Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, реферат
Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21
Формирование
накопительной части трудовой пенсии
в управляющих компаниях и
негосударственных пенсионных фондах
заложило предпосылки для добросовестной
конкуренции в рыночном секторе
пенсионного обеспечения и
Вместе
с тем население, и представители
бизнеса рассчитывали на более весомые
результаты от пенсионной реформы. Это
произошло из-за недоработок на этапе
подготовки правовой базы, упущений в
процессе реализации мероприятий по
созданию необходимых условий
До сих пор нет официально утвержденных форм уведомления Пенсионного фонда России и уполномоченного федерального органа о вновь заключенных договорах. Отсутствует единая процедура сдачи договоров в разных регионах.
Попыткой провалить пенсионную реформу можно назвать решение Правительства РФ ограничить возраст граждан, участвующих в формировании накопительной части трудовой пенсии. Уменьшение количественного и ухудшение качественного состава участников пенсионной реформы снизило привлекательность данного рынка для негосударственных пенсионных фондов. Исключенные из реформы застрахованные лица относятся к наиболее экономически активной и высокооплачиваемой части работающего населения. Не секрет, что на них делали основную ставку негосударственные пенсионные фонды.
Опыт ПФР показывает, что руководители региональных отделений Пенсионного фонда, непосредственно испытывающие давление работающего населения и пенсионеров в связи с нерешенными проблемами пенсионной системы, понимая смысл преобразований и, участвуя в их разработке, являются основными проводниками пенсионной реформы в регионах.
Инвестиционная
и финансовая работа со средствами
пенсионных накоплений в 2003 году привела
к существенному росту
В ходе исследования обратим особое внимание на рынок ипотечных ценных бумаг.
В сознании многих сограждан уже сформировалось стойкое убеждение, что в новых условиях бесполезно рассчитывать на получение жилья или улучшение жилищных условий за счет государства. Тем более заманчивой, особенно для молодых, становится идея приобрести жилье на условиях долгосрочного кредитования, то есть по договору ипотеки.
Для человека ипотечное кредитование – довольно выгодный механизм решения жилищной проблемы. Для государства ипотека интересна тем, что это неисчерпаемый источник инвестиций в экономику страны. Во-первых, как только ипотека приобретет доступный и массовый характер, люди вытащат свои сбережения из чулок и начнут покупать квартиры. Во-вторых, банк, выдавший ипотечный кредит, должен как-то вернуть средства, и не через 10-20 лет, а в ближайшее время. Для этого он выпускает закладные ценные бумаги – облигации и продает их на фондовом рынке.
Для запуска ипотеки нужны единовременные и довольно крупные финансовые вливания, которые в первые 5-6 лет не дадут особой прибыли. Вместе с тем сейчас у России уникальный шанс для того, чтобы все-таки развернуть общедоступную ипотеку. Он связан с накопительной пенсионной системой. Пенсионные накопления необходимо куда-то вкладывать, иначе инфляция их съест. Причем вкладывать нужно очень надежно и прибыльно. В этом отношении ипотека является одним из самых надежных финансовых механизмов
Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании смогли бы инвестировать пенсионные средства (как средства накопительной части, так и средства дополнительного пенсионного обеспечения) до 100% в облигации муниципалитетов и субъектов федерации. Муниципалитеты (регионы) же в свою очередь смогли бы направлять вырученные за облигации средства в строительство жилья. Уже действующий закон «Об ипотечных ценных бумагах» позволяет запустить псевдочастные жилищные программы и схемы. При этом, что очень важно и в чем особенность предлагаемой схемы, в качестве финансового источника будут задействованы пенсионные средства, как накопительной части пенсии, так и средства негосударственного пенсионного обеспечения. Одна из таких жилищных программ, разработана, принцип действия которой заключается в следующем:
Уже сейчас в России есть НПФы, которые осуществляют (и вполне успешно) жилищные программы. При этом количество участников у них стабильно и неуклонно растет. Стоит также отметить, что в отношении инвестирования средств накопительной части пенсии, как и негосударственного пенсионного обеспечения действует жесткий контроль со стороны государства.
Применение описанной выше жилищной схемы позволило бы:
1) частично решить жилищную проблему;
2) придать
дополнительный импульс в
3) кроме
того, это стало бы хорошим
стимулом тому, чтобы пенсионные
деньги (как накопительная часть
пенсии, так и средства
4) наконец,
это придало бы действительный
стимул для активного участия
граждан в переводе средств
накопительной части пенсии в
управляющие компании и
Еще раз отметим, что применение предлагаемой нами схемы, позволит создать условия для «работы» пенсионных денег в регионах.
Средства
накопительной части
Анализ
разработанной схемы
К преимуществам приведенных схем следует отнести следующее:
Кроме того, необходимо отметить, что принцип функционирования данной схемы требует подробной проработки на уровне, по крайней мере ведомственных нормативных актов, а не только на уровне внутренних инструкций и регламентов.
На наш взгляд, чтобы обеспечить популярность накопительной пенсионной системы, государство, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды уже сейчас должны думать об образовании граждан. Подготовленные граждане смогут качественнее осуществить выбор, что обеспечит лучшую эффективность системы.
Развивая и совершенствуя накопительное пенсионное обеспечение, нужно учитывать, что требования граждан к прозрачности процесса инвестирования будут расти. Честная конкуренция, заложенная в основу этой системы, будет стимулировать компании искать новые пути для улучшения обслуживания клиентов, что, несомненно, пойдет на пользу рынку в целом.
По мере продвижения пенсионной реформы будет возрастать фондовая грамотность населения, развиваться индустрия коллективных инвестиций, у российских граждан накопится опыт работы с частными управляющими компаниями. Не вызывает сомнений, что со временем абсолютное большинство россиян будет свободно ориентироваться на рынке средств пенсионных накоплений. Сейчас же очень важно, чтобы каждый гражданин сделал удачный выбор управляющей компании, а управляющие достаточно эффективно приумножали доверенные им пенсионные средства.
Информация о работе Инвестирование средств пенсионных накоплений