Ключевой
особенностью развития инвестиционного
рынка в России в среднесрочной
перспективе является необходимость
одновременного повышения уровня жизни
и развертывания модернизации национального
хозяйства. Это будет происходить в условиях
масштабного отвлечения инвестиционных
ресурсов на обслуживание внешнего долга
и обеспечение безопасности страны. Модернизация
также предполагает увеличение национальных
инвестиционных расходов на развитие
науки и образования, социальной инфраструктуры.
Другая
особенность - усиление ограничивающего
воздействия на темпы экономической
динамики со стороны сложившейся
неэффективной структуры промышленности
и недостаточного объема инвестиций
в реальный сектор.
Особенности
современного развития российской экономики
обусловили большую сложность осуществления
инвестиционного процесса. Глубокий
экономический кризис, охвативший в условиях
переходного периода все сферы хозяйственной
жизни общества, в том числе инвестиционную,
обострил факторы, дестимулирующие инвестиции.
Основные проявления инвестиционного
кризиса выражены в спаде объемов инвестиций,
уменьшении совокупного инвестиционного
потенциала, негативных сдвигах в отраслевой,
региональной и функциональной структурах
инвестиций, спекулятивном характере
формирующихся финансовых рынков.
Заключение.
На
данный момент российская экономика переживает
глубочайший кризис, что сказывается во
всех сферах жизни россиян и, в первую
очередь, на социальной сфере, что в свою
очередь вызывает социальную напряжённость
в обществе. Правительство всеми силами
пытается преодолеть этот кризис, однако
довольно безуспешно. Дефицит бюджета
не позволяет правительству справиться
с кризисом своими силами, поэтому оно
вынуждено привлекать и другие средства,
помимо бюджета. Помочь государству в
преодолении экономического кризиса призваны
инвестиции. Инвестиции предназначены
для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического
уровня.
Инвестиции
играют две роли в макроэкономике.
Во-первых, поскольку они – большой
и изменчивый компонент расходов,
резкие увеличения или уменьшения инвестиций
могут оказывать огромное воздействие
на совокупный спрос; а изменения последнего,
в свою очередь, влияют на выпуск и занятость.
Кроме того, инвестиции приводят к накоплению
капитала. Прирост запаса сооружений и
оборудования увеличивает потенциальный
выпуск страны и обеспечивает экономический
рост в длительном периоде.
Таким
образом, инвестиции играют двоякую
роль, воздействуя в коротком периоде
на выпуск через совокупный спрос, и
в длительном периоде на рост выпуска
через влияние образования капитала
на потенциальный выпуск и совокупное
предложение.
В
условиях рыночной экономики сущность
инвестиций заключается в сочетании двух
аспектов инвестиционного процесса: затрат
капитала и результатов, соизмерение этих
элементов лежит в основе теории экономической
оценки инвестиций. Инвестиции осуществляются
с целью получения определенного результата
(прибыли) и становятся бесполезными, если
данного результата не приносят.
Привлечение
в широких масштабах национальных
и иностранных инвестиций в российскую
экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России
цивилизованного, социально-ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только эффективное совместное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести
в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение России
в мировое хозяйство и привлечение
иностранного капитала - необходимое
условие построения в стране современного
гражданского общества. Привлечение иностранного
капитала в материальное производство
гораздо выгоднее, чем получение кредитов
для покупки необходимых товаров, которые
по-прежнему растрачиваются бессистемно
и только умножают государственные долги.
Приток инвестиций как иностранных, так
и национальных, жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей – выхода из современного
общественно-экономического кризиса,
преодоление спада производства и ухудшения
качества жизни россиян. При этом необходимо
иметь в виду, что интересы российского
общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов – с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и
структурной перестройке
своего экспортного потенциала,
проведении антиимпортной политики, в
привнесении в наше общество западной
управленческой культуры. Иностранные
инвесторы естественно заинтересованы
в новом плацдарме для получения прибыли
за счет обширного внутреннего рынка России,
ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и ... даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно
деликатная задача: привлечь в страну
иностранный капитал, и, не лишая его собственных
стимулов, направлять его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей.
Привлекая иностранный капитал,
нельзя допускать дискриминации
в отношении национальных инвесторов.
