Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:31, реферат
Диверсификация экономики и уязвимость России к кризису. Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В России они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, инвестиции в основной капитал - на 17,6%, промышленное производство - на 15,4%1. Оценки официального прогноза Минэкономразвития России относительно роста ВВП в период 2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения цен на нефть: от 5,2% (в этом случае существенное падение экономики в 2009 г. не будет преодолено) до умеренно оптимистичных 11,2%, означающих незначительный прирост (2,2%) по отношению к уровню 2008 г. [1].
Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития
Статьи - Инновации  
Диверсификация экономики 
и уязвимость России к кризису. Последствия 
глобального экономического кризиса 
негативно отразились на социально-экономической 
ситуации практически всех стран 
мира, но в разной мере. В России они 
проявились особенно болезненно: по предварительным 
данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, 
инвестиции в основной капитал - на 17,6%, 
промышленное производство - на 15,4%1. Оценки 
официального прогноза Минэкономразвития 
России относительно роста ВВП в период 
2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения 
цен на нефть: от 5,2% (в этом случае существенное 
падение экономики в 2009 г. не будет преодолено) 
до умеренно оптимистичных 11,2%, означающих 
незначительный прирост (2,2%) по отношению 
к уровню 2008 г. [1]. Таким образом, среднегодовые 
темпы роста ВВП в 2008-2012 гг. составят, в 
лучшем случае, более чем скромные 0,7%, 
что соответствует стагнации или слабому 
росту экономики. Эти цифры корреспондируют 
с другими прогнозными оценками (в частности, 
представленными в выступлениях А.Л. Кудрина 
и А.Н. Клепача на С.-Петербургском международном 
экономическом форуме в июле 2009 г.), предусматривающими 
среднегодовые темпы прироста ВВП в 2010-2019 
гг. в пределах от 0,1 до 1,3%. Неравномерность 
последствий кризиса отчетливо проявляется 
и внутри страны: как в отраслевом, так 
и в территориальном разрезе. 
Причины повышенной 
уязвимости России к кризису кроются, 
во-первых, в сложившейся структуре 
экономики. Как подчеркивалось многими 
отечественными экономистами (например 
[2 - 4]), на макроуровне для нее характерна 
низкая степень диверсификации, усилившаяся 
с конца 1990-х годов, ориентация на 
экспорт сырья, топлива и продуктов 
первичной переработки. На мезо- и 
микроэкономическом уровнях ситуация 
намного более мозаична, но сильнее 
всего от кризиса страдают моногорода 
(их более 400), в которых преобладает 
производство продукции ОПК, металлургии, 
транспортного машиностроения. Во-вторых 
- в запаздывании или неэффективности 
мер регулирования кризиса, предпринимаемых 
как на федеральном, так и региональном 
уровне, что признает и само правительство 
[5]. Очевидно существует необходимость 
решительного изменения сложившегося 
положения дел, что в свою очередь 
предполагает переосмысление политики 
государства применительно к 
социально-экономическому развитию в 
целом (в частности, в его кризисной 
фазе) и к учету региональной специфики 
развития. 
Управление кризисом 
или антикризисное 
Применительно к 
экономическим кризисам российским 
исследователем А. А. Богдановым [7] в 
начале 1920-х годов впервые было 
доказано, что кризисы являются органической 
частью процесса экономического развития, 
его фазой; кризисы имеют как 
«дизъюнктивный» (дестабилизирующий, 
расщепляющий), так и «конъюнктивный» 
(интегрирующий) характер. Позднее, в 
1939 г., в своем классическом исследовании 
«Деловые циклы» [8] выдающийся экономист 
Й. Шумпетер подчеркивал бесперспективность 
усилий подавить или уничтожить кризис. 
Он писал о том, что многие экономисты, 
уподобляя цикл (и кризис) гландам больного 
ребенка, удалив которые можно избежать 
его будущих болезней, полагают необходимым 
устранить кризисы, используя регулирование. 
Й. Шумпетер решительно возражал: цикл 
- не миндалины; это биение человеческого 
сердца, которое отражает все существенные 
процессы в организме, «сущность организма» 
([9]). Много позже к этим же выводам в отношении 
социально-политических кризисов пришли 
западные политологи (см. например [10, 11]). 
