Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 14:18, курсовая работа
В работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать имеющиеся формы малого бизнеса на рынке электронных услуг, рассмотреть общие закономерности и особенности в их становлении на российском рынке с учетом опыта развитых капиталистических стран. Выявлены и систематизированы проблемы тормозящие развитию бизнесу, свойственные как для России, так и для мирового рынка. На примере нескольких российских Интернет проектов, являющихся первооткрывателями и первопроходцами на рынке электронных услуг, были выделены основные причины их неудач. На основе их анализа составлен план действий и сформулированы рекомендации начинающему и функционирующему предпринимателю. В работе также охарактеризованы новые направления и достижения сферы электронных услуг в России.
Введение 2
I. Электронный бизнес в России. 5
1.1. Проблемы Интернет бизнеса в России. 5
1.2. Особенности и проблемы электронного бизнеса в России. 11
II. Инвестирование Интернет проектов. 15
2.1. Стратегия инвестирования. 15
2.2. Венчурные инвестиции и их механизм в Интернет бизнесе. 18
2.3. Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектах. 22
III Интернет магазины, как основная форма кредитной деятельности в Интернете. 25
Заключение. 30
Список используемой литературы. 32
Говоря о перспективах развития e-business в России необходимо принимать во внимание не только технические или «моральные» аспекты и проблемы, но и то, как его появление и развитие изменит подконтрольность экономики государству. В России, где, пожалуй, ни одни гражданин не платит всех налогов, которые ему положено заплатить, государство терпит такое положение лишь потому, что нельзя нарушать сложившееся шаткое равновесие. И в такой ситуации приход на российский рынок e-business потенциально грозит нарушить это шаткое равновесие. Никто не знает, как он может повлиять на существующее положение вещей: расширит ли он то экономическое пространство, куда руки государства не дотягиваются, или на оборот даст государству новые эффективные инструменты контроля. И то и другое грозит существенным изменением существующих моделей денежного оборота. Хорошо это или плохо однозначно ответить на этот вопрос сейчас невозможно. Но то, что государство обратило внимание на Интернет — хорошо. Это значит, что российский сегмент Интернета достиг определенной степени зрелости. Пока что касается, нет правовых документов в отношении Интернета, однако они очень нужны: наличие юридических оснований для Интернета в России — это благо, потому что крупные предприятия и корпорации ничего в Интернете делать не будут, пока к Сети не будет пристального внимания на государственном уровне. А без них говорить о серьезной роли Интернета в экономике не приходится.
Можно посоветовать всем предпринимателям России не бояться начинать сегодня свой собственный бизнес. Особенно в Интернете, где есть ряд ключевых и определяющих преимуществ по сравнению с уже сложившимися традиционными бизнес возможностями. Важно то, что для старта оригинального проекта в Сети все еще не требуются большие инвестиции, стоит начать реализовывать оригинальную идею, и ее обязательно заметят. И, если необходимо, предложат и финансирование, и инвестиции. К тому же в Интернете конкурировать можно собственным интеллектом, а не толщиной кошелька или близостью к чиновникам. Наблюдая со стороны за развитием этого рынка в России, видно, как много еще нереализованных сервисов, как много свободных для конкуренции ниш, как велика потребность в высокопрофессиональных программистах, менеджерах, дизайнерах. Наблюдаются громадные возможности для реализации сетевых проектов в крупных городах. Эти рынки находятся пока в зачаточном состоянии, но потенциал для роста колоссален.
1.2. Особенности и проблемы электронного бизнеса в России.
Характеризуя проблемы e-business в России следует разделить их на общие, присущие всему миру и проблемы свойственные только для России. Сначала рассмотрим первые. На сегодняшний день выделяют следующие наиболее актуальные проблемы:
Проблема цифровой наличности и расчета по Интернету. Эта проблема появилась сразу с появлением e-business. Ведение электронного бизнеса или виртуального, как его еще называют, должно иметь соответствующую систему оплаты – электронную или виртуальную. Технологии цифровой наличности привлекали внимание и как средство реализации микроплатежей. Возникла потребность оплачивать сверхмалые ценности (например, просмотр страницы электронной газеты). Поэтому системы микроплатежей разрабатываются не только новыми компаниями, но и компьютерными гигантами, такими как DEC, ныне входящая в Compaq, и IBM. Но и гигантам, кроме небольших проектов, похвастаться пока нечем. В целом 1998-1999 год период разочарования (временного) в системах микроплатежей и электронной наличности. Таким образом, зарубежный опыт показывает, что банковское дело, даже перенесенное в Интернет, не любит революций. Медленная и осторожная эволюция годами складывающихся платежных механизмов пока оказывается единственно возможным направлением развития.
Еще одна проблема – возврат товара. В Америке, кстати, эта проблема еще острее стоит, чем в России, поскольку у нас Интернет - магазины явление пока локальное. Руководство сетевых магазинов ведет такую политику: магазин по первому требованию осуществляет возврат денег при отказе клиента от товара, в том числе и без объяснения причин. На такие расходы (а они не малые) руководство магазина идет, что бы у людей на возникло предвзятого отношения к Интернет - магазинам.
Доставка
- гораздо более серьезная
Рассмотрим проблемы e-business свойственные для России:
Сложившееся мнение об Интернет у населения страны. Так, в некоторых странах людям задавался вопрос «Знаете ли вы о существовании Интернета». Положительные ответы составляли от 60 до 80 процентов от опрашиваемой аудитории. Затем следовал второй вопрос тем, кто знает: «Планируете ли вы сами использовать Интернет в ближайшем будущем»? В среднем, половина из опрошенных – собиралась. В России этот показатель составил всего 5%! Выяснилось, что столь низкий процент обусловлен в первую очередь тем, что многие люди просто «боятся» Интернета. Они искрение уверены, что Интернет предназначен, прежде всего, технически ориентированным людям и осваивать его очень тяжело. Если добавить сюда еще и сложившиеся в массовом сознании стереотипы о злобных хакерах, которые тут же узнают все про вашу личную жизнь, тотальной порнографии, заполонившей Интернет, и наркотической зависимости от Сети, то картина получалась совсем унылая.
Развитию e-business мешает отсутствие необходимых инфраструктур. Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет загрузки Web страницы по несколько минут, то ни о какой электронной коммерции речи быть не может.
В
России отсутствует платежная система.
Да, есть банки, которые развивают электронные
платежные системы, но пока нет единой
системы, которую можно было бы широко
использовать. Если говорить о ситуации
с платежными системами в России, то здесь
стоит отметить три особенности. Первая
— ниша онлайновых платежей пуста. На
Западе практически все платежи в Интернете
проходят по карточкам. У нас с карточками
две проблемы. Во-первых, кроме Питера,
Москвы и ряда экзотических мест (Сосновый
бор или поселки Норильского никеля.) их
практически нет. Во-вторых, даже в столицах,
где их довольно много, они пассивны. Народ
использует карточки только для обналичивания
и практически не покупает в магазинах.
Вторая — отсутствие доверия к платежным
системам и одновременно высокий уровень
мошенничества. На Западе, в США покупатель
застрахован от мошенничества с его картой,
как в сети, так и вне, как моралью, так
и федеральным законом. У нас этого нет.
Третья – мало денег: в обществе вообще,
и в Интернет - торговле в частности. Всплеск
интереса к платежным системам наступил
в 1998 году, спровоцированный внедрением
первых российских систем PayCash и «КиберПлат».
Увы, до сих пор они так и остались практически
единственными реальными игроками (помимо
них стоит отметить толькоWebmoneyиInstant).
И без того слабо развитый рынок пластиковых
карточек сильно пошатнулся после августовского
кризиса. Крупные российские компании
не стремятся внедрять новые технологии
расчетов, если это не сулит им быстрой
прибыли. А к длительным инвестиционным
проектам сегодня готовы немногие. Наиболее
активные игроки на этом рынке, как в нашей
стране, так и на Западе – небольшие динамичные
компании и банки, ищущие возможности
использования новых технологий для предоставления
более качественных услуг своим клиентам.
Вдобавок различного рода посредники
мало заинтересованы в поддержке, какой
бы то ни было системы платежей, обеспечивающей
прямые связи производителей и потребителей.
Тем не менее, объемы электронных сделок
в России быстро растут, и множество торговых
компаний, банков и организаций срочно
занялись внедрением технологий электронного
финансового обслуживания. Охлаждения
интереса к платежным системам в России
за два года не наблюдалось и спрос на
платежные механизмы велик. При низкой
удовлетворенности на рынке возникла
неустойчивая ситуация и поэтому любая
технологически совершенная система имеет
большие шансы занять доминирующее положение
на рынке.
Главная
проблема российской электронной коммерции
сегодня — обеспечение
Что касается российского законодательства и вообще отношения государства, то его можно охарактеризовать как нейтрально-благоприятное. Некоторые схемы платежей через Интернет вполне легитимны, хотя необходимость принятия новых законов, особенно в отношении статуса цифровой подписи и электронных денег, созрела. Сейчас принимается (то есть обсуждается в думских коридорах) закон об электронной подписи. Если примут хороший — этого будет почти достаточно. Там же обсуждается проект закона о сетевых финансовых транзакциях (настоящее название — очень сложное). Он тоже бы не помешал – сильно упростил жизнь, особенно бухгалтерам.
В России пока ощущается дефицит надежных систем доставки товаров. Практически каждый российский магазин вынужден держать у себя службу доставки, в то время как за рубежом существуют фирмы специализированные по доставке товаров, услугами которых выгодно пользуются Интернет – магазины. Отсутствие компаний с такими услугами ограничивает число потенциальных клиентов и, как следствие, прибыль предприятия. Но все имеет свои положительные стороны, и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится в пределах досягаемости курьерской доставки магазина.
Одной из особенностей работы на российском рынке является почти полное отсутствие информации о внедрении информационных технологий. Развивающимся компаниям нужны данные и прогнозы о состоянии рынка, а их практически нет. Им приходится делать свои оценки, проводить собственные исследования, но этого мало. Есть западные компании, занимающиеся анализом российского рынка. Но, увы, они слишком медлительны.
Существует мнение, что с развитием Интернета в России начнет уже в ближайшее время снижаться роль традиционных реселлерских каналов. Во всем мире этот процесс идет очень быстро, но в России, в силу многих причин, таких, как отсутствие отлаженной инфраструктуры и таможенного законодательства, эти изменения начнутся еще нескоро. Дистрибьютор сейчас выполняет огромное количество несвойственной для него работы, и пока что нет того, кто бы мог сегодня заменить его.
II. Инвестирование Интернет проектов.
2.1. Стратегия инвестирования.
Сейчас на Интернет - рынке действуют три категории инвесторов, значительная часть которых — спекулянты, рассчитывающие купить проект (или войти в долю) за небольшую сумму, чтобы затем перепродать его крупному западному инвестору. Последние пока не торопятся выходить на российский Интернет - рынок из-за его скромных размеров. Интересно, что в роли крупного западного инвестора чаще всего выступают портфельные инвесторы, работающие по схеме: «раскрутка проекта - выпуск акций - получение доходов за счет роста акций». То есть те же спекуляции, только на более высоком уровне. Стратегических инвесторов с Запада, вкладывающих деньги с целью расширения рынка сбыта, получения новых клиентов и т. д., в российском сегменте Сети пока не видно. Наконец, еще одна категория инвесторов — российские компании. Их подход к покупке и инвестициям в Интернет - проекты отличается от западного. Западные инвесторы, прежде всего, делают ставку на выход инвестируемых проектов на рынок ценных бумаг, в то время как российские инвесторы хотят получать деньги не в далеком и туманном будущем, после роста акций, а в самое ближайшее время. Прежде всего, их интересует прибыльность проекта. А прибыльных проектов пока немного.
Достаточно интересна инвестиционная стратегия, которую приносят на рынок новые игроки. Большинство западных инвесторов (и часть российских) изначально делает ставку на лидеров рынка, и вкладывают деньги в жизнеспособные схемы, показавшие себя на западных рынках.
Иной подход практикуется частью российских инвесторов. В частности Apartness полагает, что делать ставку на уже отработанные бизнес - схемы и технологии бесперспективно. «За то время, пока данная модель будет реализована — рынок уйдет далеко вперед», – полагают руководители данной компании. Имеет смысл вкладываться в новые, еще неотработанные бизнес - модели — только в этом случае проект имеет шансы стать успешным. К тому же сегодня на рынке складывается интересная ситуация, с одной стороны, наиболее развитый сегмент Интернет подошел к порогу насыщения, с другой – это практически единственная нормально развитая и функционирующая часть Сети, то есть наиболее привлекательная для инвесторов. Естественно, инвесторы предпочитают работать с уже раскрученными проектами. Но ограничения по числу проектов им не преодолеть – рано или поздно все интересные информационные ресурсы будут скуплены и возникнет необходимость в новых объектах для инвестиций. И здесь важно уловить основные тренды, чтобы, затратив минимальные суммы сегодня, завтра, к моменту готовности инвесторов, — получить работоспособные проекты.