Лизинговое финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Лизинг - это форма кредитования организаций, по которой лизинговая организация приобретает имущество, выбранное лизингополучателем, и передает его в долгосрочную аренду лизингополучателю. За этот период лизингополучатель регулярно выплачивает лизинговые платежи и становится собственником имущества после их полного погашения. Лизинг является одним из самых эффективных финансовых инструментов, призванный своевременно обновлять производственную базу и оптимизировать собственные средства.
Целью данной курсовой работы является исследование лизинга в качестве источника финансирования затрат, также работа посвящена изучению проблем лизинговой деятельности в РФ, проблему противоречий лизингового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Сущность лизинга как источника финансирования инвестиционных затрат……………………………………………………………………………....3
1.1. Сущность и роль лизинга……………………………………………………3
1.2.Нормативно-правовое регулирование лизинга в РФ…………………….…7
Глава 2. Проблемы использования лизинга в РФ……………………………..10
2.1. Использование лизинга в РФ……………………………………………….10
2.2. Основные проблемы при реализации лизинговых проектов…………….13
Глава 3.Совершенствование лизинговой деятельности……………………....15
3.1.Опыт использования лизинга в зарубежных странах………………….….15
3.2. Пути решения проблем использования лизинга в РФ…………………...17
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Глазунов,лизинг (ред.).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

договор лизинга - договор, в соответствии с  которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая  деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг»2

Данный  закон определяет предмет лизинга, субъекты лизинга, лизинговые компании, формы лизинга, сублизинг, правовые основы лизинговых отношений, экономические основы лизинга и государственную поддержку лизинга в РФ.

Вторым  по значимости нормативно-правовым актом  является Гражданский Кодекс РФ, а именно Глава 34, параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)». Данный Кодекс обозначает договор лизинга, предмет договора, уведомление продавца о сдаче имущества в аренду, переход к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества, ответственность продавца.

Что касается налогов по договору лизинга, то порядок их уплаты, начисления и др. содержится в статьях 257, 258, 259, 264, 265, 272, 309 Налогового Кодекса РФ.

РФ присоединилась еще в 1998 году в Международной  Конвенции  УНИДРУА о международном финансовом лизинге (аренде). С помощью этой конвенции российские и зарубежные организации, как лизингодатели, так и лизингополучатели, определяют международные принципы сделок между двумя контрагентами.

Существует  множество Постановлений Правительства Российской Федерации

«Об утверждении правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях»

«Об утверждении правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга»

«Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. включительно освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

«Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля»

Все эти  НПА корректируют первичные нормативные  акты, а также уточняют порядок  уплаты налогов, лизинговых платежей, сроков аренды и прочее. Кроме Постановлений, существуют Приказы Минфина РФ, ФАС  РФ, письма Минфина РФ и даже Письмо МВД РФ «О регистрации транспортных средств, являющихся предметом договора лизинга» от 24.05.2000 г.

В практике российского законодательства имеет  место быть ряду противоречий в НПА, и, к сожалению, лизинг не является исключением.

В 2011 г. Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) радикально пересмотрел практику применения арбитражными судами законодательства о лизинге.

Вопреки правовой позиции Конституционного Суда РФ, признавшего лизинг финансовой услугой, а также вопреки экономической природе лизинга, роднящей его с кредитом, Президиум ВАС РФ в ряде постановлений ориентировал нижестоящие арбитражные суды на разрешение споров, связанных с лизинговой деятельностью, на основе жесткой арендной трактовки лизинга, не учитывающей его инвестиционную направленность. Новая практика существенно нарушает баланс интересов лизингодателя и лизингополучателя, отдавая предпочтение интересам лизингополучателя, нарушившего условия договора лизинга, перед интересами лизингодателя, испытывающего негативные последствия такого нарушения. Данный инцидент был воспринят развитыми странами весьма негативно, поскольку РФ стала единственной страной в мире, законодательно ущемив права лизингодателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы использования  лизинга в РФ

2.1. Использование лизинга  в РФ

Стоит отметить, что лизинг существовал  еще во времена СССР. Через Внешэкономбанк, Совзагранбанки и внешнеторговые фирмы («Совкомфлот», «Автоэкспорт») из других стран ввозилось импортное оборудование. При участии Совзагранбанков в Западной Европе было создано несколько советских лизинговых компаний. Объем лизинговых операций СССР составлял от 200 до 300 млн долларов в год на 80-е годы 20 века. В 1990 году была зарегистрирована первая российская лизинговая компания «Балтийский лизинг». Создана она была под конкретный проект строительства торгового флота на верфях Германии за счет кредитов советских банков. Таким образом, говорить о российской коммерческой лизинговой компании было пока рано.

После распада СССР, первое время эта деятельность практически никого не интересовала — приватизация, динамичные фондовые рынки, банковская деятельность были значительно привлекательней. Однако с 1997 года объем рынка лизинговых услуг в России стал ежегодно удваиваться. А уже с 2001 года этот быстро развивающийся сегмент рынка было уже невозможно не заметить. К 1998 году объем лизинговых сделок в общей сумме инвестиций оценивался в 1%. Оживление рынка лизинга началось в конце 1999 года, когда продукция российских предприятий целого ряда отраслей промышленности стала конкурентоспособной и компании стали зарабатывать деньги для обновления производства. На 2006 г. лизинговые операции обеспечивают порядка 6−7% капитальных вложений РФ.3

Самым популярным видом лизинга является - автoмобильный лизинг. Он oстается наибoлее востребoванным видом лизинговых услуг на российском рынке. Организация, приобретающая автомобиль по договору лизинга, сразу получает ряд преимуществ. Основные из них — ускоренная амортизация, отсутствие необходимости изъятия из оборота значительной суммы на покупку имущества, а также снижение налогового бремени.