Не следует предоставлять предприятиям
с иностранными инвестициями налоговые
льготы, которых не имеют российские, занятые
в той же сфере деятельности. Как показал
опыт, такая мера практически не влияет
на инвестиционную активность иностранного
капитала, но приводит к возникновению
на месте бывших отечественных производств
предприятий с формальным иностранным
участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что
национальные инвестиции ещё
более важны, чем иностранные
потому, что они служат показателем
доверия населения правительству.
Российские инвесторы будут заинтересованы
не только в получении максимальной прибыли,
но и в увеличении стабильности экономики
нашей страны (по крайней мере, можно на
это надеяться), а также в неразбазаривании
природных богатств России.
Одним
из наиболее высоких барьеров на пути
инвестиций в России является чрезмерная
усложненность процедуры согласования
технико-экономических обоснований и
проектов строительства, а также получения
разрешительной документации на реализацию
инвестиционных проектов. Законодательные
инициативы Правительства Российской
Федерации направлены, в том числе, на
устранение этих недостатков. В ближайшее
время в Федеральный закон "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений",
будут внесены изменения, упрощающие процедуру
согласования и получения разрешительной
документации на реализацию инвестиционных
проектов и вводящие правила "одного
окна", путем создания соответствующего
уполномоченного органа исполнительной
власти, на который возлагается проведение
государственной экспертизы инвестиционных
проектов, а также выдача исходно-разрешительной
документации для их реализации. Упрощение
системы согласования технико-экономических
обоснований проектов и получения инвесторами
исходно-разрешительной документации
на реализацию инвестиционных проектов
позволит существенно усилить привлекательность
России и стимулировать деятельность
отечественных инвесторов.
Инвестиционный
рынок является объектом государственного
регулирования в большей мере,
чем рынок товаров и услуг.
Это обусловлено как сложностью,
многозвенностью и высокой рискованностью
инвестиционного бизнеса, длительностью
инвестиционного цикла, так и тем, что
инвестиции имеют определяющее значение
для поддержания и повышения конкурентоспособности
и эффективности экономики в целом. Государственное
регулирование инвестиционного рынка
осуществляется в следующих основных
формах:
-
законодательного регулирования инвестиционной
деятельности, формирования привлекательного
для инвесторов инвестиционного климата;
-
определения инвестиционной стратегии,
выбора и поддержки стратегических приоритетов,
формирования инвестиционных программ;
-
налоговых льгот и иных форм поддержки
отдельных видов инвестиционно-инновационной
деятельности (например, малых предприятий,
инновационных проектов);
-
условий инвестирования при проведении
приватизационных торгов и конкурсов;
-
прямого бюджетного финансирования некоторых
инвестиционных проектов социального,
экологического, оборонного характера,
а также освоения базисных инноваций;
-
содействия развитию инвестиционной инфраструктуры
и подготовки кадров менеджеров инвестиционных
проектов;
-
защиты интересов отечественных инвесторов
на внешнем рынке.
В
последнее время роль инвестиций
в социально-экономическом развитии
значительно возросла. Улучшение инвестиционного
рынка является одной из ключевых задач,
стоящих перед страной. В последнее время
в стране произошли ряд изменений, направленных
на улучшение инвестиционного и предпринимательского
климата в России. Усилия Правительства
Российской Федерации и всей системы власти
сконцентрированы на обеспечении равных
условий конкуренции, защите прав собственности,
снятии избыточных административных барьеров
для предпринимательской и инвестиционной
деятельности, повышении финансовой прозрачности
предприятий и организаций.
Все
это должно позволить уже в ближайшее
время создать условия для значительного
притока долгосрочных инвестиционных
ресурсов в экономику России и, в первую
очередь, в промышленный сектор экономики,
в развитие новых отраслей, радикальное
обновление старых предприятий, продукция
которых неизменно пользовалась спросом
и на внутреннем и на внешнем рынке.
Продолжается
совершенствование и общей правовой
базы по следующим направлениям: выравнивание
условий конкуренции, реформирование
банковской системы, развитие фондового
рынка и инвестиционных институтов,
рынка страховых услуг, биржевого товарного
рынка, улучшение информационного обеспечения
бизнеса.
Таким
образом, несмотря на множество проблем,
которые существуют в России, в стране
осуществляются реальные шаги, направленные
на улучшение инвестиционного рынка.
