Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:03, доклад
Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний т.к. рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачатую – ограниченных. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие инвестиций и инноваций;
- рассмотреть взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов;
- рассмотреть роль и источники инвестиций в инновации.
Простое
соединение, знакомство изобретателя
и его проекта с топ-менеджером
и производством не сдвинет дело
с мертвой точки.
Нужна инфраструктура и механизм привлечения
венчурного капитала и направления его
в инвестиционные проекты, и самое, наверное,
главное: нужны талантливые бизнесмены-энтузиасты,
готовые браться за венчурные проекты.
Один
из инновационных проектов является продвижение
на российский рынок импортозамещающего
скважинного фильтра для нефтяной промышленности.
Такие фильтры применяются при нефтедобыче
для очистки сырой нефти от примесей.
До последнего времени скважинные фильтры
закупались нашими нефтяниками за рубежом
по цене 4 тыс. долларов за штуку. В России
фильтры не делали из-за сложности оборудования
и тех технологических параметров, которые
задает технология очистки.
Наглядным
примером отсутствия существенных улучшений
инвестиционного климата в
Основная
причина этого явления
В значительной степени сложившееся положение стало результатом отсутствия единой долгосрочной государственной стратегии в нефтяном комплексе, должной обеспечивать стабильные, разумные и прозрачные правила взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов.
При выработке такой стратегии было бы целесообразно обеспечить системный подход, без чего не представляется возможным создание условий, позволяющих сбалансировать в достаточной степени противоречивые интересы сторон инвестиционного процесса (государства, компании-инвестора, поставщиков товаров и услуг, представителей финансово-банковского сообщества). Только в этом случае возможно создание благоприятного инвестиционного климата, что является рекомендуемым условием стабильности процессов воспроизводства в нефтяном секторе экономики России. А это, в свою очередь, является залогом энергетической и финансовой безопасности страны.
При
сохранении существующей в НК налоговой
и амортизационной политики и
структуры источников инвестиций, в
которой доминируют собственные
средства, наращивание капиталовложений
в целях обеспечения
– изменения налоговой политики (уменьшения доли налогов в цене, как минимум, до уровня их фактической собираемости);
– ускоренных норм амортизации оборудования;
– снижения номенклатуры существующих рисков (для повышения прибыли).
Либерализация, повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую очередь, институциональных, то есть зависящих от механизма и институтов принятия решений государством) есть существенный элемент повышения инвестиционной привлекательности России.
Нефтеперерабатывающая промышленность относится к приоритетным отраслям экономики России, определяет эффективность использования углеводородного сырья и гарантирует экономическую и стратегическую безопасность государства. В трёхзвенной нефтяной цепи — добыча-переработка-сбыт — нефтепереработка играет локомотивную роль, однако сегодня это наиболее слабое звено нефтяного хозяйства. Низкая эффективность большинства нефтеперерабатывающих предприятий Российской Федерации, производящих в основном неконкурентоспособную на мировых рынках готовую продукцию, вызвана, помимо названных причин, последствиями длительного инвестиционного спада в отрасли в 90-е годы ХХ в., отсталостью применяемых технологических процессов, высокой степенью износа производственного оборудования и неудовлетворительным использованием факторов производства. Между тем, нефтеперерабатывающее производство в условиях нестабильности цен на сырую нефть на мировых рынках способно взять на себя лидирующую роль в получении высоких доходов от экспорта переработанных энергоносителей в рамках всей экономической системы. Тем не менее, объём инвестиций, поступающих сегодня в нефтеперерабатывающую промышленность, не соответствует реальным потребностям обновления основных фондов, повышения конкурентоспособности производимой продукции и качественного роста основных технико-экономических показателей отрасли. В связи с чем повышение эффективности производственной деятельности предприятий реального сектора российской экономики определяет важность разработки практических рекомендаций в области инвестиционной политики в целях развития инвестиционного процесса на примере нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации.
Инвестиционные проекты в нефтеперерабатывающей промышленности, как правило, являются широкомасштабными, требующими профессиональных знаний и опыта их подготовки, проектирования, финансирования, строительства и последующего управления.
Основными характеристиками инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей промышленности являются:
1. Высокая инвестиционная стоимость проектов. Практически все инвестиционные проекты строительства или модернизации нефтеперерабатывающих предприятий являются масштабными и капиталоёмкими, что требует от компаний внимания к таким вопросам, как формирование финансового плана, привлечение инвесторов и диверсификация источников финансирования, а также организация работ по снижению и перераспределению инвестиционных рисков проектов между его участниками.
2. Зависимость проектов от участия в них государства. С одной стороны, во многих отраслях ТЭК государство выступает как основной акционер, причём не только в рамках инфраструктурных предприятий, но также и сферах добычи ресурсов, их последующей переработки и сбыта. С другой стороны, государство активно участвует в регулировании топливноэнергетического комплекса посредством налогообложения, тарифообразования и стимулирования или ограничения конкуренции и притока инвестиций в отдельные сектора ТЭК, где с позиций национальных интересов более выгодным является не экспорт природного сырья, а глубокая переработка минеральных ресурсов и выпуск готовой продукции.
3. Повышение важности экологии и природоохранных мероприятий. В последние годы наблюдается чёткая тенденция к усилению природоохранных мероприятий, что ведёт к повышению контроля за реализацией новых инвестиционных проектов в области добычи и транспортировки сырой нефти и её последующей переработки. Для инвесторов и инициаторов проектов это означает дополнительные расходы на закупку и установку очистного оборудования и технологий, позволяющих снижать негативное воздействие на окружающую среду.
4. Ограниченные предложения на рынках поставок специализированного оборудования и генподрядных услуг. Уникальность многих проектов строительства новых нефтеперерабатывающих заводов ведёт к естественному ограничению круга потенциальных поставщиков оборудования и строительных подрядчиков. Это, в свою очередь, служит источником дефицита предложения оборудования и услуг и создаёт соответствующие сложности при организации работ по реализации проектов.
На сегодняшний день состояние и системные проблемы отраслей российского ТЭК свидетельствуют о всё менее и менее благоприятных условиях для поступательного развития комплекса. Прежде всего, это касается состояния сырьевой базы – рост добычи топливно-энергетических ресурсов и повышение эффективности топливно-энергетического комплекса в последние годы происходили в основном на действующих месторождениях, на уже созданной инфраструктуре, поэтому и потребность в значительных инвестициях для этого роста была относительно низкой. Данные обстоятельства в сочетании с высокими мировыми ценами на основные статьи российского экспорта позволили нефтегазовым компаниям добиться низких издержек в добыче ресурсов и обеспечить тем самым высокий экономический результат хозяйственной деятельности. Всё это позволяет сделать вывод, что сложившийся рыночный механизм хозяйствования в топливно-энергетическом комплексе без осуществления мер государственного регулирования не стимулирует приток инвестиций в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, обеспечивающие глубокую переработку сырья и производство высококачественных нефтепродуктов внутри страны. Глубина переработки нефти (показатель, определяемый выходом целевой продукции (моторных топлив, нефтехимического сырья, смазочных масел и др.) по отношению к переработанной нефти) в России в настоящее время составляет 71,5%. В то время как в развитых странах она достигает 90-95%.
В результате особенностью отечественной нефтеперерабатывающей промышленности является высокая доля первичной переработки нефти в общем объёме производства на фоне устаревшей материально-технической базы. В среднем по Российской Федерации выход основных моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива) уступает показателям нефтепереработки в промышленно развитых странах. Решение данных стратегических задач возможно только через государственное воздействие на инвестиционную активность предприятий нефтеперерабатывающей промышленности с помощью формирования адекватной нормативно-правовой среды и создания эффективно
функционирующего организационно-экономического механизма, направленного на стимулирование предприятий нефтеперерабатывающего сектора к активной инновационной деятельности.
В настоящее время основу нефтеперерабатывающей промышленности страны составляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), специализирующихся как на производстве моторных топлив, так и на выпуске масел для двигателей внутреннего сгорания и продукции нефтехимии. Все крупные НПЗ России и значительная часть мини-НПЗ входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) – холдинговых структур, сосредоточивших в своих руках разведку, добычу, переработку и продажу конечной продукции. Четыре ВИНК – «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть» – в 2007 г. обеспечили 54% производства автомобильного бензина, 57%
– дизельного топлива и 78% – смазочных масел.
Сегодня сегмент нефтепереработки не получает достаточного объёма инвестиций со стороны российских ВИНК, что обусловлено двумя основными причинами: 1) необходимостью затратных по времени и ресурсам комплексных мероприятий по модернизации нефтеперерабатывающих заводов; 2) отсутствием рыночной мотивации у нефтяных компаний к повышению глубины переработки из-за несовершенной системы налогообложения в отрасли. Основным «ключевым» звеном государственной стратегии развития нефтяного комплекса России сохраняется «нефтепроводная политика», в то время как роль нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов остаётся вторичной. Вследствие чего менее 50% добываемой внутри страны нефти поставляется на
отечественные НПЗ, остальная часть экспортируется преимущественно в страны дальнего зарубежья.
В результате технологического отставания российских НПЗ качество отечественных нефтепродуктов в большей части далеко от современных технических и экологических требований. При этом прогнозируемые объёмы и структура потребления нефтепродуктов превышают возможности имеющейся производственной базы. Согласно официальным данным «Росстата» степень износа основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности по итогам 2008 года составила 40,8%. При этом, по мнению многих экспертов, это заниженное значение, на отдельных предприятиях степень физического износа основной массы оборудования составляет 70%, а на некоторых достигает 80%1, что предопределяет сегодня глубокий технологический разрыв со странами-лидерами по переработке углеводородного сырья.
Для решения проблем модернизации и обновления основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности требуются значительные инвестиции, сегодняшняя структура которых не соответствует потребностям экономики: инвестиции в нефтепереработку составляют всего 15-17% от объёма капиталовложений в нефтедобычу.
За последние десятилетия в России не было построено ни одного современного нефтеперерабатывающего предприятия. Более того, крупнейшие нефтяные компании, получая «сверхприбыль» в виде природной ренты от продажи за рубеж сырой нефти, не вложили существенных инвестиций в полную модернизацию российских заводов нефтепереработки и нефтехимии, фактически направляя большую часть доходов от производственной деятельности в непрофильные активы и расходы не связанные с производством.
Структура экспорта продукции нефтяного комплекса России выявляет его сырьевую направленность – 70% сырая нефть и 30% нефтепродукты преимущественно для дальнейшей переработки. В то же время, несмотря на ожидаемый высокий экономический эффект от поставок за рубеж высококачественных светлых нефтепродуктов (высокооктановые марки автомобильного бензина) по сравнению с существующей структурой экспорта, нефтяные компании слабо проявляют интерес к выработке моторных топлив в соответствии с современными мировыми стандартами. Действующая в настоящее время система государственного экономического регулирования и налогообложения нефтеперерабатывающей промышленности превратила нефтепереработку в низкоэффективную отрасль, т. к. почти весь её потенциальный эффект от производства всех марок высокооктанового автомобильного бензина уходит в виде налогов в бюджет Российской Федерации. В 2007 году объём первичной переработки нефти в России составил 229 млн. тонн, что выше запланированного значения на 2020 год согласно действовавшей на тот момент «Энергетической стратегии России на период до
Информация о работе Механизмы привлечений инвестиций в промышленные инновации