Методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

изучение форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности; сравнение государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
1. Основы инвестиций и инвестиционной деятельности 4
1.1. Сущность инвестиций и их классификация 4
1.2. Понятие инвестиционной деятельности, ее сущность, субъекты, объекты. 6
2. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности 12
2.1. Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов 12
2.2. Необходимость государственного управления инвестициями 13
2.3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации 15
3. Методические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах 19
3.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 19
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах 22
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_инв.деят.страны.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     - Гражданский кодекс РФ, законодательные  акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс Таможенного союза и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

     -  указы Президента РФ;

     - постановления Правительства РФ, отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

     Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести, прежде всего, Федеральный закон РФ от 25.02.1999 №39-ФЗ  «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

     Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

     - Федеральный закон РФ от 25.02.1999 №39-ФЗ  «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

     - Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

     Данный  закон направлен на привлечение  и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.  В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов. 

     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции. 

 

3. Методические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах

3.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 
 

      В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования  инвестиционной деятельности принимает  на себя одновременно несколько функций.

      Первая  функция – это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.

      Вторая  функция – это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.

      Третья  функция – это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.

     Политика налогообложения прибыли, амортизационная политика и различные формы налогового кредита и субсидий, а также политика налогообложения доходов физических лиц в развитой рыночной экономике – главнейшие методы регулирования капиталовложений и капиталонакопления, особенно в периоды депрессий и кризисов. В первые послевоенные годы при переходе от чрезвычайных (административных) к обычным (косвенным) способам регулирования инвестиционной деятельности, когда темпы экономического роста и накопления были относительно высокими и, наоборот, во многих случаях во избежание инфляции требовалось торможение экономических процессов, стратегия и тактика инвестиционной политики развитых капиталистических государств заключалась во введении более высоких уровней налогообложения при значительных (весьма дифференцированных и целенаправленных) льготах различным категориям налогоплательщиков.

     Однако  по мере исчерпания первой послевоенной волны капиталонакопления, связанной  с послевоенной перестройкой и накоплением  материального потенциала экономики, увеличения трудо-, материалоэнергетических затрат в производстве, в стратегии капиталонакопления и управления инвестиционным процессом на передний план в этих странах стали все более выходить проблемы общего и структурообразующего стимулирования капиталовложений.

     Основные  налоговые льготы, стимулирующие инвестиционный процесс в развитых странах, характеризуются следующим образом:

     - налоговый кредит – часть стоимости нового оборудования вычитается из налога на прибыль при его приобретении с последующей полной компенсацией вычета в течение срока службы этого оборудования;

     - налоговые скидки – вычет из налога на прибыль с последующим уменьшением суммы амортизации, относимой на издержки в течение срока службы активов, находящихся на контроле в налоговых органах;

     - налоговые субсидии – прямые вычеты из налоговых выплат или налоговой базы при дальнейшем обычном списании стоимости оборудования.

     В качестве примеров можно привести инвестиционный налоговый кредит в США, существовавший в 60-70-е гг. (7-10% стоимости нового оборудования); налоговые субсидии в Великобритании, по которым разрешалось уменьшать прибыль путем вычета 20% стоимости нового оборудования из величины валового дохода.

     Формы налоговых инвестиционных льгот, устанавливаемых  каждый раз в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями и задачами промышленной политики этих стран. Эти льготы могут сильно различаться применительно к специфике местных условий, определяющих необходимость изыскания средств для развития инфраструктуры, осуществления программ развития, в особенности депрессивных районов, создания рабочих мест, развития образования, здравоохранения, привлечения или, наоборот, рассредоточения капитала и т.д.

      Главными  объектами регулирования в странах  с развитой рыночной экономикой являются механизмы:

      а) принятия конкретных инвестиционных решений;

      б) выработки приоритетов капиталовложений;

      в) перелива капитала из менее эффективных  в более эффективные и передовые  отрасли.

      Важнейшая особенность капиталонакопления в  развитых странах заключается в  том, что принятие и реализация инвестиционных решений осуществляются на внебюджетной (частной) и возвратной основе, что связано со строгой ответственностью за эффективность их реализации и расходования на всех уровнях. Вместе с тем в этих странах четко выделяются три важнейших уровня принятия инвестиционных решений, что непосредственно связано с существованием трех основных форм владения капиталом или держателей капитальных средств: частного капитала; государства и государственных предприятий центрального (федерального) уровня и местного (штатного, муниципального) уровня. Эта довольно сложная совокупность субъектов инвестиционного процесса действует в тщательно разработанной системе частноправовых отношений, охватываемых как общими началами торгового или коммерческого права (хозяйственными кодексами), так и банковским, страховым, биржевым, институциональным и другими специальными отраслями частного права.

      Общими  принципами регулирования инвестиционного  процесса в странах с развитой экономикой являются: неприкосновенность капитала и частной собственности (санкции только по решению суда и в рамках закона); строгая возвратность и возмездность банковских кредитно-заемных средств и операций; государственные и частные (страховые) гарантии капитала и частной собственности; высокий уровень разработанности институционального права, регулирующего создание и деятельность различных юридических форм существования капитала и частной собственности в виде акционерных обществ или корпораций, компаний с ограниченной ответственностью, различных форм партнерств (товариществ), индивидуальных фирм; товарных и фондовых бирж; форм собственности на землю и недвижимость; договоров сдачи в аренду, в лизинг, в заклад, ипотеку и т.д.

      Таким образом, вся система регулирования  инвестиционной деятельности направлена, в первую очередь, на защиту прав владельцев капитала и на обеспечение наиболее беспрепятственного и быстрого капиталонакопления в интересах владельцев капитала и, в конечном счете, на развитие производства и рост потребления. 

3.2. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

 
 

     ФРАНЦИЯ.

     Французское правительство следует курсу  экономических реформ с весны 2007 года. Все изменения в законодательстве, начиная с закона о модернизации экономики (август 2008г.) и продолжая ключевыми поправками в налоговый кодекс, а также принятием Национальной инвестиционной программы, проведены для облегчения условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности страны.

      В 2010 году были приняты два ключевых закона в сфере налогообложения:

      - отменен местный налог на вложения в производство. Благодаря этой мере в 2010 году компаниям удалось сэкономить 7,3 млрд. евро;

      - сохранены самые щедрые в Европе выплаты налоговых возмещений при ведении научных исследований. Эти меры являются продолжением реформ, начатых в 2008 году;

      - иностранные специалисты освобождены от подоходного налога с 50% своих доходов, полученных за рубежом; освобождены от налога на имущество на пять лет; другие налоговые преимущества;

      - принято «зеленое налогообложение» для поддержки экологичных бизнесов: возврат налогов при использовании возобновляемых источников энергии и беспроцентные кредиты компаниям, занимающимся установкой энергосберегающих технологий в домах;

      - отменен налог на биржевую торговлю (impot sur les operations de bourse), который раньше выплачивался биржевыми трейдерами. Изменен ежегодный фиксированный налог (imposition forfaitaire annuelle). Он стал нефиксированным, теперь он взимается пропорционально ежегодному обороту компании.

      Для поощрения конкуренции во Франции принято свободное ценообразование на основе переговоров поставщиков и дистрибуторов. Введены дополнительные возможности устраивать специальные предложения и распродажи. Создан единый орган по надзору за конкуренцией. Упрощена процедура открытия новых отелей и супермаркетов.

      Для поддержки новых участников рынка  предлагаются следующие условия:

      - модернизированы инструменты в  сфере высокорискованных инвестиций: создана новая категория французских фондов прямых инвестиций, в которых процесс вложения средств, принципы формирования фонда и внесение средств инвесторов в фонд, а также механизмы долгосрочного изъятия средств основываются на регулирующих правилах управления фондом;

      - введена более простая структура  компаний типа акционерных обществ (societe anonyme) и акционерных обществ упрощенной формы (societe par actions simplifiee).

      - приняты меры по поощрению  малого бизнеса. В частности,  в 2009 году введен новый упрощенный статус частного предпринимателя (auto- entrepreneur): право на получение статуса предоставляется компаниям, максимальный оборот которых не превышает разрешенного уровня: в зависимости от вида деятельности компании в 2011 году лимиты составляют 32,600 и 81,500 евро, соответственно; сумма налогового бремени ограничивается 13% или 23% от общего оборота компании;

      - в результате этой политики  в 2009 году было создано более  580 тыс. новых компаний, из них 320 тыс. частных предпринимателей (auto-entrepreneur);

      - по итогам первых трех кварталов  2010 года было зарегистрировано 474 тыс. компаний, включая 276 тыс. частных предпринимателей.

      - для новых компаний введены  мягкие налоговые правила: новые предприниматели могут компенсировать дефицит годового оборота за счет налоговых обязательств.

      Крупнейшей и наиболее ликвидной мировой торговой площадкой во Франции считается биржа NYSE Euronext.

      Инвестиции  являются приоритетом экономической  стратегии Франции. 35 млрд. евро направлено на развитие пяти стратегических областей французской экономики (строительство, транспорт, энергосбережение и очистка окружающей среды, выброс и переработка мусора и т.п.).

Информация о работе Методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах