Оценка риска инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

В настоящее время в России происходит процесс стабилизации и развития производств, в частности базовых для российской экономики добывающих и перерабатывающих отраслей. Металлургия является базовой отраслью промышленности России и, в значительной степени определяет жизнеспособность экономики в целом.

Работа содержит 1 файл

ОЦЕНКА РИСКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
 

     ОЦЕНКА  РИСКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 

     В настоящее время в России происходит процесс стабилизации и развития производств, в частности базовых  для российской экономики добывающих и перерабатывающих отраслей. Металлургия  является базовой отраслью промышленности России и, в значительной степени определяет жизнеспособность экономики в целом.

     В месте с тем в настоящее  время в металлургии России резко  проявились кризисные тенденции: высокий  износ фондов (около 55%), наличие на предприятиях большого количества устаревшего оборудования, низкое использование мощностей (70-65%, в отдельных переделах 30%).

     Для обеспечения своей конкурентоспособности  перед предприятиями встанет  задача разработки системы оценки и  управления инвестиционными проектами  и, как следствие, разработка эффективной системы оценки и управления инвестиционными рисками металлургических предприятий.

1. Анализ  рисков инвестиционного проекта

     Под рисками инвестиционных проектов понимается, как правило, предполагаемое ухудшение  итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистой текущей стоимости (ЧТС) внутренней нормы доходности (ВНД) и срока окупаемости.

     На  данный момент единой классификации инвестиционных  рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующее основные риски, присущие практически всем инвестиционным проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.

Маркетинговый риск

     Маркетинговый риск — это риск недополучение  прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или  слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж.

Риски несоблюдения графика  и превышения бюджета  проекта

     Причины возникновения таких рисков могут  быть объективными (например, изменение  таможенного законодательства в  момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективные  (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Все это приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

Общеэкономические риски

     К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению  к предприятию факторами, например: риск увеличения конкуренции в отрасли  из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков и др.

     Процедуру оценки и анализа инвестиционных рисков можно представить в виде схемы.

     Таблица 1

     Процедура оценки и управления риском

Этапы жизненного цикла проекта Этапы планирования и управления инвестиционными рисками
Планирование  проекта Качественный  анализ
Количественный  анализ
Реализация  проекта Управление  выявленными рисками
Завершение  проекта Подведение  итогов проекта, анализ реализовавшихся  рисков

      

2. Качественный  анализ рисков инвестиционного проекта

     Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для  описания удобно использовать специально разработанные логические карты  проекта – список вопросов помогающий выявить существующий риск.

     Для металлургических предприятий наиболее характерны следующие основные риски: не достижение  плановых объемов  продаж как за счет их меньшего физического  объема (в натуральном выражении), так и за счет более низкой цены, а так же снижение нормы прибыли из-за роста цен на сырье.

3. Количественный  анализ рисков инвестиционного  проекта

     Существует  несколько основных методик проведения подобного анализа: анализ влияния  отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло).

Анализ  чувствительности. Это стандартный метод количественного анализа, который заключается в изменении значений критических параметров (в нашем случае физического объема продаж, сметной стоимости проекта и цены реализации), подстановке их в финансовую модель проекта и расчете показателей эффективности проекта при каждом таком изменении. Анализ чувствительности можно реализовать, как с помощью специальных программных пакетов (project Expert, «Альт-Инвест», так и программы Excel.

     Анализ  чувствительности очень нагляден, однако главным его недостатком является то, что анализируется влияние  только одного из факторов, а остальные  считаются неизменными. На практике  же обычно изменяются сразу несколько показателей. Оценить подобную ситуацию и скорректировать ЧТС проекта на величину риска помогает сценарный анализ.

Сценарный анализ. Для начала необходимо определить перечень критических факторов, которые будут изменяться одновременно. Для этого, используя результаты анализа чувствительности, можно выбрать 2—4 фактора которые оказывают наибольшее влияние на результат проекта. Рассматривать одновременно большее количество факторов не имеет смысла, поскольку это только усложняет расчеты.

     Обычно  рассматривают три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный, но при необходимости их число  можно увеличить. В каждом из сценариев  фиксируется соответствующие значения отобранных факторов, после чего рассчитываются показатели эффективности проекта.

4. Анализ  риска инвестиционных проектов  методом имитационного моделирования.

       В случае, когда точные оценки  параметров задать нельзя, а аналитики  могут определить только интервалы  возможного колебания показателя, используют метод имитационного моделирования Монте-Карло.

     В нашей методике определены наиболее значимые факторы для оценки риска  инвестиционных проектов такие как:

  • цена выпускаемой продукции
  • объем выпускаемой продукции
  • цена на сырье и материалы
  • сводная сметная стоимость проекта
  • курс валют

     Расчет  сценариев развития событий осуществляется автоматически в программе разработанной  отделом управления рисками ОАО  «ММК».

