Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:21, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная программа Республики Беларусь на примере следующей инвестиционной программы «Реконструкция котельной и реконструкции тепловой сети с применением ПИ-труб на ОАО «Воропаевский ДОК».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
1. ГОСУДАРСТВЕНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУ-МЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………
6
1.1. Сущность и значение программирования………………………….. 6
1.2. Классификация государственных программ……………………….. 9
1.3. Осуществление государственного программирования на территории Республики Беларусь……………………………………………….
11
1.4. Оценка эффективности программы 13
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
17
2.1. Государственная инвестиционная программа на 2011 год 17
2.2. Актуальность инвестиционной программы по реконструкции котельной и теплосетей на ОАО «Воропаевский ДОК»
19
2.3. Эффективность реализации инвестиционной программы по реконструкции котельной и теплосетей на ОАО «Воропаевский ДОК»
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Основными видами социальных результатов программы являются:
-
улучшение жилищных и
- изменение количества рабочих мест;
- изменение (улучшение) условий труда работников;
-
изменение (улучшение)
- изменение (улучшение) уровня здоровья населения и работников;
- транспортное обслуживание;
-
улучшение информационного
- экономия свободного времени населения;
-
производство новых видов
-
строительство новых
- изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
-
совершенствование размещения
-
улучшение торгового
-
развитие телефонной и
Абсолютный
экономический эффект в силу своей
природы (прибыль, доход) по существу является
критериальным синтетическим
Сравнительная эффективность рассчитывается тогда, когда сопоставляются две и более программ. Она может быть в относительных величинах и в темповом измерении.
Срок окупаемости проекта определяет период времени, в течение которого происходит возврат вложенных средств (инвестиций). Рассчитывается интегральным методом (с учетом дисконтирования) [10].
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.
Государственная инвестиционная
программа на 2011 год
Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 660 утверждена Государственная инвестиционная программа на 2011 год.
В рамках Государственной инвестиционной программы осуществляется на безвозвратной основе финансирование строительства объектов социальной сферы (здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, юстиция и др.), которые не имеют альтернативных источников.
Программа сформирована в соответствии с поручениями Главы государства с учетом инвестиционных возможностей республиканского бюджета в условиях текущей экономической ситуации и предложений республиканских органов государственного управления, иных организаций, облисполкомов и Минского горисполкома.
В 2011 году на финансирование объектов Государственной инвестиционной программы предусмотрено 2480,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета – 2471,5 млрд. рублей, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 9 млрд. рублей.
За счет данных средств будет осуществлено строительство 313 объектов (без учета государственных программ ”Чистая вода“, мелиорации, противопаводковых мероприятий), из них 294 объекта по прямым поручениям Главы государства.
В
Государственной программе
сельхозугодий от паводков в районах Полесья на 2011-2015 годы; 77,5 млрд. рублей – Государственной программы укрепления материально-технической базы организаций здравоохранения республики на 2006 – 2010 годы; 76,8 млрд. рублей – программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода»; 45,4 млрд. рублей – Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних поселений на 2007 – 2010 годы и другие.
В рамках Программы на финансирование строительства жилья для льготных категорий граждан, включая строительство внеплощадочных инженерных сетей, предусматривается направить 140 млрд. рублей.
В 2011 году запланировано ввести в эксплуатацию 128 объектов, в том числе: библиотеку Витебского медицинского университета, первый этап второго пускового комплекса Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», реконструкцию части здания под размещение Национального музея истории и культуры Беларуси в г.Минске, корпус факультета международных отношений БГУ, студенческие общежития № 9 и № 10 комплекса «Студенческая деревня», третью очередь корпуса механизации БАТУ, крытый манеж с конюшней на 25 лошадей Республиканского центра олимпийской подготовки по конному спорту и коневодству в пос.Ратомка, вторую очередь Дворца тенниса в г.Минске, общежитие Республиканского государственного училища олимпийского резерва в г.Минске, медико-административный корпус ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда» в пос.Ждановичи-1 Минского района, автодорожный пункт пропуска «Домачево» Брестской таможни, приграничный грузовой терминал «Козловичи-2» (режимная зона), Духовно-образовательный центр Белорусской православной церкви в г.Минске, школу на 1240 учащихся в микрорайоне № 2 жилого района Аэропорт в г.Полоцке, общеобразовательную школу № 16 в микрорайоне № 4 в г.Мозырь, учебно-педагогический комплекс «Детский сад – общеобразовательная школа» в н.п.Хильчицы Житковичского района, физкультурно-оздоровительный комплекс в г.Любань, автомобильную дорогу «Обход территории Национального парка «Беловежская пуща» и другие.
Таким образом, средства республиканского бюджета сконцентрированы на социально значимых объектах, которые реально ввести в эксплуатацию в 2011 году, а также на переходящих объектах, предусмотренных целевыми программами, с высокой степенью строительной готовности для ввода их в эксплуатацию в последующие годы.
В
следующем подразделе будет подробнее
описана инвестиционная программа
«Реконструкция котельной с приобретением
и установкой водогрейного котла с
установкой дробилки твердых отходов
и реконструкция теплосетей с применением
ПИ-труб на ОАО «Воропаевский ДОК», вошедшая
в общую Государственную инвестиционную
программу на 2011 г [11].
2.2.
Актуальность инвестиционной
программы по реконструкции
котельной и теплосетей
на ОАО «Воропаевский
ДОК»
Республика Беларусь, располагая мощным промышленным потенциалом, закупает до 85% энергоносителей. Постоянный рост цен на закупаемые энергоносители приводит к увеличению себестоимости производимой продукции и оказываемых услуг, что снижает их конкурентоспособность на рынке. Основным резервом уменьшения потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является энергосбережение. Энергосбережение – важнейшая задача, затрагивающая все отрасли народного хозяйства, позволяющая при ее успешном решении обеспечить прирост производства продукции, работ (услуг) без значительного увеличения объемов приобретения ТЭР [12].
Динамика изменения цен на древесное топливо и его конкурентоспособность по сравнению с традиционными энергоносителями за период 2003-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика изменения цен на древесное топливо и его конкурентоспособность по сравнению с традиционными энергоносителями за период 2003-2009 гг.
По данным рисунка видно, что за анализируемый период времени стоимость дров увеличилась в 3,3 раза, стоимость опилок – в 3,2 раза, стоимость топливной щепы – в 3,5 раза.
В
настоящее время древесное
Рост цен на традиционные энергоносители окажет значительное влияние на повышение экономической эффективности производства древесного топлива и переосмысление традиционно сложившихся стереотипов о первичных источниках энергии [13].
Для организации целенаправленной деятельности предприятий по рациональному использованию ТЭР Советом Министров Республики Беларусь (СМ РБ) приняты следующие законодательные документы: Закон
«Об энергосбережении», принятый 19 июня 1996 г., Постановление от 19 июня 1998 г. № 965 «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политике в РБ», Постановление Совета Министров от 29 июля 2006 г. № 964 «Об энергетическом обследовании организации» и др.
В настоящее время предприятиями Республики Беларусь проводится активная работа, направленная на снижение энергетической составляющей в себестоимости производства продукции.
Таким образом, ОАО «Воропаевский ДОК» так же задалось целью выявления резервов экономии топливно-энергетических ресурсов и разработкой мероприятий по их реализации для снижения энергоемкости, а как следствие – себестоимости производимой продукции. Исходя из поставленной цели и была разработана инвестиционная программа, в которую вошли следующие мероприятия:
- замена неэффективного парового котлоагрегата ДКВР-4/13 на водогрейный котел с автоматической загрузкой твердого топлива;
-
реконструкция трубопроводов
Эффективность
данных мероприятий будет подробно
рассмотрена в следующем
2.3.
Эффективность реализации
инвестиционной программы
по реконструкции котельной
и теплосетей на ОАО «Воропаевский
ДОК»
Инвестиционная программа предусматривает реконструкцию котельной с приобретением и установкой котла и реконструкцию теплосетей с применением ПИ-труб. Реализация программы требует инвестиционных вложений и формирования достаточных оборотных средств. Основные затраты будут связаны с приобретением специализированного оборудования для котельной и теплотрасс предприятия. Объем инвестиционных ресурсов, необходимый для покупки оборудования и материалов 2011 г. составил без НДС 1320 млн. руб.
В таблице А.2.1. приложения А представлены источники финансирования проекта по реконструкции котельной и теплосетей ОАО «Воропаевский ДОК» на 2011 г.
Экономический эффект от теплосетей с применением предизолированных труб ОАО «Воропаевский ДОК» достигается за счет:
- сокращение тепловых потерь в теплотрассах;
-
снижение потребления
Конструкция трубы, предназначенной для отопления зданий, позволяет существенно уменьшить толщину стенки напорной трубы и тем самым увеличить ее пропускное сечение без увеличения внешнего диаметра. Труба для отопления удобна в монтаже и самое главное, существенно дешевле.
Определение величины экономического эффекта производится следующим образом:
По результатам испытаний либо по расчету определяем потери ΔQпот по теплотрассе. Для расчета тепловых потерь используем «Методику расчета потерь тепловой энергии в сетях теплоснабжения с учетом их износа, срока и условий эксплуатации».
Определяем
перерасход топлива, получаемый при
использовании данного
ΔВпот
= (Q+ ΔQпот)×bтэ/1000
- (Q+ ΔQпотпс)
×bтэ/1000,
ту.т.,
где: Q – количество полученной тепловой энергии, Гкал;
ΔQпот – потери по существующей теплотрассе, Гкал;
ΔQпотпс – потери по предлагаемой теплотрассе;
bтэ – удельный расход топлива действующего теплоисточника, кг у.т./Гкал.
Определяем
расход электроэнергии необходимый
на выработку тепловой энергии при
существующей теплотрассе:
Эп = (Q+ ΔQпот)×Эсн тэ, кВт×ч,
где: Q – количество полученной тепловой энергии, Гкал;
ΔQпот – потери по существующей теплотрассе, Гкал;
Эсн тэ – удельный расход электроэнергии необходимой для производства 1 Гкал тепловой энергии, кВт×ч/Гкал.