Механизмы привлечений инвестиций в промышленные инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:03, доклад

Описание работы

Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний т.к. рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачатую – ограниченных. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие инвестиций и инноваций;

- рассмотреть взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов;

- рассмотреть роль и источники инвестиций в инновации.

Работа содержит 1 файл

Статья.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

2020 года»  на целых 14 млн. тонн. Связано  это было с введением в ноябре 2004 года более низких экспортных пошлины на мазут по сравнению со светлыми нефтепродуктами. Такой шаг резко увеличил прибыль нефтяных компаний от поставок топочного мазута в дальнее зарубежье. В итоге, сложившаяся налоговая система не способствует привлекательности инвестиций в строительство и модернизацию российских НПЗ и повышению качества вырабатываемых светлых нефтепродуктов и позволяет зарабатывать на экспорте низкокачественного мазута – продукта с низкой добавленной стоимостью.

Возможности участия прибыли в инвестиционном процессе определяются, прежде всего, её абсолютной массой. Но вместе с тем необходимы дополнительные стимулы для хозяйствующего субъекта, создающие интерес не только в её накапливании, но

и использовании  на капитальные вложения.

Эффективной мерой может стать восстановление льготы по уплате налога на прибыль для предприятий нефтепереработки при одновременном повышении ставки в данной отрасли до уровня 30%, обеспечив тем самым дополнительную мотивацию инвесторам. Данный шаг направлен прежде всего на стимулирование роста инвестиций и должен носить временный характер (ближайшие 4-5 лет), т. е. в течение того периода, когда российским НПЗ потребуются наибольшие капиталовложения.

Согласно  официальным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) нефтеперерабатывающей промышленности в 2009 г. составил 486,16 млрд. руб1. При действовавшей в 2009 г. ставке налога на прибыль 20%, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составили соответственно 97,23 млрд. руб. При обратном введении налоговой льготы для предприятий нефтепереработки в той части прибыли, которая направлялась бы на инвестиции в размере не более 50% от её фактической величины, ставка налога на прибыль может быть сокращена до 15% (при условии её установления на

уровне 30%). Следовательно, фактические налоговые платежи могли бы составить 72,92 млрд. руб., при условии, что 243,08 млрд. руб. будут направлены на модернизацию основных фондов нефтеперерабатывающих предприятий. Это весьма действенный стимул накопления прибыли и использования её на инвестиционные цели.

Предлагается механизм привлечения инвестиционных ресурсов в нефтеперерабатывающую промышленность на основе проектного финансирования, подкреплённого институциональной поддержкой государства и направленного на снижение стоимости кредитных ресурсов внутри страны.

Низкая  эффективность инвестиционной деятельности в российской экономике усиливает необходимость совершенствования методики определения эффективности инвестиционных проектов.

Основные выводы и научные результаты работы заключаются в следующем:

     1. Инвестиционная активность предприятий  нефтяного комплекса и экономический  подъем страны взаимозависимы  и их связующим звеном является  государственная инвестиционная  политика, которая представляет собой регламентацию инвестиционной деятельности в отраслевом разрезе с целью возрождения экономики нефтяного комплекса, ликвидации структурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды для эффективного функционирования отраслевой экономики с учетом избранных приоритетов, интеграции экономики отрасли в единое экономическое пространство в пределах РФ.

     2. Важность стоящих перед страной  проблем по выходу из кризиса  обозначила необходимость постановки, обоснования и практической реализации  актуальной народнохозяйственной задачи формирования государственной инвестиционной политики в нефтяном комплексе РФ, которая нашла свое выражение в разработке комплексной программы мер для увеличения эффективности инвестиций в НК РФ.

     3. С этой целью были исследованы  основные понятия теории инвестиций, раскрывающих сущность инвестиционной  политики для эффективного функционирования  нефтяного комплекса Российской  Федерации: инвестиционная региональная  политика, предпринимательская политика, федеральная инвестиционная политика, капиталовложение, инвестиционный климат, фактические инвестиции, современная инвестиционная политика, эффективность инвестиционного проекта. Эти понятия разработаны, уточнены и дополнены нами в процессе разработки Комплексной программы при анализе инвестиционной политики государства в НК РФ.

