новое строительство ведется
на свободных территориях в целях создания
новой производственной мощности.
К расширению действующих предприятий
относится возведение новых и расширение
существующих цехов и объектов на территории
действующих предприятий или примыкающих
к ним площадках; строительство филиалов
и производств, входящих в их состав.
Под реконструкцией предприятий понимается
переустройство тех же цехов и объектов,
связанное с совершенствованием производства
и повышением его технико-экономического
уровня. Цель реконструкции — увеличение
производственных мощностей, улучшение
качества и изменение номенклатуры продукции.
Она применяется, например, при модернизации
отдельных зданий и сооружений в случаях,
когда новое высокопроизводительное и
более совершенное по техническим показателям
оборудование не может быть размещено
в существующих зданиях.
Техническое перевооружение представляет
собой комплекс мероприятий по повышению
технико-экономического уровня отдельных
производств, цехов и участков на основе
внедрения передовой технологии и новой
техники, механизации и автоматизации
производства, замены устаревшего и физически
изношенного оборудования новым, более
производительным. При техническом перевооружении
действующих предприятий может иметь
место установка дополнительного оборудования
и машин, внедрение автоматизированных
систем управления и контроля, применение
современных средств в управлении производством
и т.п.
Обоснование инвестиций предполагает
оценку ряда рисков; нас в данном случае
интересуют юридические риски, которые
следует подразделить на законодательные
и правоприменительные. Законодательные
или нормативные риски связаны с качеством
действующих в зоне активности инвестора
правовых актов. Чем нормативный материал
проще и понятнее, тем легче инвестору
ориентироваться в нем и выбрать оптимальную
линию поведения.
Состояние законодательства об инвестициях
и, прежде всего, его определенность, являются
одним из ключевых факторов, входящих
в понятие инвестиционной привлекательности
экономики. Необходимо отметить, что в
этом смысле положение не может быть признано
удовлетворительным. В настоящее время
одновременно действуют два акта: Закон
РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной
деятельности в РСФСР» (в ред. от 10 января
2003 г.) и Федеральный закон от 25 февраля
1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений» (в ред.
от 22 августа 2004 г.), причем первый применяется
лишь в той мере, в которой он не противоречит
второму. Понятно, что такая ситуация не
служит делу привлечения инвестиций, поэтому
гораздо предпочтительнее выглядит принятие
единого закона.
Другой, еще более важный, фактор состоит
в характере государственных гарантий
прав субъектов инвестиционной деятельности.
Основная проблема здесь заключается
в стабильности правового режима инвестиций.
И если этот режим допускает изменения
законодательства, ухудшающие положение
инвестора, то законодательные риски оказываются
чрезмерно велики.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона
«Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» исключения из «дедушкиной
оговорки», о которых говорилось выше,
слишком серьезны, для того чтобы говорить
о стабильности инвестиционного режима.
Кроме того, даже эта условная стабильность
относится только к приоритетным инвестиционным
проектам, с определенным объемом капитальных
вложений, включенным в перечень таких
проектов, утверждаемый Правительством
РФ. Однако и в отношении приоритетных
проектов возможны неблагоприятные изменения
режима, если это вызвано такими факторами,
как, например, защита прав и законных
интересов других лиц, охрана основ конституционного
строя, нравственности и т.п.
Стабильность для инвестора, осуществляющего
инвестиционный проект, гарантируется
в течение срока окупаемости инвестиционного
проекта, но, как уже отмечалось, в рамках
семи лет со дня начала финансирования
проекта. Такой срок слишком непродолжителен.
К тому же дифференциация сроков окупаемости
инвестиционных проектов в зависимости
от их видов определяется не в законодательном
порядке, а исполнительной властью.
Последняя в лице Правительства РФ устанавливает
и критерии оценки изменения в неблагоприятном
для инвестора отношении условий взимания
ввозных таможенных пошлин, федеральных
налогов и взносов в государственные внебюджетные
фонды, режима запретов и ограничений.
Отсюда видны направления совершенствования
инвестиционного законодательства. Они
связаны с минимизацией исключений из
общего правила о стабильности инвестиционного
режима; с расширением круга проектов,
на которые такой режим распространяется;
с увеличением сроков неприменения к инвестициям
неблагоприятных для них изменений законодательной
ситуации; с устранением исполнительной
власти от нормотворчества в этой сфере,
принятием соответствующих правил на
уровне закона.
Что касается защиты капитальных вложений,
то она, главным образом, сводится к правилам
о том, что их национализация возможна
только при условии предварительного
и равноценного возмещения государством
убытков, причиненных субъектам инвестиционной
деятельности, а реквизиция допустима
по решению государственных органов в
случаях, порядке и на условиях, которые
определены ГК РФ.
Данное правило не вызывало бы возражений,
если бы не то обстоятельство, что ответственность
государства в приведенных вариантах
ограничена объемом предусмотренных в
бюджете на подобные расходы средств.
Применительно к Федеральному закону
«Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» необходимо подчеркнуть, что
его основной недостаток состоит в том,
что содержание этого закона ограничено,
главным образом, установлением льгот
и гарантий для иностранных инвесторов.
Между тем инвесторы, независимо от того,
являются ли они отечественными или иностранными,
должны быть поставлены в равные условия,
а процесс формирования и реализации инвестиционных
проектов, находящийся в настоящее время
вне четкого законодательного воздействия,
должен быть урегулирован в едином законе,
распространяющем свое действие на всех
инвесторов.
Правоприменительные риски связаны с
общеизвестными недостатками судебной
системы России и очевидной тенденцией
государственной бюрократии к толкованию
нормативного материала, состоящего в
основном из подзаконных актов, в выгодном
для себя смысле.
