Методика оценки инвестиционной привлекательности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Согласно выводам экспертов1 наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.

Содержание

1.Понятие инвестиционной привлекательности
2.Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.
3.Оценка инвестиционной привлекательности регионов страны (на примере Самарской области).
Практическое задание.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧНАЯ.docx

— 68.41 Кб (Скачать)

     Расчет  интегрального рангового  показателя оценки инвестиционной привлекательности  отраслей экономики  осуществляется по формуле: t=i где РИПО — интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности отрасли экономики;РЭО,—-средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли; ЗЭО, — значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью.

     На  третьем этапе расчетов на основе рассчитанных интегральных ранговых показателей  оценки инвестиционной привлекательности  отдельных отраслей проводится соответствующая  их группировка. В процессе такой  группировки устанавливаются:

     • приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности;

     • отрасли с высоким уровнем  инвестиционной привлекательности;

     • отрасли со средним уровнем инвестиционной привлекательности;

     • отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности.

     При использовании результатов оценки уровня инвестиционной привлекательности  отраслей экономики в целях отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля предприятия необходимо иметь в  виду, что ряд показателей оценки имеет высокий уровень динамики. Поэтому с изменением экономических  условий деятельности предприятий  отдельных отраслей такая оценка должна пересматриваться (периодичность  такого пересмотра составляет обычно два года).

     II. Оценка инвестиционной привлекательности  регионов страны осуществляется  по следующим основным элементам:

     Так же, как и в предыдущем варианте методики, каждый из перечисленных  элементов (рассматриваемый как  синтетический результат оценки) основывается на расчете и изучении конкретных аналитических показателей.

     1. Уровень общеэкономического развития  региона 
оценивается на основе следующих аналитических показателей:

     • удельный вес региона в валовом  внутреннем продукте и национальном доходе страны;

     • объем произведенной промышленной и сельско 
хозяйственной продукции в регионе в расчете на душу 
населения;

     • средний уровень доходов населения;

     • среднегодовой объем капитальных  вложений в регионе за ряд предшествующих лет и другие.

     2. Уровень развития инвестиционной  инфраструктуры 
в регионе. Для характеристики этого элемента используются следующие основные показатели:

     • число подрядных строительных предприятий  в регионе;

     • объемы местного производства основных строительных материалов;

     • объем производства энергетических ресурсов в регионе (в пересчете  на электроэнергию);

     •плотность  железнодорожных путей сообщения  и 
автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на 100 кв. км территории;

     • наличие фондовых и товарных бирж в регионе;

     • количество брокерских контор, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг и  другие.

     3. Демографическая характеристика  региона оценивается на основе  следующих основных показателей:

     • удельный вес населения региона  в общей численности жителей  страны;

     • соотношение городских и сельских жителей региона;

     • удельный вес работающего населения (занятого на предприятиях и в организациях всех форм собственности и осуществляющего  индивидуальную трудовую деятельность);

     • уровень квалификации трудоспособного  населения и Другие. 
 
4. Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона могут быть охарактеризованы следующими основными показателями:

     • удельный вес предприятий негосударственных  форм 
собственности в общем количестве предприятий региона;

     • удельный вес продукции предприятий  негосударственных форм собственности  в общем объеме промышленной и  сельскохозяйственной продукции региона;

     • численность совместных предприятий  с иностранными партнерами в регионе;

     • численность банковских учреждений (включая филиалы) в регионе;

     • численность страховых компаний (включая их представительства) на территории региона и другие. 

     5. Степень безопасности инвестиционной  деятельности в регионе оценивается  на основе таких показателей:

     • уровень экономических преступлений в расчете на 100 тыс. жителей региона;

     • удельный вес незавершенных строительством объектов в общем количестве начатых  строек за последние три года;

     • удельный вес предприятий с вредными выбросами,превышающими предельно-допустимые нормы, в общем количестве предприятий  региона;

     • средний радиационный фон в городах  региона и другие. 

3. Оценка  инвестиционной привлекательности  регионов страны (на примере Самарской  области).

     Инвестиционная  стратегия регионального развития
     Стратегией  социально-экономического развития Самарской  области на период до 2020 года предусматривается  два сценарных варианта развития инвестиционной сферы региона: инерционный  и инновационный (рис. 1).  

     

     Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2005 году.   

     Инерционный вариант развития предполагает закрепление  позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций  в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа  новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата  в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий  осуществление действующими организациями  Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции  действующих производств и обновлению основных фондов.