     4. На основе проведенного анализа  работы нефтяного комплекса и  выявленных недостатков в исследовании обоснована комплексная система мер, состоящая из пунктов:

     А) Используя опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких как США и Великобритания, следует упростить существующую в России налоговую систему, уменьшив число налогов, взимаемых с российских компаний НК. Основным налогом, взимаемым с предприятий нефтяного комплекса, должен стать прямой налог в виде налога с прибыли этих хозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообразно внедрить в российскую практику систему рентных налоговых платежей, используемую в западных странах, для стимулирования процессов поиска новых месторождений нефти и их освоения. Учитывая также различные условия добычи нефти из ее различных месторождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.

     Б) Необходимо сделать так, корректируя  налоговую систему и цену на нефть  на внутреннем российском рынке, чтобы чистый доход, получаемый российскими компаниями НК от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом и внутреннем рынке был бы одинаков. Это позволило бы перерабатывать на российских нефтеперерабатывающих предприятиях большие объемы нефти и экспортировать конечные нефтепродукты.

     В) Цены на внутреннем российском рынке  на нефть следует устанавливать  не на основе затрат по ее добыче и реализации, исходя из известного затратного метода, используемого в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидаемого спроса и предложения. Последний подход, применяемый в ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.

     Г) Если обратиться к экспортным поставкам  нефти и нефтепродуктов, то наиболее оправданным следует считать  вариант, когда государство не просто выдает лицензии и устанавливает квоты, а более активно участвует в данной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективности тех или иных сделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями, исходя из государственных интересов. Результатом такого анализа может являться разрешение или запрет на ту или иную сделку по продаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точки зрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являться посредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зарубежными покупателями. Это позволит иметь государству более достоверную информацию об объемах российского экспорта нефти и нефтепродуктов и получаемой от этой продажи валютной выручки.

     Д) Для решения ряда задач, входящих в компетенцию государства с  учетом предлагаемых изменений в  системе его взаимоотношений  с российскими компаниями НК, в  данной главе настоящей работы разработаны  соответствующие методологические подходы. Они затрагивают решения следующих задач: установление цен на нефть на внутреннем российском рынке; определение оптимального объема налогообложения предприятий НК; упорядочение процесса выдачи лицензий, различным нефтедобывающих российских компаниям, разрабатывающим перспективные месторождения нефти ; определение оптимальной политики в области недропользования и эксплуатации нефтеносных территорий страны; построение системы экономического стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в предприятия НК.

     Е) Для решения вышеизложенных задач предлагается процедура взаимодействия государства в лице его соответствующего учреждения с нефтедобывающими российскими компаниями, которая основана на использовании единой цены на нефть, реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающими российскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены, нефтедобывающие российские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, а российские потребители данного вида продукции – объемы его покупки.

     Возможен также вариант использования различных цен на нефть, реализуемую российскими компаниями НК на внутреннем российском рынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предполагается, что государство является посредником между российскими компаниями НК и российскими потребителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскими компаниями государство устанавливает предельный максимально допустимый уровень рентабельности, использующийся этими хозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, в диалоге с российскими потребителями нефти – цены ее приобретения.

     При решении данной задачи государство  определяет потребный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедур заканчивается тогда, когда обеспечивается выполнение условия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукции превышает спрос на внутреннем российском рынке на величину, соответствующую найденному государством объему экспорта российской нефти.

     З) Чтобы создать дополнительные предпосылки  в заинтересованности российских компаний НК в повышении эффективности  своей деятельности, предлагается следующий  подход. В соответствии с ним предлагается по каждому из предприятий НК оценивать эффективность использования ими в отчетном периоде существующих производственных возможностей. В зависимости от полученных оценок осуществляется определение размера фонда потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствующих субъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм их собственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий за указанный выше период времени.

     И) При оценке инвестиционных возможностей по каждой из российских компаний НК учитываются различные условия их функционирования, определяемые сложившимися объективными причинами.

     Из  проведенного исследования вытекает, что инвестиции и инновации представляют собой важнейшую экономическую  категорию расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике и формировании народнохозяйственных пропорций на макроуровне, адекватных рыночным формам хозяйствования.

Информация о работе Механизмы привлечений инвестиций в промышленные инновации