Потенциальному инвестору необходимо
определить состав партнеров, с которыми
он намерен сотрудничать на договорной
основе в интересах реализации будущего
инвестиционного проекта. Если посмотреть
на проблему шире, то круг субъектов инвестиционной
деятельности включает, прежде всего,
самого инвестора, т.е. лицо, которое вкладывает
собственные, заемные или привлеченные
средства в форме инвестиций и обеспечивает
их целевое использование. В роли инвесторов
могут выступать органы, уполномоченные
управлять государственным и муниципальным
имуществом; граждане, предприятия, предпринимательские
объединения и другие юридические лица;
иностранные физические и юридические
лица, государства и международные организации.
Еще один субъект инвестиционной деятельности
— заказчик, ключевая фигура, уполномоченная
инвестором реализовать инвестиционный
проект, для чего ему необходимо заключить
ряд договоров с исполнителями — подрядными
организациями, поставщиками, транспортниками
и т.п. Заказчик наделяется правами владения,
пользования и распоряжения инвестициями
на период и в пределах полномочий, установленных
соглашением между ним и инвестором. Теоретически
последний мог бы выполнять функции заказчика
самостоятельно, но, как правило, не обладает
для этого опытом и связями: заказчик должен
уметь организовать выполнение проекта,
хотя сам не принимает участия в каких-либо
строительных или иных работах.
Особое место занимают в инвестиционных
процессах девелоперы — коммерческие
организации, которые вкладывают средства
в строительство и могут совмещать функции
инвестора, заказчика, а иногда и строительного
подрядчика, либо действовать на основе
договоров с двумя последними. Девелопер
— профессионал, специализирующийся на
возведении недвижимости с ее последующей
продажей.
Замыкают круг основных участников пользователи
объектов инвестиционной деятельности,
т.е. субъекты, обладающие возможностью
располагать этими объектами. В качестве
пользователей могут выступать сами инвесторы,
а в случае, когда пользователь — не инвестор,
взаимоотношения между ним и инвестором
определяются договором.
Так происходит, в частности, в результате
идущего в Москве процесса сноса пятиэтажных
домов со строительством на их месте многоэтажных.
Все стадии этих процессов оплачиваются
инвесторами, в том числе и возведение
переселенческого жилого фонда для жителей
сносимых домов. Они получают жилье на
безвозмездной основе и являются пользователями,
о которых шла речь.
Обоснование инвестиций — это процесс,
который инвестор ведет и оплачивает отнюдь
не только для того, чтобы получить ясное
представление о целесообразности вложения
средств. Поскольку всякий объект располагается
на земельном участке и так или иначе связан
с общей инфраструктурой, инвестору уже
на этой стадии инвестиционного процесса
необходимо взаимодействие с органами
государственной власти или местного
самоуправления для проведения ряда согласований.
Правовая природа обоснования инвестиций,
которые иначе именуют технико-экономическими
обоснованиями, обусловлена, прежде всего,
тем фактором, что они разрабатываются
в соответствии с договором, заключаемым
между инвестором и исполнителем. Результатом
его выполнения является комплект документации,
содержащей сведения, расчеты, выводы
в объеме, предусмотренном заданием инвестора,
которое, поскольку исполнитель его принимает,
и определяет предмет указанного договора.
Место, занимаемое этим обязательством
среди других предпринимательских договоров,
находится рядом с договорами на выполнение
проектных и изыскательских работ, правовая
природа которых исследована выше. Между
ними, однако, существуют и различия, на
которых здесь необходимо остановится.
Они связаны, прежде всего, с тем, что указания,
содержащиеся в проектно-сметной документации,
императивны, и отступление от них возможно
лишь при условии проведения согласований
с государственными или, соответственно,
муниципальными органами. Поэтому инвестор,
намеренный что-то изменить в проекте,
обязан придерживаться данного условия.
Технико-экономические обоснования (ТЭО),
напротив, носят характер предположения,
обладающего той или иной степенью вероятности,
и несут в себе элемент риска. Их смысл,
как отмечалось выше, и состоит в том, чтобы
на основе развернутого анализа инвестиционных
намерений с учетом всех относящихся к
делу деталей предоставить инвестору
информацию и варианты решений, исходя
из которых он избирает ту или иную линию
поведения. Но этот риск относится к успешности
проекта, а не к качеству выводов, содержащихся
в ТЭО. Под качеством здесь понимается
соответствие данных выводов требованиям
строительных норм и правил и, кроме того,
фактическим обстоятельствам реализации
проекта. Если, например, разработчик ТЭО
предлагает использовать в производстве
импортное оборудование с применением
отечественного сырья, а затем, уже после
сооружения объекта, выясняется, что такое
сырье производится в России в недостаточных
количествах либо по своим параметрам
не подходит для этого оборудования, то
ответственность за это в виде возмещения
убытков должен нести как разработчик
ТЭО, так и проектная организация, которая
без должной оценки приняла к исполнению
выводы ТЭО.
В другом варианте, когда недостатки ТЭО
обнаружены в ходе назначенной инвестором
экспертизы, подготовившая их организация
должна безвозмездно их устранить.
Однако в случаях, когда в ТЭО содержатся
не подтвердившиеся впоследствии выводы
о современном состоянии производства
определенной продукции, объемах ее потребления,
перспектив конъюнктуры рынка, уровня
инфляции, возможностей сбыта продукции
на рынках в условиях конкуренции и т.п.,
разработчик ТЭО не может нести за это
ответственность ввиду прогнозного характера
названных выводов. Последние показывают
лишь наиболее вероятный с точки зрения
разработчика ход развития событий, но
не могут претендовать на большее по той
причине, что в предпринимательстве всегда
присутствует риск.
Информация о работе Правовая база инвестиционной деятельности в РФ