Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа
Сложные и во многом для российской экономики противоречивые процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Существенные изменения произошли в характеристике и условиях проведения инвестиционной деятельности. В частности, появление новых организационно-правовых форм хозяйствования, предоставление свободы предпринимательству и самостоятельности предприятиям в использовании собственных финансовых ресурсов, создание правовых и экономических условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация экономических связей и глобализация производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых финансовых инструментов и рычагов коренным образом преобразовывают ранее действовавший механизм инвестирования.
Содержание
Введение 2
1.Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в России 4
1.1.Наиболее важные проблемы в области инвестиционной деятельности 5
1.2.Инвестиционная стратегия России 13
Заключение 18
Решение задачи. 19
Список литературы
В широком смысле инвестирование представляет собой механизм финансирования воспроизводства и развития хозяйственной системы.
Вложение
средств и осуществление
Если процесс инвестирования характеризуется временем и риском, то результатом инвестиционной деятельности является динамика объема и структуры инвестиций, создание нового и (или) более качественного продукта, получение прибыли, завоевание рыночного сегмента.
Система участников инвестиционного процесса, между которыми осуществляется оборот инвестиционных ресурсов, и их отношения составляют инвестиционную сферу (комплекс). В зависимости от уровня участников (субъектов) выделяются макро- (общеэкономический), мезо- (отраслевой или региональный) и микро- (между предприятиями) уровни инвестиционного процесса.
Современное состояние отечественной экономики требует перехода к активной инвестиционной политике на всех уровнях инвестиционного процесса.
Главная задача государственной инвестиционной политики заключается в восстановлении расширенного воспроизводства основных фондов. Для ее решения необходима разработка стратегии национальной инвестиционной политики, отвечающей современной конкурентоспособной модели, согласованной с конкретными программами развития отдельных субъектов РФ. Основные принципы инвестиционной политики включают перевод экономики на инновационный путь развития и опору на внутренние ресурсы накопления. Инвестиционная политика должна, с одной стороны, выражать интересы государства в целом, с другой – обеспечивать согласование интересов отдельных участников инвестиционной деятельности.
Хотя возможности федерального центра по воздействию на инвестиционные процессы, в силу сложившегося распределения полномочий, несравнимо шире, чем у региональных властей, – именно на последних возлагается задача формирования инвестиционной политики с учетом местной специфики.
В настоящее время на этапе становления и движения инвестиций в сторону развитого рынка и их развития за счет собственных и привлеченных средств все большую значимость приобретают проблемы их долгосрочного и стабильного формирования, рационального использования с целью стабилизации и укрепления не только прежних инвестиционно-финансовых составляющих, но и с позиций их совокупного влияния на экономику страны и каждого ее региона.
При этом не следует исключать влияние на инвестиционные процессы малого, среднего и крупного бизнеса. Именно эти звенья современной рыночной экономики должны своими успехами способствовать планомерному приращению совокупного общественного продукта не только сегодня, но и в далеком будущем. По заявлению экс-президента Российской Федерации В.В. Путина, экономика страны сейчас находится на траектории необыкновенного рыночного роста, что способствует уже сегодня осуществлению прогнозов и рыночных предсказаний на долгосрочный период, то есть на 25-35 и более лет. Это обусловлено тем, что механизмы становления экономики из года в год требуют не только рыночного обновления, но и пересмотра технологии их формирования с учетом складывающихся основ маркетингового порядка на несколько лет вперед. По словам В.В. Путина, раньше мы об этом и мечтать не могли, а сегодня, завершив процесс залатывания накопившихся социально-экономических дыр, мы свободно можем заняться экономикой с учетом ее развития на долгосрочную перспективу.
Рыночная стратегия подобного подхода, концептуальные основы ее становления и прогрессивного динамизма предопределены всем ходом движения нашего общества к идентичным образцам и моделям западноевропейского уровня. И на этом пути не должны неприглядно выглядеть не только механизмы становления и развития инвестиций за счет собственных и привлеченных финансовых источников, но и новые модели их образования, как за счет внедрения национальных инвестиционных проектов, так и в результате адаптации к реальной рыночной практике разнообразных программ социально-экономического характера.
Опыт показывает, что на современном этапе формирования и развития рыночных отношений все более прочные позиции в конкурентной борьбе завоевывают те организации, в которых формируются стройная система и динамика инвестиций как внутреннего, так и внешнего характера. И независимо от степени рыночной развитости и обустроенности подобных организаций инвестиции сегодня являются важной основой экономики страны, каждого региона на ближайшую и отдаленную перспективу.
Решение спроса предприятий на инвестиции для технической и технологической модернизации производства необходимо поддержать, используя новую экономическую стратегию реализации рыночных реформ. В разрабатываемой Правительством РФ "Стратегии социального-экономического развития России" и в проекте "Основных направлений социально-экономической политики на период до 2010 года" предусматриваются меры по развитию "инновационной экономики", ориентированной на инвестирование развития новых прогрессивных научно-технологических укладов и обеспечение динамичного экономического роста.
Необходимо выработать принципиально новую инвестиционную политику, в составе которой требуется разработать соответствующие стратегию и механизмы по реализации социально ориентированного развития экономики.
