Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
изучение форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности; сравнение государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных стран.
Введение 3
1. Основы инвестиций и инвестиционной деятельности 4
1.1. Сущность инвестиций и их классификация 4
1.2. Понятие инвестиционной деятельности, ее сущность, субъекты, объекты. 6
2. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности 12
2.1. Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов 12
2.2. Необходимость государственного управления инвестициями 13
2.3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации 15
3. Методические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах 19
3.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 19
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах 22
Заключение 31
Список литературы 33
В
соответствии с Законом не должно
применяться в отношении
В дальнейшем основное внимание уделяется инвестициям в реальные активы, то есть капитальным вложениям. Их регулирование осуществляет закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999г. №39-ФЗ, далее Закон «Об инвестиционной деятельности»).
Согласно этому закону, капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Как следует из данного определения, к капитальным вложениям могут быть отнесены инвестиции только в основные средства, т.е. средства, срок эксплуатации которых превышает один год.
К объектам капитальных вложений, согласно закону «Об инвестиционной деятельности», относятся находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
К субъектам инвестиционной деятельности относятся:
– инвесторы;
– заказчики;
– подрядчики;
– пользователи объектов капитальных вложений.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть:
– физические лица;
– юридические лица;
– создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;
– государственные органы;
– органы местного самоуправления;
– иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).
Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность иных субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Подрядчики – физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капитальных вложений. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.
Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.
Так, в результате анализа соответствующих действующих законодательных и подзаконных актов, появляется возможность выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции:
- государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности;
- общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования;
- финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности;
- фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации.
Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.
Государство
играет ведущую роль в базовых
отраслях промышленности, производстве
военной и космической техники и других
отраслях, обеспечивающих государственные
нужды и национальную безопасность. Как
собственник, оно создает условия для
стабильной хозяйственной деятельности
государственных предприятий через систему
госзаказов, кредитование оборотных средств
для предприятий, продукция которых имеет
гарантированный сбыт, путем содействия
продвижению товаров государственных
предприятий на мировой и российский рынок.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться.
По
федеральным государственным
По форме и юридической силе:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
-
акты ратификации
-
правовые акты органов системы
федеральной исполнительной
По
характеру правового
-
административно-правовые и
-
гражданско-правовые акты (инвестиционные
договоры и контракты,
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
Информация о работе Методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах