Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:23, контрольная работа
вопросов:
1. Леверидж в управление инвестициями предприятия-инвестора, оценка производственного и финансового левериджа.
2. Определение риска и ожидаемого дохода при выборе варианта для инвестирования.
3. Основные категории инититутов коллективных инвестиций в ценные бумаги. Роль учреждений коллективных инвестиций в процессе денежных накоплений во Франции.
1. Леверидж в управление инвестициями предприятия-инвестора, оценка производственного и финансового левериджа.
В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли.
Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
C
позиции финансового
Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
Всякое
предприятие является источником риска.
При этом риск возникает на основе
факторов производственного и
Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).
Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.
Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.
Силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж:
Отсюда следует, что при изменении объема реализации в натуральных единицах, ΔQ соответствующее изменение НРЭИ составит
где Q - физический объем продаж, р – цена, – выручка от реализации,
– ставка переменных затрат на выпуск продукции, – постоянные затраты
Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.
Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. грн. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.грн. и постоянных затратах 1.5 млн. грн. Прибыль = 0.2 млн. грн.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн. грн. Постоянные расходы = 1.5 млн.грн. Переменные расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн. грн. Прибыль от реализации = 0.37 млн. грн., т.е. 11-9.13-1.5. Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки = 110%. На каждый прирост выручки в 1 % мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10% = 8.5
В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж):
где ВРФ – выручка от реализации (фактическая), - критический объем в стоимостном выражении, ЗФП – запас финансовой прочности.
Действие оперативного левериджа связано с различной природой и поведением текущих затрат на производство и реализацию продукции. В зависимости от изменения объема производства Х различают переменные затраты и условно-постоянные затраты, исследование которых составляет предмет анализа безубыточности.
Аналитическое представление модели безубыточности – это формула безубыточности:
Выручка = Затраты
Из этой формулы выводятся все базовые параметры:
График
$ Выручка
Полные затраты
Q
Рис. 1
По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности – это процентное соотношение плановой, или фактической и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запас финансовой прочности предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического.
Важными понятиями в управлении объемом производства являются:
Контрибуционная маржа (маржинальный доход) - это разница между ценой и удельными переменными затратами.
Критический объем производства – это количество продукции суммарный маржинальный доход от реализации, которой покрывает условно-постоянные расходы.
Объем реализации в натуральных единицах (Х1), который обеспечивает заданный валовый доход, рассчитанный по формуле:
где FC – постоянные расходы, - заданный валовый доход, КМ – контрибуционная маржа.
Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат[2 c.70]. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.
Другими словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:
Показатели | Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 |
Заемный капитал (ЗК)
ЧП=(БП-S%)*(1-н)
ЧРСК=ЧП/СКср*100 |
1`000
1`000 1`000 - 400 40% - 400*(1-0,25)=300 300/1`000*100==30% |
1`000
1`000 700 300 400 40% 75 (400-75)*(1-0,25)=243,75 243,75/700*100==34,8% |
1`000
1`000 300 700 400 40% 175 (400-175)*(1-0,25)=168,75 168,75/300*100==56,25% |