  1. В каждом сценарии осуществляется расчет показателя эффективности инвестиционного проекта – чистая текущая стоимость проекта (ЧТС).

     Разработанная программа рассчитывает абсолютные и относительные значения риска  инвестиционного проекта. Абсолютный показатель - стандартное отклонение - позволяет судить о цене риска  проекта, т.е. о величине наиболее вероятных потерь по данному инвестиционному проекту.

     Относительный показатель  - коэффициент вероятности - позволяет определить класс риска  инвестиционного проекта.

     Разработанная методика оценки эффективности  инвестиционного  проекта основанная на показателе риск-приоритетность позволяет принимать обоснованное решение о целесообразности реализации проекта. 
 

3.8. Риск и планирование  капитальных вложений.

         3.8.1. Операционный  левередж (рычаг)

         С точки зрения финансового  менеджмента, риск - это вероятность неблагоприятного исхода финансовой операции. Каждый инвестиционный проект имеет различней степень риска.

         Совокупный предпринимательский  риск связан с операционным левереджем (рычагом).

         Операционный левередж - показатель, позволяющий определить зависимость между темпом прироста (снижении) прибыли от темпа прироста (снижения) выручки от реализации продукции.

         Затраты на производство продукции можно разделить на переменные и постоянные.

         К переменным затратам относятся такие затраты, которые  изменяются (увеличиваются или уменьшаются) при изменении (увеличении или уменьшении) объема продукции. К ним относится расходы на закупку сырья и материалов, потребление энергии, транспортные издержки, расходы на заработную плату (при наличии сдельной системы оплаты труда) и др.  При теоретических расчетах предполагается, что переменные затраты пропорциональны объему произведенной продукции.

         К постоянным затратам относятся затраты, которые можно  принять как независящие от объема произведенной продукции (амортизационные отчисления, выплата процентов за кредит, арендная плата, содержание управленческого персонала и другие административные расходы).

         Необходимо отметить, что деление затрат на переменные и постоянные является достаточно условным. Вместе с тем, это различие между затратами является базой для проведения анализа точки безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточности выражается в следующем: определяется сколько единиц продукции или услуг необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом постоянных затрат. Естественно, что цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все переменные затраты и получить надбавку, достаточную дли покрытия постоянных затрат и получения прибыли,

         При реализации этой концепции можно обнаружить, что любое изменение выручки от реализации продукции и услуг вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это явление получило название эффекта производственного левереджа (или операционного рычага).

         Поясним это на примере.

         Пример 3.18. Фирма  выпускает продукцию А. В первом году переменные затраты составили 20000 у.д.е., а постоянные затраты 2500 у.д.е. Общие затраты равны 20000 + 2500 = 22500 у.д.е. Выручка от реализации продукции составила 30000 у.д.е. Следовательно, прибыль равна 30000 - 22500 = 7500 у.д.е. Далее предположим, что во 2-м году в результате увеличения выпуска продукции на 15 % возросли одновременно на ту же величину переменные затраты и объем реализации, в этом случае переменные затраты составят 20000 • 1,15 = 23000 у.д.е., а выручка 30000 • 1,15 = 34500. При неизменности постоянных затрат общие затраты будут равны 25000 + 2500 = 25500, а прибыль составит 34500 - 25500 = 9000 у.д.е. Сопоставив прибыль второго и первого года, получим удивительный результат 9000/7500= 1,2 (120%), т.е. при увеличении объема 7500 реализации на 15 % наблюдается рост объема прибыли на 20 % - это и есть результат воздействия операционного (производственного) рычага.

         Для выполнения практических расчетов по выявлению зависимости  изменения прибыли от изменения реализации предлагается следующая формула:

                         (3.14)

    где С     - сила воздействия производственного  рычага;

        P     - цена единицы продукции;

    N    - количество единиц реализованной продукции;

    PN    - объем реализации;

    Зпер - общая величина переменных затрат;

    Зпост - общая величина постоянных затрат;

    ПВ     - валовая прибыль.

       Для нашего случая сила воздействия производственного  рычага в первом году равна

         С=(2500+7500)/7500=1,3333

         Величина С = 1,3333 означает, что с увеличением выручки от реализации, допустим, на 15 % (как в рассматриваемом случае), при-; быль возрастет на 1,3333 • 0,15 = 20 %.

         Уяснив возможность  использования операционного рычага, перейдем к рассмотрению понятия, имеющего в экономической литературе множество названий (порог рентабельности, точки самоокупаемости, точки безубыточности и т.д.). Остановимся на названии "точка безубыточности". Точке безубыточности соответствует такая выручка от реализации продукции, при которой производитель уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результат от реализации после возмещения переменных затрат достаточен для покрытия постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Следовательно, в точке безубыточности разность между выручкой от реализации продукции и суммой переменных и постоянных затрат равна нулю, т.е.

Информация о работе Оценка риска инвестиционных проектов