Первым этапом реализации в 2001-2002 гг. новой государственной инвестиционной стратегии должно стать создание благоприятного инвестиционного климата за счет реализации экстренных стабилизационных мер (основные из них были описаны выше, поэтому здесь мы отметим самые главные):
Кроме того, необходимо безотлагательно разработать и осуществить меры по предотвращению техногенных катастроф, которые могут произойти в ближайшие годы в связи с критическим ухудшением качества основного капитала (в некоторых отраслях износ основных фондов превышает 80 %). Для замены основных фондов собственных инвестиционных ресурсов предприятия недостаточно, необходимо предпринимать срочные меры по государственному стимулированию частных и иностранных инвестиций.
Источники формирования инвестиций остаются весьма ограниченными, в основном это собственные финансовые ресурсы предприятий, которые задавлены налогами, а участие бюджета в инвестициях сведено до минимума.
Привлечение средств индивидуальных застройщиков и частных инвесторов сдерживается отсутствием государственного страхования и надежной законодательно-правовой базы, обеспечивающей гарантии сохранности и возвратности частных инвестиций.
На втором этапе, в 2003-2006 гг., целесообразно максимально вовлечь в реальный сектор экономики мощные источники формирования инвестиций за счет прекращения оттока капитала из России, а также использовать сбережения населения, что при формировании благоприятного инвестиционного климата и реализации стимулирующей государственной инвестиционной политики позволит полностью использовать внутренние инвестиционные ресурсы.
Для обеспечения перехода на стабильные темпы экономического роста с приростом ВВП 7-8 % важнейшее значение имеет активная инвестиционная политика государства, обеспечивающая приросты ежегодных инвестиций в реальный сектор экономики порядка 20-25 %. В частности, для привлечения сбережения населения необходимо восстановления доверия к государственному и коммерческому банковскому сектору. Требуется скорейшее принятие закона о защите прав населения в банках. По расчетам, за счет валютных накопления, находящихся на руках населения, можно пополнять инвестиции на 10-12 млрд. долларов в год.
Инвестиционные возможности могут быть значительно расширены за счет привлечения акционерного капитала и формирования национального рынка ценных бумаг как составной части денежно-кредитной системы России, подконтрольной Центробанку. Это увеличит денежную эмиссию, и уменьшит содержание на рынке, так называемых, суррогатных денег.
Инвестирование на основе ипотечного кредитования должно использоваться в первую очередь для привлечения инвестиций в жилищное строительство и развитие частного предпринимательства с участием государственной финансово-кредитной системы.
Одним из направлений инвестиционной политики может быть использована ограниченная денежная эмиссия для кредитования развития инноваций и высоко эффективного производства наукоемкой продукции. Такая политика применяется во многих развитых странах, этот способ называется эмиссионным "подогревом" экономического роста. Однако названный метод можно применять только при стабильной политической системе и ослаблении налогового гнета на предпринимательскую деятельность.
Наименьшие инфляционные последствия возможны при использовании ограниченной денежной эмиссии для предоставления государственных инвестиционных кредитов на развитие предприятий пищевой и легкой промышленности, а также сферы социальных услуг, где обеспечивается наиболее быстрый оборот капитала и возврат кредитов.
На третьем этапе, в 2006-2010 гг., приоритетными направлениями реализации новой инвестиционной стратегии, создающими надежные предпосылки экономического роста, должны стать следующие.
Первое – возрождение и умножение высококачественного человеческого потенциала. В настоящее время численность населения России ежегодно сокращается на 500-700 тыс. чел., постоянно уменьшается численность высококвалифицированных трудовых ресурсов, занятых в инновационной сфере и науке (число докторов м кандидатов наук уменьшилось более чем в 3 раза при постоянном старении научного персонала, средний возраст докторов наук РАН превышает 60 лет).
В развитых странах приоритетным направлением становятся целенаправленные инвестиционные вложения в повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества социальной и экологической среды обитания человека.
Второе – восстановление основного капитала, объем которого (без учета старения) за последние 10 лет уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40 %. Необходимо его стабильное накопление на базе создания механизма простого и расширенного воспроизводства основных фондов с помощью целенаправленной инвестиционно-амартизационной политики.
Третье – обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны, который, даже по самым скромным оценкам, достигает ежегодно 20-25 млрд. долларов.
Четвертое – совершенствование налоговой системы, направленной на приоритетное стимулирование научно инновационной деятельности. Действующая ныне налоговая система является фискальной и антирыночной. Но, если отказаться от изъятия НДС в инновационной сфере, дополнительный прирост ВВП в целом по народному хозяйству может составить 2-3 % в год.
Пятое – формирование цивилизованного инвестиционного рынка и его ядра – рынка инноваций и высоких технологий при подчиненном и обслуживающем положении фондового рынка, ориентированного на финансирование инноваций и высоких технологий.
Важнейшим приоритетом инвестиционной политики является восстановление расширенного производства, которое, по сути, было разрушено после распада СССР. Целесообразно налаживать производственные связи в рамках Союза России и Белоруссии, а также с другими странами СНГ, импортировать и экспортировать отдельные виды продукции и оборудования с учетом ограничений ВТО.