На данном рисунке представлена общая схема  лизинговой операции, характерной для  российских условий.

 
 
 
 
 
 
 
 

Доля  лизинга в ВВП РФ на 2010 г. не превышает 1-1,5 %, а в капиталовложения – не менее 15 %4. Главной особенностью в прошлом году на российском лизинговом рынке стало заметное увеличение доли малых и средних организаций среди клиентов лизинговых компаний. Малые и средние организации остро испытывают дефицит финансовых ресурсов. Именно по этой причине наиболее привлекателен для них лизинг, при котором практически не возникает барьеров с залоговым обеспечением. Организации, которые еще несколько лет назад не могли рассчитывать на то, чтобы стать лизингополучателем, сейчас довольно легко получают лизинговое финансирование. Это связано с тем, что многие лизинговые компании уже научились работать с вторичным рынком оборудования и собрали достаточно большой объем информации и статистики для достоверной оценки платежеспособности клиента. Одним из преимуществ лизинга для среднего и малого бизнеса в России является, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Так, поставщику необходимо  настоять на получении максимальной предоплаты и лишь после этого, он будет готов отгрузить оборудование, банк-инвестор хочет получить лучшее обеспечение или гарантии надежности заемщика, а заемщик стремится как можно дешевле получить оборудование. То есть лизинговая компания, не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем.

Сегмент среднего и малого бизнеса представляется в настоящее время наиболее перспективным  и для лизинговых компаний. Первая причина заключается в росте самих организаций среднего и малого бизнеса. Вторая причина - лизинг представляется единственным инструментом финансирования для «теневых» организаций (уходящих различными путями от налогообложения). Поскольку «теневые» организации составляют значительную долю российской экономики, можно говорить о перспективе развития лизингового финансирования. Кроме того, именно малые и средние организации стремятся работать на наиболее современном и ликвидном оборудовании, чтобы успешно конкурировать с крупными конкурентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Основные проблемы при реализации лизинговых проектов

Лизинговые  услуги в последние годы развиваются  весьма быстрыми темпами. По мере усиливающейся конкуренции между лизинговыми компаниями происходит  уменьшение требований к лизингополучателям. Лизинговые компании активно стали сотрудничать с малым и средним бизнесом, что требует оптимизации бизнес-процессов и автоматизации всех стадий подготовки договора лизинга.

Существуют  проблемы нормативного регулирования  ввиду сложности возмещения НДС  в связи с позицией ФНС, которая подозрительно относится к некоторым сделкам по лизингу. Это порождает определенные финансовые риски для лизинговых компаний.

Лизинговая  компания является финансовым институтом, который привлекает заемные средства и приобретает основные средства для компаний по договору финансовой аренды (лизинга). 

В российской практике, многие лизинговые компании учреждены банками для осуществления лизинговых операций. Вопрос заимствований у таких компаний решается путем предоставления кредитов банком-учредителем. Для независимой лизинговой компании один из ключевых вопросов – это привлечение заемных средств. Ей сложнее «выжить» на рынке. Конкурентоспособность такой лизинговой компании непосредственно зависит от ставок заимствования финансовых ресурсов для своей основной деятельности.

Помимо  условий привлечения финансирования важнейшим моментом деятельности лизинговой компании является ценовая политика. Чистый доход лизинговой компании состоит фактически из разницы между стоимостью заимствований денежных средств и стоимостью договоров лизинга.

В настоящее  время конкурентоспособная лизинговая компания не только способна предложить выгодный для лизингополучателя  график лизинговых платежей, но может  взять на себя полное сопровождение  сделки. Уже сейчас многие лизинговые компании профессионально взаимодействуют с таможенными брокерами, перевозкой, страхованием, консалтингом и т.д.

Они часто выступают конкурентами банкам, а их финансовые услуги обладают рядом преимуществ и большим разнообразием, нежели банки. Основная проблема многих лизинговых компаний — это невозможность диверсификации своих источников финансирования. К сожалению, лизингодатели обычно имеют низкие показатели финансовой устойчивости.

Финансовые ресурсы лизинговых компаний на 60-90% формируются за счет банковских кредитов. Рост рынка заставляет лизингодателей искать новые источники финансирования. Лизинговые компании в начале своей деятельности ориентируются на прямые банковские кредиты и вексельные заимствования, однако по мере роста выходят на рынок облигаций, а потом смогут получить кредит из зарубежных источников.

Важно отметить, что именно желание уменьшить свою зависимость от банков, помимо нормативных ограничений ЦБ РФ, устанавливающих предельный лимит риска на одного заемщика, заставляет лизинговые компании искать внешнее финансирование— через выпуск векселей, облигаций и привлечение займов иностранных банков. Эффективность данного момента определяет основную деятельность независимой лизинговой компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Совершенствование лизинговой деятельности

3.1.Опыт  использования лизинга  в зарубежных странах

Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях

являются  два государства - Ирландия (46 %) и  Англия (35,8 %) на 2010 г.5

США. Лизинг появился еще в 50-х годах 20 века. Сегодня растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. Американский рынок оперативного лизинга вырос практически на 10 % после кризиса. Наиболее крупными американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group, Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.

Информация о работе Лизинговое финансирование