Инвестирование средств пенсионных накоплений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Содержание

1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3

1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3

1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8

1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12

1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15

2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18

3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21

 

 

1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений

1.1 Правовые основы пенсионного  обеспечения в РФ

Правовые  основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, особенности  правового положения субъектов  и участников данных процессов установлены  Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Этим  же законом установлены основы государственного регулирования контроля и надзора  в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В настоящее  время в мировой практике преобладают  две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Распределительная (солидарная) модель устанавливает  зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых  взносов и т.д. Ресурсное обеспечение  системы определяется по следующему принципу: последующее поколение  финансирует предыдущее и собранные  страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются  на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров полностью зависит  от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они  уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных моделях  имеет социальную природу, и ее выплата  обязательно гарантируется государством.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. При ней страховые  взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает эти средства на финансовом рынке с целью их увеличения. Накопительная модель отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. При этом функция государства в данной модели сводится только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, а гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных выплат имеют локальный характер.

В последнее  десятилетие очевидность доминирования  распределительной модели явно поставлена под сомнение практически во всех странах. Во многих из них в большей  или меньшей степени используется иная модель построения пенсионной системы  – накопительная.

Накопительная модель имеет ряд существенных преимуществ:

  • не зависит от проблем демографического плана, угрожающих существованию распределительной модели;
  • дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития;
  • обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления.

В целом  можно отметить, что накопительная  модель в большей степени соответствует  принципам рыночного хозяйства, чем распределительная.

Каждая  из рассмотренных моделей может  быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается  их совместное функционирование. Оптимальное  решение задачи пенсионного обеспечения  населения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, а во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных моделей. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят  в итоге от тех целей, которые  определены в социальной политике государства.

В России, до 2002г. – все 28 % перечисляемые работодателем  направлялись на выплату пенсий пенсионерам. Для обеспечения выплаты пенсии одному пенсионеру требуется взносы 2-х работающих. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,5 работающих. В будущем из-за снижения темпов рождаемости демографическая ситуация будет ухудшаться, что приведет к уменьшению численности работающих и через 10 лет (по статистическим прогнозам) это соотношение составит 1/1. Пенсионных взносов для выплаты пенсий будет не достаточно.

Мировой опыт, подтвержденный практикой, подсказал  путь решения проблемы: формирование многоуровневой пенсионной системы, которая  наиболее широко применяется в зарубежной практике развитых стран

Первым  уровнем системы государственных  пенсий является базовая пенсия, которая  в перспективе должна заменить социальную пенсию. Она должна обеспечить минимальный  уровень социальных гарантий. Базовая  пенсия, по сути, представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным лицам в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (он равен для мужчин-60 годам, для женщин- 55 лет). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии – наличие не менее пяти лет страхового стажа. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которое оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет.

Вторым  уровнем является страховая часть  пенсии. Роль этого типа государственной  пенсии определяет всю организацию  социального, и в первую очередь  пенсионного, страхования. Источниками  финансирования страховой части  пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый  в бюджет Пенсионного фонда. Страховые  платежи персонифицированы и  осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства  перед ними на их личных счетах. Сами же поступающие средства идут после  этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить  накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

В отличие  от базовой части пенсии, которая  ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер  до выхода на пенсию, страховая часть  пенсии непосредственно зависит  от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем  выше страховые платежи с нее  и, следовательно, тем выше размер будущей  пенсии.

Третьим уровнем является накопительная  часть пенсии, которая, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-го страхового взноса. Это - мужчины моложе 1953 г.р. и женщины моложе 1957 г.р. Лицам же 1952 г.р. и старше у мужчин и 1956 г.р. и старше у женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплаты текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге, увеличить размер их пенсий. С 2005 года возрастная группа, часть страховых взносов за которых будет поступать на накопительную часть претерпела изменения: лица 1966 года рождения и старше, имеющие средства пенсионных накоплений в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, могут реализовать права, предусмотренные статьей 31 Федерального закона № 111-ФЗ в полном объеме.

Итак, разработанная  модель пенсионного страхования  обеспечивает поддержание покупательной  способности сформированных в распределительной  части системы пенсий, создание резерва  средств для преодоления в будущем негативных демографических тенденций, а также формирование индивидуальных накоплений для работников, охваченных обязательным пенсионным страхованием.

В статье 3 ФЗ №111-ФЗ дается определение пенсионных накоплений.

Пенсионные  накопления – совокупность средств, включающих в себя:

  • сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный Фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов Пенсионным фондом РФ;
  • средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с ФЗ №111-ФЗ;
  • средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
  • средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемником и еще не направленные на выплату пенсий;

Федеральный закон №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ регулирует взаимоотношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также описывает участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений, основные требования, предъявляемые к ним, а также их права и обязанности.  

1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ

Статья 4 Федерального закона №111-ФЗ определяет участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Рассмотрим каждого участника  поподробнее.

В соответствии со статьей 10 ФЗ №111-ФЗ Пенсионный фонд РФ является участником отношений по формированию средств пенсионных накоплений и  осуществляет свои права и исполняет  обязанности исключительно в  интересах застрахованных лиц. Он управляет  средствами пенсионных накоплений в  соответствии с требованиями ФЗ, законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании  и использует их исключительно в  целях, установленных настоящим  ФЗ.

Пенсионный  фонд РФ в рамках ФЗ №111-ФЗ

  • заключает договоры с управляющими компаниями и специализированными депозитариями, отобранными по результатам конкурса в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • передает управляющей компании средства пенсионных накоплений в определенной последовательности и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ;
  • оплачивает расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений;
  • рассматривает отчеты специализированных депозитариев и управляющих компаний о финансовых результатах их деятельности;
  • расторгает договоры со специализированными депозитариями и управляющими компаниями, если на то есть основания;
  • принимает меры для сохранности средств пенсионных накоплений;
  • запрашивает и получает у управляющих компаний, отобранных по конкурсу средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
  • сдает ежеквартально отчет по соответствующей форме в уполномоченный федеральный орган исполнительской власти о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии,
  • обеспечивает перевод средств пенсионных накоплений в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или выбранный негосударственный пенсионный фонд;
  • уведомляет в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления с управляющей компанией об этом застрахованных лиц, выбравших данную управляющую компанию, одновременно с предоставлением им ежегодной информации.

Особая  роль в инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии принадлежит управляющим компаниям и специализированному депозитарию. Они осуществляют доверительное управление средствами пенсионных накоплений, инвестируя их в ценные бумаги и другие финансовые инструменты.

Федеральным законом №111-ФЗ регламентируется комплекс функций специализированного депозитарию и управляющих компаний, которые они обязаны осуществлять по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Специализированный  депозитарий – акционерное общество, общество с ограниченной (доверительной) ответственность, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющие  лицензии:

  • на осуществление депозитарной деятельности;
  • на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами; паевыми инвестиционными фондами и негосударственными инвестиционными фондами.

В соответствии со статьей 11 ФЗ №111-ФЗ специализированный депозитарий осуществляет следующие  функции:

  1. осуществляет контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ, требованиям Федерального закона №111-ФЗ, иным нормативным актам, инвестиционной декларации;
  2. открывает отдельный счет депо на имя каждой управляющей компании, с которой заключен договор об оказании услуг специализированного депозитария, для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений;
  3. несет в случае неисполнения предусмотренных статьей 11 ФЗ №111-ФЗ обязанностей солидарную ответственность с управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
  4. ведет учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг;
  5. принимает и хранит копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом РФ в доверительное управление управляющим компаниям;
  6. осуществляет контроль за определением стоимости чистых активов, находящихся в управлении управляющих компаний, в целях настоящего Федерального закона;
  7. осуществляет контроль за перечислением в Пенсионный фонд РФ средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
  8. уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Пенсионный фонд РФ, соответствующую управляющую компанию о выявленных в ходе осуществления контроля существенных нарушениях не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;
  9. информирует в порядке и сроки, которые установлены договором об оказании услуг специализированного депозитария, Пенсионный фонд РФ и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об отзыве или о приостановлении лицензии, об изменениях в учредительных документах, и руководящем составе персонала;
  10. регистрирует в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг регламент специализированного депозитария и все вносимые в него изменения;
  11. обеспечивает передачу своих прав и обязанностей в отношении средств пенсионных накоплений, сформированных в соответствии с Федеральным законом №111-ФЗ, другому специализированному депозитарию в случае прекращения (расторжения) договора об оказании услуг специализированного депозитария в порядке и сроки, которые установлены указанным договором;
  12. страхует в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 25 Федерального закона №111-ФЗ, риск своей ответственности, которая может наступить следствие нарушения договора об оказании услуг специализированного депозитария;
  13. раскрывает в сроки и порядки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информацию о структуре и составе акционеров (участников). 

Информация о работе Инвестирование средств пенсионных накоплений