Такое понимание 
кризиса максимально приближает 
его к универсальной 
Поэтому «бороться» 
с кризисом все равно, что бороться 
с плохой погодой или опасным 
природным явлением (землетрясением, 
наводнением). Речь должна идти не о 
борьбе, а об управлении кризисом. Оно 
включает: (а) достоверную оценку рисков 
и прогнозирование последствий 
принимаемых решений в 
В предлагаемом концептуальном 
подходе политика в отношении 
кризиса не исчерпывается антикризисными 
мерами, она представляет собой процесс, 
который, помимо собственно реагирования 
на кризисную ситуацию, включает также 
фазы предкризисного и посткризисного 
регулирования, перечисленные выше 
в пунктах (а) - (в). Эти фазы управления 
должны быть интегрированы в концепцию 
и стратегию долгосрочного 
Упомянутая выше 
концепция управления кризисом (подробнее 
см. [12; 13]) означает, что во главу угла 
ставится способность экономики 
и общества в целом, его политических 
лидеров обеспечить устойчивое развитие 
(как с точки зрения снижения уязвимости, 
так и посткризисного выхода на новый, 
более устойчивый уровень), а не только 
эффективное реагирование на спад: 
последнее необходимо, но недостаточно. 
Эти цели достигаются благодаря 
двум сопряженным направлениям экономической 
политики: во-первых, диверсификации экономики, 
во-вторых, антикризисному регулированию 
экономического развития (в широком 
смысле, включая управление рисками), 
обеспечивающим устойчивость развития 
и снижение уязвимости к факторам 
кризиса. При этом мы согласны с точкой 
зрения академика В.В. Ивантера относительно 
того, что прогресс в области диверсификации 
экономики, по крайней мере в России, 
является важным критерием оценки успешности 
и времени выхода ее из кризиса [14]. 
Представляется, что отмеченная выше 
особая болезненность последствий 
текущего экономического кризиса в 
России обусловлена совокупностью 
проблем, относящихся к обоим 
направлениям; тогда как высокая 
уязвимость к кризису развитых стран 
связана, главным образом, с проблемами 
второго из указанных направлений 
экономической политики. 
Корректировка антикризисных 
программ и экономическое развитие: 
фактор инноваций. Для России из вышесказанного 
следует необходимость 
Для реализации этих 
задач требуется, во-первых, отказаться 
от упрощенного, одностороннего понимания 
диверсификации и самого инновационного 
развития, зачастую отождествляемого 
исключительно с 
Во-вторых, внести в 
упомянутые выше концепции и стратегии 
важные изменения, учитывающие последствия 
экономического кризиса, которые, как 
представляется, будут еще длительное 
время сказываться на социально-экономической 
ситуации в России, переводя сам 
кризис в хроническую форму (см., 
например, [16; 20]). Вероятно, одна из важнейших 
корректировок связана с 
О том, что эти 
страны действуют именно в указанном 
направлении, свидетельствуют их антикризисные 
программы совокупной стоимостью более 
2,8 трлн. долл., масштаб действия которых 
нередко сравнивают с «новым курсом» 
Ф. Рузвельта в 1930-е годы, направленный 
на выход из Великой Депрессии. Однако 
в отличие от него современные 
антикризисные программы 
Указанная политика 
предусматривает оказание активной 
помощи развитию энергоэффективных 
и энергосберегающих технологий 
и производств, возобновляемой энергетики, 
а также энергетической и транспортной 
инфраструктуры. Им выделяется значительная, 
а в ряде случаев преобладающая 
часть средств, поскольку именно 
эти сегменты экономики отличаются 
повышенным инновационным потенциалом 
и мультипликатором создания рабочих 
мест и производства добавленной 
стоимости. Инвестиции ведущих стран 
мира на эти направления развития 
оцениваются в 430 млрд. долл., что 
составляет около 15% совокупных расходов 
на антикризисные программы. Однако 
эта цифра вуалирует 
 
В результате, в Китае, 
в стимулирующем пакете которого 
общим объемом 585 млрд. долл. особое 
место отведено энергетическим и 
транспортным инфраструктурным объектам, 
по итогам I полугодия 2009 г. рост ВВП 
составил 7,5%, промышленного производства 
- 10,7% [26]. 
Что касается Ю. Кореи, 
то реализуемая ею государственная 
пятилетняя программа развития экологически 
чистых производств (2009-2013 гг.) предусматривает 
создание точек и зон будущего 
экономического роста и новых 
рабочих мест (от 1,56 до 1,81 млн.). Стоимость 
программы - 107 млрд. корейских вон, или 
85 млрд. долл., что составляет около 
2% ВВП. Осуществление этой программы, 
прежде всего с помощью налоговых 
и кредитных стимулов для компаний, 
занимающихся разработками в области 
возобновляемой энергетики, включая 
солнечную и ветровую энергетику, 
производством биотоплив и 
Информация о работе Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития