Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:31, реферат
Диверсификация экономики и уязвимость России к кризису. Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В России они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, инвестиции в основной капитал - на 17,6%, промышленное производство - на 15,4%1. Оценки официального прогноза Минэкономразвития России относительно роста ВВП в период 2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения цен на нефть: от 5,2% (в этом случае существенное падение экономики в 2009 г. не будет преодолено) до умеренно оптимистичных 11,2%, означающих незначительный прирост (2,2%) по отношению к уровню 2008 г. [1].
Одна из весомых
причин наблюдаемой ситуации кроется
в недостаточном внимании к поиску
эффективных путей решения
Инструменты регулирования
надо сочетать, формируя на их основе комплексные
организационно-экономические
Было бы, однако, неправомерным
видеть первопричину низкого уровня
инновационной деятельности, отставания
технико-технологического прогресса
в российской экономике от мировых
достижений в слабости научной базы,
теории управления. В гораздо большей
степени причины кроются в
том, что властные органы, успокоенные
относительно благополучным современным
состоянием экономики, не склонны придавать
большое значение угрозе ее нарастающего
технологического отставания, измеряемого
уже не отдельными годами, а целыми
технологическими укладами, то есть десятилетиями.
Подобное отношение плохо согласуется
с основами политики Российской Федерации
в области развития науки и
технологий до 2010 г. и на длительную
перспективу, в которых переход
к инновационному развитию России определен
как основная цель государственной
политики.
О недостаточном
внимании правительства переходу на
инновационную траекторию развития
свидетельствует также факт несформированности
государственной промышленной политики,
ядром которой призвана стать
инновационная стратегия
Надежда на то, что
перевод российской экономики на
рыночные рельсы хозяйствования приведет
к массовому созданию венчурных
фирм, технопарков, инновационно-технологических
центров, бизнес-инкубаторов как
очагов технологического прогресса, пока
не оправдывается. В качестве основных
причин сложившейся неблагоприятной
ситуации назовем следующие:
инновационная деятельность
во всех ее фазах сопряжена с длительным
сроком ожидания и высоким риском
неполучения прогнозируемого, ожидаемого
конечного результата, в связи
с чем рыночные субъекты хозяйствования
в России предпочитают не связываться
с инновационными проектами и
концентрировать свою деятельность
на сделках, приносящих уверенную прибыль
за короткий период времени;
осуществление инновационных
проектов требует значительных затрат,
отвлечения на продолжительное время
масштабных финансовых ресурсов в виде
инвестиций в научные исследования
и разработки, опытное производство,
испытания. Малые венчурные фирмы
такими средствами не обладают, а привлечь
кредитный банковский капитал, неохотно
предоставляемый им даже под высокий
процент, весьма трудно;
зарождение инноваций
в виде идей, замыслов, их исследовательское
обоснование, проектное воплощение
и практическое подтверждение, реальное
применение требуют объединения
и координации работ в рамках
единого цикла "наука-техника-производство".
Организовать согласованное функционирование
всех звеньев этой цепи часто не
под силу одной организации.
Преодолеть отмеченные
трудности на основе действия рыночных
механизмов, без государственного регулирования
и поддержки в условиях все
еще несовершенного российского
рынка способны только крупные трансконтинентальные
корпорации энергетического, нефтегазового,
металлургического комплексов.
В сложившейся в
российской экономике практике государственная
организационно-финансовая поддержка
инновационных проектов, современных
информационных технологий ощущается
слабо. Государство в большей
степени ориентирует субъектов
хозяйствования на закупку инновационного
продукта за рубежом, чем на создание
и применение собственных достижений.
Анализ степени
и результативности государственного
воздействия на активизацию инновационной
деятельности и придание инновационной
направленности производственно-экономическим
системам и процессам в России
позволяет выделить следующие актуальные
направления государственного регулирования
технико-технологического прогресса:
возрождение угасающей
государственной или
формирование спроса
и государственного заказа на инновационные
товары и технологии широкого применения,
в том числе двойного назначения;
используемые в оборонных и гражданских
отраслях;
создание благоприятного
инвестиционного, налогового климата,
патентной среды, способствующих притоку
инвестиций в инновации;
организация государственной
или поддерживаемой государством системы
страхования рисков инвестиционно-инновационной
деятельности;
государственное кредитование
либо поддерживаемое государственными
гарантиями банковское кредитование инновационных
процессов.
Подход к государственному
регулированию инновационных
Специфической формой
государственной поддержки
Ведущую роль в инновационном
развитии экономики России призваны
играть федеральные целевые программы.
В перечень предусмотренных к
финансированию за счет средств федерального
бюджета на 2007 г. вошли такие программы
инновационной направленности, как
"Мировой океан", "Электронная
Россия", "Предупреждение и борьба
с социально значимыми
Количество инновационно-
Недоиспользуется
такой значимый ресурс инновационного
подъема экономики, как закупка
патентов, лицензий на инновационные
технологии за рубежом, совместное производство
инновационных продуктов с
Важная задача государства видится также в создании, развитии и поддержке инфраструктуры инновационной деятельности, представленной в образе наукоградов, технопарков, инновационно-технологических инкубаторов, центров трансфера технологий, агентств инновационной информации. Функционирование разных элементов государственного управления инновационными процессами должно координироваться в рамках единой федеральной инновационной системы.
Информация о работе Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития