Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, реферат
Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21
Оглавление
1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21
Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
Этим же законом установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
В настоящее время в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Распределительная
(солидарная) модель устанавливает
зависимость размера пенсии от стажа,
уровня оплаты труда, суммы страховых
взносов и т.д. Ресурсное обеспечение
системы определяется по следующему
принципу: последующее поколение
финансирует предыдущее и собранные
страховые взносы, уплачиваемые работодателями
и гражданами, целиком расходуются
на выплату пенсий в текущее время.
Следовательно, уровень благополучия
пенсионеров полностью зависит
от экономического благополучия именно
этого поколения, на которое они
уже никак не могут повлиять. Пенсия
в распределительных моделях
имеет социальную природу, и ее выплата
обязательно гарантируется
Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. При ней страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает эти средства на финансовом рынке с целью их увеличения. Накопительная модель отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. При этом функция государства в данной модели сводится только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, а гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных выплат имеют локальный характер.
В последнее
десятилетие очевидность
Накопительная модель имеет ряд существенных преимуществ:
В целом
можно отметить, что накопительная
модель в большей степени
Каждая
из рассмотренных моделей может
быть использована для решения конкретных
экономических и социальных вопросов,
но наиболее эффективным инструментом
поддержания финансовой устойчивости
пенсионного обеспечения
В России, до 2002г. – все 28 % перечисляемые работодателем направлялись на выплату пенсий пенсионерам. Для обеспечения выплаты пенсии одному пенсионеру требуется взносы 2-х работающих. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,5 работающих. В будущем из-за снижения темпов рождаемости демографическая ситуация будет ухудшаться, что приведет к уменьшению численности работающих и через 10 лет (по статистическим прогнозам) это соотношение составит 1/1. Пенсионных взносов для выплаты пенсий будет не достаточно.
Мировой опыт, подтвержденный практикой, подсказал путь решения проблемы: формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в зарубежной практике развитых стран
Первым
уровнем системы
Вторым уровнем является страховая часть пенсии. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. Источниками финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступающие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.
В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.
Третьим уровнем является накопительная часть пенсии, которая, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-го страхового взноса. Это - мужчины моложе 1953 г.р. и женщины моложе 1957 г.р. Лицам же 1952 г.р. и старше у мужчин и 1956 г.р. и старше у женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплаты текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге, увеличить размер их пенсий. С 2005 года возрастная группа, часть страховых взносов за которых будет поступать на накопительную часть претерпела изменения: лица 1966 года рождения и старше, имеющие средства пенсионных накоплений в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, могут реализовать права, предусмотренные статьей 31 Федерального закона № 111-ФЗ в полном объеме.
Итак, разработанная модель пенсионного страхования обеспечивает поддержание покупательной способности сформированных в распределительной части системы пенсий, создание резерва средств для преодоления в будущем негативных демографических тенденций, а также формирование индивидуальных накоплений для работников, охваченных обязательным пенсионным страхованием.
В статье 3 ФЗ №111-ФЗ дается определение пенсионных накоплений.
Пенсионные накопления – совокупность средств, включающих в себя:
Федеральный закон №111-ФЗ «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в РФ регулирует
взаимоотношения, связанные с формированием
и инвестированием средств пенсионных
накоплений для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, а также описывает
участников процесса инвестирования средств
пенсионных накоплений, основные требования,
предъявляемые к ним, а также их права
и обязанности.
Статья 4 Федерального закона №111-ФЗ определяет участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Рассмотрим каждого участника поподробнее.
В соответствии со статьей 10 ФЗ №111-ФЗ Пенсионный фонд РФ является участником отношений по формированию средств пенсионных накоплений и осуществляет свои права и исполняет обязанности исключительно в интересах застрахованных лиц. Он управляет средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями ФЗ, законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании и использует их исключительно в целях, установленных настоящим ФЗ.
Пенсионный фонд РФ в рамках ФЗ №111-ФЗ
Особая роль в инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии принадлежит управляющим компаниям и специализированному депозитарию. Они осуществляют доверительное управление средствами пенсионных накоплений, инвестируя их в ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Федеральным законом №111-ФЗ регламентируется комплекс функций специализированного депозитарию и управляющих компаний, которые они обязаны осуществлять по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Специализированный
депозитарий – акционерное
В соответствии со статьей 11 ФЗ №111-ФЗ специализированный депозитарий осуществляет следующие функции:
Информация о работе Инвестирование средств пенсионных накоплений