Список
использованной литературы.
- Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных
вложений: фед. закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ
// Собрание законодательства РФ. – 1999.
- № 9. – Ст. 10963.
- Амосов А.
Результативны ли иностранные инвестиции
/ А. Амосов//Экономист. – 2008. - №1. – С .29-36.
- Андреева
А. Инвестиции-2008. Успехи со множеством
«но» / А.Андреева // Бюджет. – 2009. - №2. –
С.75-77.
- Анискин Ю.П.
Управление инвестициями: учебн. пособие
/ Ю.П. Анискин – 2-ое изд., испр. и доп. –
М.: Издательство ОМЕГА,2007. – 192 с.
- Бланк И.А.
Основы инвестиционного менеджмента/И.А.
Бланк, 3-е изд., Т.1., М.: Омега-Л, 2008. – 660 с.
- Борисова
И. Риски внешнего финансирования российской
экономики / И. Борисова // Вопросы экономики.
– 2008. - №2. – С. 26-43.
- Григорьев
Л. Инвестиционный процесс: накопленные
проблемы и интересы / Л. Григорьев //Вопросы
экономики. – 2008. - №4. – С.44-60.
- Данилова
Т.Н. Институциональный анализ организаций
инвестиционного рынка / Т.Н. Данилова
// Финансы и кредит. – 2005. - №5. – С. 17-27.
- Дворецкая
А.Е. Инвестиционный потенциал российской
экономики/ А.Е. Дворецкая //Финансы и кредит.
– 2008. - №16. – С.2-18.
- Залужский
В. Найти, привлечь, развить, продать / В.
Залужский //Консультант. – 2008. - №3. – С.20-24.
- Иванов А.А.
Инвестиции: учебное пособие /А.А. Иванов,
А.В. Кучумов. – М.:ЭЛИТ, 2008. – 108 с.
- Игонина
Л.Л. Инвестиции: учебн. пособие/ Под ред.
проф. В.А. Слепова. – М.: Юристь, 2005. – 478
с.
- Игошин Н.В.
Инвестиции. Организация управления и
финансирование: Учебник для вузов. –
М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 413 с.
- Корнилов
А.А. Перспективы инвестиций в российские
распределительные сети / А.А. Корнилов
//ЭКИ: экономика и организация промышленного
производства. – 2008.-№12. – С.18-31.
- Кузнецов
А.В. Структура прямых российских капиталовложений
/ А.В. Кузнецов // Мировая экономика и международные
отношения. – 2007. - №4. - С.69-76.
- Кузнецов
Б.Т. Инвестиции: учебн. пособие для студентов
вузов/ Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
– 679 с.
- Куликов
А.А. Инвестиции в человеческие ресурсы
/ А.А. Куликов //Бухгалтерский учет. – 2008.
- №6. – С.76-79.
- Мицек С.А.
Инвестиции в основной капитал в РФ как
фактор роста и инноваций / С.А. Мицек //Финансы
и кредит. – 2008. - №9. – С.43-48.
- Навой А.В.
Об оценке потребительской российской
экономики в иностранном капитале / А.В.
Навой //Бизнес и банки. – 2007. - №47. – С.1-4.
- Наценко
Е. О тенденциях инвестиционного процесса
/ Е. Наценко // Экономист. – 2007. - №4. – С.61-67.
- Нешитой
А.С. Инвестиции: Учебник. – 4-ое изд., перераб.
и доп. – М.: «Дашков и К», 2006. – 376 с.
- Паланкоев
А.М. Инвестиционные ресурсы фондового
рынка: эмитенты и инвесторы, институты
инвестирования, инвестиционная стратегия/
А.М. Паланкоев. – М: Акционер, 2001. – 223 с.
- Петровски
М.Д. Оценка состояния инвестиционного
рынка России / М.Д. Петровски //БИКИ. –
2006. - № 131. – С.2-3.
- Попков В.П.
Организация и финансирование инвестиций:
учебн. пособие для вузов/В.П. Семенов.
– СПб: Питер, 2001. – 221 с.
- Ример М.И.
Экономическая оценка инвестиций/Под
общ. ред. М.Римера – СПб.:Питер, 2005. – 480
с.