     Согласно  данному варианту основные объемы капитальных  вложений будут осуществляться в  индустриальном секторе экономики, который в настоящее время  оказывает определяющее воздействие  на развитие региона и составляет базу экономического роста области  в целом - машиностроении, топливной  промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.

     Диверсификации  экономики Самарской области  будет способствовать развитие новых  производств, в частности, черной металлургии.

     Инвестиционная  деятельность в регионе будет  осуществляться, главным образом, за счет внутренних ресурсов организаций  – прибыли и амортизации.

     Тем не менее, развитие финансового сектора  экономики, в том числе банковских и иных кредитных организаций, активизация  деятельности компаний по привлечению  дополнительных средств посредством  выпуска облигационных займов, размещения кредитных нот и использования  других механизмов заимствований приведут к расширению кредитования инвестиционных процессов в регионе.

     В развитии социально-значимых отраслей по-прежнему определяющую роль будут  играть бюджетные инвестиции (как  из федерального, так и областного бюджетов).

     Инновационный вариант базируется на интенсивных  структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного  секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных  вложений и более высокие темпы  роста по сравнению с вариантом  инерционного развития.

     Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального  и стратегического значения и  реализацию национальных проектов в  сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и  сельского хозяйства и предусматривает  активное участие федерального и  областного бюджетов в их финансировании.

     Использование механизмов частно-государственного партнерства  приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи  с этим будет осуществляться переход  к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении  кредитных ресурсов.

     Инновационный вариант стратегии основан на дирижистской модели кластерной экономической  политики и ориентирован на развитие наиболее перспективных секторов экономики Самарской области, способных оказать мультипликативный эффект в смежных производствах.

     Для формирования кластерного инвестиционного  портфеля региона проведен анализ кластеров, сложившихся в регионе, и определены привлекательность и конкурентные преимущества отдельных секторов экономики  в целях формирования новых кластеров.

     Анализ  приоритетов построен на основе матрицы  с координатами «долгосрочная инвестиционная привлекательность/относительное конкурентное преимущество инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики» с  учетом наличия соответствующих  факторных условий для успешного  развития кластеров на территории Самарской  области (табл. 1)

     Таблица 1

     Факторы, определяющие конкурентные преимущества инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики

     Инвестиционная  привлекательность кластера (сектора)      Наличие условий для развития кластера на территории области
     инвестиционный  потенциал

     прогнозируемый  уровень производительности (выручка  на одного занятого)

     уровень инвестиционных рисков

     наличие организации-лидера

     кадровый  потенциал

     социально-экономическая  инфраструктура

     сеть  поставщиков и потребителей, в  том числе за пределами региона

  
 

     При этом оценивается не только текущее  состояние факторных условий, но и учитываются возможности для  их развития (5-7 лет). 

     Кластерные  инвестиционные портфели основываются на оценке темпов промышленного развития и необходимы для выбора приоритетных инвестиционных проектов и программ и принятия решений о регулировании  инвестиционной деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе (табл. 2). 

     Таблица 2

     Секторальный (кластерный) инвестиционный портфель Самарской области  

долгосрочная  инвестиционная привлекательность высокая «Звезды» - перспективные секторы (кластеры) в условиях роста и прибыли; первоочередные адресаты для инвестиций   

СТРОИТЕЛЬСТВО И

ПРОИЗВОДСТВО  СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР)

- ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

-ПРОИЗВОДСТВО  ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ   

Инвестиционная  стратегия:

- рациональное  размещение доступных ресурсов  для модернизации   производственных мощностей; 

- выработка стимулирующих  мер, способствующих притоку внебюджетных  инвестиций;

- использование  индивидуального инвестиционного  подхода для каждого отдельного  ключевого сектора или производства.  

«Знаки вопроса» - секторы (кластеры), требующие крупных  инвестиций, чтобы стать конкурентоспособными    
 

- АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ

- МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

- ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ

- ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

- РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ  

Инвестиционная  стратегия:

- комплексная  государственная поддержка; - применение   программно-целевого подхода;

- тщательная  оценка рисков. 

между низкой и средней  «Дойные коровы» - секторы (кластеры), достигшие высокой степени зрелости, генерирующие значительные ресурсы для экономического развития и национального инвестирования (в основном через экспорт).  

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

- НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ

- ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ  

Инвестиционная  стратегия:

- выработка стимулирующих мер, способствующих притоку внебюджетных инвестиций;

- государственная  поддержка сопутствующих отраслей (поставщиков и потребителей).   

«Трудные  дети» - секторы (кластеры) с низкими конкурентными преимуществами в глобальном масштабе (зрелый бизнес)  

- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

- ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ  ХОЗЯЙСТВО  

Инвестиционная  стратегия:  

- комплексная  государственная поддержка, в  т.ч. государственное субсидирование,   пакетный принцип государственных преференций;

- применение   программно-целевого подхода и государственно-частного партнерства;

- снижение зависимости  от импорта. 

  ВЫСОКОЕ МЕЖДУ НИЗКИМ И СРЕДНИМ
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
 
 

      
В настоящее время в секторах экономики Самарской области, как  и в России в целом, не выявлены кластеры-лидеры (по отношению к  крупным региональным или мировым  рынкам), которые находились бы на начальных  фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство эффективных  по российским меркам секторов, претендующих на кластер, ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями зрелости и стагнации. Исключение составляют быстро развивающиеся рынки информационных технологий, телекоммуникаций, логистики  и инноваций, развитие которых будет  иметь мультипликативный эффект для экономики региона. Это является основанием считать данные сектора  экономики зарождающимися кластерами.

     В соответствии с матрицами, характеризующими жизненный цикл, инвестиционную привлекательность  и конкурентоспособность региональных секторов (кластеров) экономики, для  каждого из них предусматривается  формирование индивидуальной инвестиционной политики.

     На  первом этапе (2006-2010 годы) основной объем  инвестиций будет направлен в  секторы, обладающие наибольшим инвестиционным потенциалом и являющиеся генераторами доходов – «звезды» и «дойные  коровы». Основными источниками инвестиций в этих секторах экономики являются собственные средства организаций, кредитные средства коммерческих банков, а также выпуск ценных бумаг. Привлечение внебюджетных инвестиций не требует дополнительной государственной поддержки, поскольку организации достаточно привлекательны для инвесторов и могут самостоятельно привлекать инвестиции и обеспечить их возвратность.

     Исключение  составляет только развивающийся в  связи с реализацией национального  проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» строительный сектор, поскольку успешная реализация национального проекта требует  развития рынка строительных материалов и привлечения инвестиций для  финансирования начальной стадии строительства  жилых объектов. Государственная  поддержка формирующегося строительного  кластера предусматривает использование  широкого спектра форм и механизмов государственной поддержки как  на федеральном, так и региональном уровнях: предоставление субсидий на компенсацию  части процентов по кредитам коммерческих банков, привлекаемых организациями  на инвестиционные цели, снижение налоговой  нагрузки и т.д. Применение комплексного программно-целевого подхода позволит привлечь внебюджетные инвестиции в  развитие жилищного строительства  и увеличение производства стройматериалов  в регионе.

     Кроме того, на этом этапе необходимо применение широкого спектра механизмов государственного стимулирования развития смежных производств (например, производства автокомплектующих  для автомобильного кластера или  геологоразведки для нефтехимического производства) и инфраструктуры (например, дорожного строительства, модернизации объектов энергетики).

     Использование механизмов частно-государственного партнерства  необходимо при реализации таких  крупных стратегических проектов транспортно-логистического кластера, как строительство транспортного  консолидирующего центра по обработке  грузов и контейнеров на территории Самарской области, реконструкция  международного аэропорта «Курумоч», строительство транспортных автомагистралей, в том числе федерального значения.

     Увеличатся  объемы инвестиций, направляемых на развитие инновационной и социально-экономической  инфраструктуры (кадрового потенциала, финансово-кредитного сектора, коммунальной инфраструктуры) будущих кластеров.

     Второй  этап (2011-2020 годы) характеризуется усилением  государственной поддержки секторов, входящих в группу «знаки вопроса», для достижения ими стадии зрелости и конкурентоспособности и дальнейшего  перехода в группы «звезды» и «дойные  коровы», самостоятельно генерирующие ресурсы для развития.

     Инновационный вариант развития требует «выращивания»  инновационных разработок из отобранных научных идей и научно-технических  проектов и роста объемов наукоемкой коммерческой продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем  рынках.

     Инвестиционная  стратегия в этот период предусматривает  увеличение объемов инвестиций в  инновационно-внедренческий кластер  и обеспечение его необходимыми финансовыми, производственными, научно-экспериментальными, трудовыми, материальными и другими  ресурсами. В качестве первого шага к формированию данного кластера можно рассматривать создание в 2006-2010 годы материально-технической  базы и инновационной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционной программы развития технопарка на территории Самарской области и проекта  межрегионального инновационно-технологического центра по обновлению перка машин  и оборудования в промышленности на основе высокоэффективных наукоемких технологий. Активными участниками  данного процесса являются как создатели  и обладатели научно-технических  достижений, так и потенциальные  потребители инноваций, прежде всего, крупные промышленные организации, а также посредники распространения  и применения нововведений, кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические государственные и частные организации. Интенсивное развитие инновационного рынка должно привести к усилению роли малого бизнеса и предпринимательства  в области создания, распространения и использования инноваций.

     Принципиальная  возможность реализации сложных  инновационных проектов обеспечена выполненными учеными Самарской  области научно-техническими заделами в авиационной, ракетно-космической  промышленности и сфере информационных технологий.

     Совершенствование механизмов применения программно-целевых  методов планирования и осуществления  инвестиций позволит привлечь требуемый  объем инвестиций для создания и  развития на территории Самарской области  туристическо- рекреационного кластера. Формирование рекреационно-туристического кластера предполагает разработку и  включение в областную целевую  программу развития туризма ряда крупных инвестиционных проектов, развивающих  инфраструктуру туристического бизнеса (горнолыжные, спортивно-развлекательные  комплексы, гостиничные городки, оздоровительные  и познавательные программы и  экскурсионные маршруты), а также  капитальные вложения в реконструкцию  и развитие действующих пансионатов  и санаториев, в том числе всероссийского значения.3

     Методика и последовательность расчета интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности региона аналогичны ранее рассмотренным при оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики. В процессе интегральной оценки может быть использована следующая значимость отдельных элементов, установленная экспертным путем:

     • уровень общеэкономического развития региона — 35%;

     • уровень развития инвестиционной инфраструктуры в регионе — 15%;

     • демографическая характеристика региона  — 15%;

     • уровень развития рыночных отношений  и коммерческой инфраструктуры в  регионе — 25%;

     • степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе — 10%.

     По  результатам расчета интегрального  рангового показателя оценивается  уровень инвестиционной привлекательности  отдельных регионов страны. В процессе такой оценки устанавливаются:

     • регионы приоритетного уровня инвестиционной привлекательности;

     • регионы с высоким уровнем  инвестиционной привлекательности;

     • регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности;

     • регионы с низким уровнем инвестиционной привлекательности.

     Показатели, положенные в основу оценки инвестиционной привлекательности регионов, носят  преимущественно стабильный характер, поэтому периодичность такой  оценки может составлять 3-4 года.

     Оценка  инвестиционной привлекательности  отраслей экономики и регионов страны повышает обоснованность управленческих решений по вопросам отраслевой и  региональной диверсификации инвестиционного  портфеля предприятий, создает условия  осуществления более эффективной  их инвестиционной деятельности.  
 
 
 
 

Вариант 4 

Практическое  задание.

Задание 1:

    Рассчитайте показатели простых методов оценки инвестиционных проектов для следующего проекта. Исходные данные:

Период Инвестиционные  затраты Денежный приток Амортизация Прибыль
0 3200      
1   700 650 50
2   700 650 50
3   700 650 50
4   700 650 50
5   1200 650 550
 

Решение:

  1. Определим простую норму прибыли.
 
 
  1. Определим бухгалтерскую норму доходности.
 
 
  1. Рассчитаем  простой срок окупаемости.
 

     Вывод: Простая норма прибыли составляет 0,2 или 20%. Анализируемый проект можно признать привлекательным и имеет смысл углубить его анализ, с помощью метода дисконтирования, т.к. 20% инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли за интервал планирования, что в среднем в год составит 9%, кроме того срок окупаемости проекта находится в пределах интервала планирования и составляет 4 года.  

Задание 2:

    Произведите экономическую оценку проектов модернизации цеха по разливу и пакетированию  фруктовых соков и нектаров и  выберите оптимальный, используя следующие  критерии: чистая текущая стоимость  проекта, рентабельность инвестиций, внутренняя норма прибыли, дисконтированный срок окупаемости. Обоснуйте свой выбор. Исходные данные:

   ОАО «Сады Самары» рассматривает 2 варианта инвестиционных проектов, требующих  равных капиталовложений 4000 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет банковской ссуды  в размере 16% годовых. Доходность государственных  ценных бумаг 5% годовых. Инфляция - 7% годовых, риск первого проекта - 2%, второго - 3%

  Прогнозируемые  денежные потоки
Год 1 проект 2 проект
0 -4000 -4000
1 200 400
2 600 1600
3 1500 2500
4 3400 2200
5 4000 3000
Показатели    
NРV 5583 5364
РI 2,4 2,3
IRR 1,08 1,10
Ток 2,09 2,14

Информация о работе Методика оценки инвестиционной привлекательности