Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:31, реферат
Диверсификация экономики и уязвимость России к кризису. Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В России они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, инвестиции в основной капитал - на 17,6%, промышленное производство - на 15,4%1. Оценки официального прогноза Минэкономразвития России относительно роста ВВП в период 2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения цен на нефть: от 5,2% (в этом случае существенное падение экономики в 2009 г. не будет преодолено) до умеренно оптимистичных 11,2%, означающих незначительный прирост (2,2%) по отношению к уровню 2008 г. [1].
Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития
Статьи - Инновации
Диверсификация экономики
и уязвимость России к кризису. Последствия
глобального экономического кризиса
негативно отразились на социально-экономической
ситуации практически всех стран
мира, но в разной мере. В России они
проявились особенно болезненно: по предварительным
данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%,
инвестиции в основной капитал - на 17,6%,
промышленное производство - на 15,4%1. Оценки
официального прогноза Минэкономразвития
России относительно роста ВВП в период
2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения
цен на нефть: от 5,2% (в этом случае существенное
падение экономики в 2009 г. не будет преодолено)
до умеренно оптимистичных 11,2%, означающих
незначительный прирост (2,2%) по отношению
к уровню 2008 г. [1]. Таким образом, среднегодовые
темпы роста ВВП в 2008-2012 гг. составят, в
лучшем случае, более чем скромные 0,7%,
что соответствует стагнации или слабому
росту экономики. Эти цифры корреспондируют
с другими прогнозными оценками (в частности,
представленными в выступлениях А.Л. Кудрина
и А.Н. Клепача на С.-Петербургском международном
экономическом форуме в июле 2009 г.), предусматривающими
среднегодовые темпы прироста ВВП в 2010-2019
гг. в пределах от 0,1 до 1,3%. Неравномерность
последствий кризиса отчетливо проявляется
и внутри страны: как в отраслевом, так
и в территориальном разрезе.
Причины повышенной
уязвимости России к кризису кроются,
во-первых, в сложившейся структуре
экономики. Как подчеркивалось многими
отечественными экономистами (например
[2 - 4]), на макроуровне для нее характерна
низкая степень диверсификации, усилившаяся
с конца 1990-х годов, ориентация на
экспорт сырья, топлива и продуктов
первичной переработки. На мезо- и
микроэкономическом уровнях ситуация
намного более мозаична, но сильнее
всего от кризиса страдают моногорода
(их более 400), в которых преобладает
производство продукции ОПК, металлургии,
транспортного машиностроения. Во-вторых
- в запаздывании или неэффективности
мер регулирования кризиса, предпринимаемых
как на федеральном, так и региональном
уровне, что признает и само правительство
[5]. Очевидно существует необходимость
решительного изменения сложившегося
положения дел, что в свою очередь
предполагает переосмысление политики
государства применительно к
социально-экономическому развитию в
целом (в частности, в его кризисной
фазе) и к учету региональной специфики
развития.
Управление кризисом
или антикризисное
Применительно к
экономическим кризисам российским
исследователем А. А. Богдановым [7] в
начале 1920-х годов впервые было
доказано, что кризисы являются органической
частью процесса экономического развития,
его фазой; кризисы имеют как
«дизъюнктивный» (дестабилизирующий,
расщепляющий), так и «конъюнктивный»
(интегрирующий) характер. Позднее, в
1939 г., в своем классическом исследовании
«Деловые циклы» [8] выдающийся экономист
Й. Шумпетер подчеркивал бесперспективность
усилий подавить или уничтожить кризис.
Он писал о том, что многие экономисты,
уподобляя цикл (и кризис) гландам больного
ребенка, удалив которые можно избежать
его будущих болезней, полагают необходимым
устранить кризисы, используя регулирование.
Й. Шумпетер решительно возражал: цикл
- не миндалины; это биение человеческого
сердца, которое отражает все существенные
процессы в организме, «сущность организма»
([9]). Много позже к этим же выводам в отношении
социально-политических кризисов пришли
западные политологи (см. например [10, 11]).
Такое понимание
кризиса максимально приближает
его к универсальной
Поэтому «бороться»
с кризисом все равно, что бороться
с плохой погодой или опасным
природным явлением (землетрясением,
наводнением). Речь должна идти не о
борьбе, а об управлении кризисом. Оно
включает: (а) достоверную оценку рисков
и прогнозирование последствий
принимаемых решений в
В предлагаемом концептуальном
подходе политика в отношении
кризиса не исчерпывается антикризисными
мерами, она представляет собой процесс,
который, помимо собственно реагирования
на кризисную ситуацию, включает также
фазы предкризисного и посткризисного
регулирования, перечисленные выше
в пунктах (а) - (в). Эти фазы управления
должны быть интегрированы в концепцию
и стратегию долгосрочного
Упомянутая выше
концепция управления кризисом (подробнее
см. [12; 13]) означает, что во главу угла
ставится способность экономики
и общества в целом, его политических
лидеров обеспечить устойчивое развитие
(как с точки зрения снижения уязвимости,
так и посткризисного выхода на новый,
более устойчивый уровень), а не только
эффективное реагирование на спад:
последнее необходимо, но недостаточно.
Эти цели достигаются благодаря
двум сопряженным направлениям экономической
политики: во-первых, диверсификации экономики,
во-вторых, антикризисному регулированию
экономического развития (в широком
смысле, включая управление рисками),
обеспечивающим устойчивость развития
и снижение уязвимости к факторам
кризиса. При этом мы согласны с точкой
зрения академика В.В. Ивантера относительно
того, что прогресс в области диверсификации
экономики, по крайней мере в России,
является важным критерием оценки успешности
и времени выхода ее из кризиса [14].
Представляется, что отмеченная выше
особая болезненность последствий
текущего экономического кризиса в
России обусловлена совокупностью
проблем, относящихся к обоим
направлениям; тогда как высокая
уязвимость к кризису развитых стран
связана, главным образом, с проблемами
второго из указанных направлений
экономической политики.
Корректировка антикризисных
программ и экономическое развитие:
фактор инноваций. Для России из вышесказанного
следует необходимость
Для реализации этих
задач требуется, во-первых, отказаться
от упрощенного, одностороннего понимания
диверсификации и самого инновационного
развития, зачастую отождествляемого
исключительно с
Во-вторых, внести в
упомянутые выше концепции и стратегии
важные изменения, учитывающие последствия
экономического кризиса, которые, как
представляется, будут еще длительное
время сказываться на социально-экономической
ситуации в России, переводя сам
кризис в хроническую форму (см.,
например, [16; 20]). Вероятно, одна из важнейших
корректировок связана с
О том, что эти
страны действуют именно в указанном
направлении, свидетельствуют их антикризисные
программы совокупной стоимостью более
2,8 трлн. долл., масштаб действия которых
нередко сравнивают с «новым курсом»
Ф. Рузвельта в 1930-е годы, направленный
на выход из Великой Депрессии. Однако
в отличие от него современные
антикризисные программы
Указанная политика
предусматривает оказание активной
помощи развитию энергоэффективных
и энергосберегающих технологий
и производств, возобновляемой энергетики,
а также энергетической и транспортной
инфраструктуры. Им выделяется значительная,
а в ряде случаев преобладающая
часть средств, поскольку именно
эти сегменты экономики отличаются
повышенным инновационным потенциалом
и мультипликатором создания рабочих
мест и производства добавленной
стоимости. Инвестиции ведущих стран
мира на эти направления развития
оцениваются в 430 млрд. долл., что
составляет около 15% совокупных расходов
на антикризисные программы. Однако
эта цифра вуалирует
В результате, в Китае,
в стимулирующем пакете которого
общим объемом 585 млрд. долл. особое
место отведено энергетическим и
транспортным инфраструктурным объектам,
по итогам I полугодия 2009 г. рост ВВП
составил 7,5%, промышленного производства
- 10,7% [26].
Что касается Ю. Кореи,
то реализуемая ею государственная
пятилетняя программа развития экологически
чистых производств (2009-2013 гг.) предусматривает
создание точек и зон будущего
экономического роста и новых
рабочих мест (от 1,56 до 1,81 млн.). Стоимость
программы - 107 млрд. корейских вон, или
85 млрд. долл., что составляет около
2% ВВП. Осуществление этой программы,
прежде всего с помощью налоговых
и кредитных стимулов для компаний,
занимающихся разработками в области
возобновляемой энергетики, включая
солнечную и ветровую энергетику,
производством биотоплив и
Информация о работе Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития