Меры по повышению инвестиционной привлекательности Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:24, реферат

Описание работы

Инвестиционная политика ФРГ и мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Германии в 2006 году осуществлялись в ситуации, обусловленной изменениями политического курса, произошедшими после выборов в Бундестаг и формирования нового Федерального правительства.

Работа содержит 1 файл

Меры по повышению инвестиционной привлекательности Германии.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

Меры по повышению  инвестиционной привлекательности  Германии

Инвестиционная  политика ФРГ и мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности  Германии в 2006 году осуществлялись в  ситуации, обусловленной изменениями  политического курса, произошедшими  после выборов в Бундестаг  и формирования нового Федерального правительства. 

9 января 2006г. Правительство  ФРГ провело заседание по выработке  ряда неотложных мер, главная  цель которых – дать импульс  подъему экономической конъюнктуры  в Германии. 

Оживить внутренний рынок «большая коалиция» намерена с помощью государственной программы  поддержки экономики, которая рассчитана на четыре года, имеет общий объем  в 25 млрд. евро и предполагает прямые государственные финансовые вливания в некоторые сферы хозяйства, например, транспортную инфраструктуру, науку и современные технологии. 

В ФРГ придается  большое значение созданию условий  для привлечения иностранных  капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует тот факт, что по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 году основано федеральное общество «Invest in Germany GmbH», которое является преемником существовавшего  в период 1998-2003гг. Бюро федерального уполномоченного  по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного  международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику  и консультациями иностранных инвесторов, входила также и подготовка предложений  по улучшению инвестиционного климата  в Германии. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних  двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и  Чикаго. 

Деятельность этого  федерального общества должна решить существующую в Германии проблему координации  деятельности федеральных и земельных  властей. В каждой федеральной земле  существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу  деятельности которой входит, в том  числе, и привлечение иностранных  инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, составной частью которой и является «Invest in Germany GmbH». 

Наряду с обществом  «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует  ещё одна структура с задачей  привлечения инвестиций в экономику  страны, которая финансируется из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин. Это промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council - IIC), основной задачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли  и Берлин. Данная организация была создана в 1997 году на период до декабря 2004 года. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% - за счет средств федерального бюджета. 

Учитывая положительный  опыт работы этой организации, в августе 2004 года принято решение о продолжении  деятельности IIC до декабря 2008 года, причём с 01.01.2005 доля средств федерального бюджета для финансирования деятельности IIC возросла с 30 % до 49,9 %. 

Совет имеет головной офис в Берлине, а также бюро в  Париже, Вашингтоне, Сан-Франциско, Детройте и Токио. 

За годы своей  деятельности эта организация оказала  содействие более чем 100 международным  инвесторам, реализация проектов которых  позволила создать около 18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более 4,4 млрд. евро. 

По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006г. произошло слияние  указанных инвестиционных агентств в одно – «Invest in Germany GmbH». 

Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в  восточные земли. 

Федеральное министерство экономики и технологий выделяет для деятельности нового агентства  ежегодное финансирование в размере 11 млн. евро. и впервые, кроме того, 5 млн. евро ежегодно для работы в  восточных федеральных землях. Следует  отметить, что предыдущее агентство  по восточным землям за годы своей  деятельности с 1997 года привлекло инвестиций в восточные земли на сумму 4,7 млрд. евро и создало около 21 тыс. новых рабочих мест. 

         С образованием нового федерального  агентства IIC закончит свою работу  к концу 2008 года. 

Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ  перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских  стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для  подъема экономики и роста  занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим  её торговым партнёрам можно с  большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут  способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала. 

Сегодня в Германии действует уже более 20 тыс. иностранных  предприятий, на которых занято около 2 млн. человек. 

При этом Германия продолжает оставаться глобальным экспортёром  капитала. В 2006 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро, что означает рост на 15,7% по сравнению с 2005 годом (374,1 млрд. евро). Нетто-объём иностранных инвестиций в Германии составил около 272,8 млрд. евро (+1,8% к 2005г.). Так же, как и в 2005 году, нетто-объёмы вывоза немецкого  капитала за рубеж превышали в 2006 году нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии. Однако, если в 2005 году это  превышение составляло 39,5% (374,1 млрд. евро против 268,1 млрд. евро), то по итогам 2006 года нетто-объёмы вывоза немецкого  капитала за рубеж превышали нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии на 58,7% (433,0 млрд. евро против 272,8 млрд. евро). При этом абсолютные значения нетто-объёмов  немецких инвестиций за рубежом и  абсолютные значения нетто-объёмов  иностранных инвестиций в Германии в 2006 году увеличились по сравнению  с 2005 годом. 

В 2006 году отмечен  нетто-приток прямых немецких инвестиций за рубежом в размере около 52,0 млрд. евро (нетто-приток около 36,7 млрд. евро в 2005 году). В прямых иностранных  инвестициях в Германии отмечается также нетто-приток в размере  около 27,3 млрд. евро (нетто-приток около 26,3 млрд. евро в 2005 году). 

В 2006 году наблюдался нетто-приток немецких портфельных  инвестиций за рубежом в размере  около 174,9 млрд. евро (215,6 млрд. евро в 2005 году), а в иностранных портфельных  инвестициях в Германии нетто-приток составил около 163,1 млрд. евро (197,0 млрд. евро). 

Нетто-приток немецких кредитов за рубежом составил в 2006 году около 206,1 млрд. евро (121,8 млрд. евро в 2005 году), а нетто-приток зарубежных кредитов в Германии – около 82,4 млрд. евро (45,0 млрд. евро). 

В 2006 году в немецких инвестициях за рубежом основная доля приходилась на портфельные  инвестиции (40,4%) и кредиты (47,6%), при  относительно меньших объёмах нетто-притоков прямых инвестиций (12,0%). В зарубежных инвестициях в Германии наибольшие объёмы нетто-притоков приходились  на портфельные инвестиции (59,7%) и  кредиты (30,2%), далее шли с большим  отрывом прямые инвестиции (10,0%). 

В 2006 году подавляющая  часть нетто-притоков немецких инвестиций за рубежом приходится на страны ЕС (25) - около 367,4 млрд. евро, далее -  страны Америки - около 60,2 млрд. евро (в том  числе США – около 51,9 млрд. евро), Австралию – около 2,5 млрд. евро и  страны Азии – около 0,7 млрд. евро.  В Африке наблюдался нетто-отток  немецких инвестиций - около 0,7 млрд. евро. 

Большая часть прямых немецких инвестиций также приходится на страны ЕС (25) – около 32,0 млрд. евро и страны Америки – около 14,6 млрд. евро (в том числе США – около 12,8 млрд. евро). В странах Азии отмечен  нетто-приток прямых немецких инвестиций в размере около 5,9 млрд. евро и  Австралии – нетто-отток - около 0,6 млрд. евро. В африканских странах  нетто-приток прямых немецких инвестиций незначительный и составляет 20,0 млн. евро. 

Иностранные инвестиции в 2006 году поступали в Германию в  основном из стран-членов ЕС (25) – около 169,1 млрд. евро. Далее с большим  отрывом следуют страны Америки  – 22,6 млрд. евро и азиатского региона - около 18,1 млрд. евро, страны африканского континента – около 7,9 млрд. евро и  Австралия – около 2,1 млрд. евро. 

Нетто-приток прямых иностранных инвестиций в Германии в 2006 году из стран ЕС (25) составил около 14,1 млрд. евро, небольшие нетто-притоки  прямых иностранных инвестиций наблюдались  из стран азиатского региона – 1,5 млрд. евро и Африки – 129,0 млн. евро. Отмечен нетто-приток прямых иностранных  инвестиций государств Америки –  около 12,1 млрд. евро, в то время как  в 2005 году наблюдался нетто-отток в  размере 444,0 млн. евро. Из Австралии  в 2006 году наблюдался нетто-отток прямых инвестиций в объёме 31,0 млн. евро. 

Что касается России, то, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по состоянию на 01.01.2007г. общий накопленный  объём германских инвестиций в экономику  Российской Федерации составил 12,3 млрд. долларов США (на 01.01.2006 – 9,7 млрд. долларов США) или 8,6% (7,9% в 2005 году) от общего объёма всех накопленных в Российской Федерации  иностранных инвестиций – 142,9 млрд. долларов США (111,8 млрд. долларов США  в 2005 году). 

  

Отраслевая и структурная  инвестиционная политика 

Отраслевая и структурная  политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии  развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени  могут быть решены задачи обеспечения  устойчивого экономического роста  и создания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние  годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования  и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые  повышают эффективность работы на этих направлениях. 

Предложения Федерального министерства экономики и технологий Германии, направленные на ускорение  технологического развития страны за счёт бюджетных инвестиций, были представлены 22.02.2006г. В соответствии с этими  предложениями в 2006 году расходы  Министерства образования ФРГ были увеличены до 5,62 млрд. евро (4,52 млрд. евро в 2005г.). 

В области развития системы образования упор делается на следующие направления развития. 

В рамках программы  «Будущее образование» Федеральное  правительство оказывает поддержку  федеральным землям, которая в  период с 2003 по 2007гг. составит общий  объём около 4 млрд. евро. За короткое время федеральные земли при  финансовой поддержке федерального правительства смогли существенно  расширить сеть школ полного дня. Только в течение последнего учебного года более 3000 школ во всех федеральных  землях получили дотации от федерального правительства. 

Правительство продолжает ранее начатую реформу профессионального  образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и  проектов, направленных на создание учебных  мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного  хозяйства. 

В ближайшие годы в Германии ожидается рост потребности  в высококвалифицированной рабочей  силе. Правительство стремится к 2010 году увеличить квоту начинающих получать высшее образование до 40%. За последние 10 лет эта квота выросла  в Германии на 8 % почти до 36%. Количество иностранных студентов выросло  за этот же период времени с 166000 до 246000, причём 180000 из них начинали своё образование  не в Германии. 

В Германии имеется  много хороших высших учебных  заведений и научных центров. Однако очень немногие из них имеют  международное значение и могут  быть отнесены к «высшей лиге»  лучших мировых высших учебных заведений. Федеральное правительство намерено организовать совместно с федеральными землями соревнование за звание лучших университетов, кластеров, академических  высших учебных заведений, которые  будут соответствующим образом  поощряться. Для реализации этой инициативы на период до 2011 года предусматриваются  средства в объёме 1,9 млрд. евро, 75 % из которых берёт на себя Федеральное  правительство. 

Расходы Министерства экономики и технологий ФРГ из специальных фондов покрытия на развитие научных исследований и разработок увеличатся с 5,62 млрд. евро  в 2006 году до 5,82 млрд. евро в 2009 году. 

Таким образом, начиная  с 1998 года, наблюдается устойчивая тенденция  роста расходов на научные исследования и разработки. За период с 1998 года доля этих расходов выросла с 2,3 % до 2,5 % от ВВП. Правительство Германии намерено и далее стимулировать увеличение расходов на научные исследования и  довести их уровень к 2010 году до 3% от ВВП, что соответствует цели, согласованной  Европейским Советом в Барселоне. При этом предполагается, что на две трети эти расходы должны обеспечиваться промышленностью и  на одну треть – государством. 

В области нанотехнологий будет стимулироваться рост практического  применения фундаментальных научно-технических  разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с  тем, чтобы они не потеряли свои позиции. 

За последние годы Германия стала международно-признанным научным и экономическим центром  в области биотехнологий. Реализованные  Федеральным правительством программы  стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы  биотехнологий. Германия является европейским  лидером в этой области, и Федеральное  правительство будет продолжать стимулирование этой научной области  в рамках новой программы BioChancePLUS. 

Целями программы  научного развития гражданской авиации, рассчитанной на период 2003-2008гг., является не только поддержка чисто авиационного технологического развития, но и решение  проблем защиты окружающей среды  в связи с повышением расходов топлива, вызванного ростом объёмов  воздушных перевозок. 

По предварительным  данным, расходы на инновационные  проекты по всему народному хозяйству  Германии составили в 2006 году более 98,0 млрд. евро. 

Информация о работе Меры по повышению инвестиционной привлекательности Германии