Инвестирование средств пенсионных накоплений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Содержание

1. Субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений 3
1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ 3
1.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ 8
1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции 12
1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов 15
2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 18
3. Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии 21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

1.3 Управляющая компании. Ее сущность и функции

Следующим участником отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются управляющие компании. Их деятельность регулируется федеральным  законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» постановлением Правительства РФ от 22.01.2003 №34 «О назначении банка Внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений».

Управляющая компания – акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее  лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами  и негосударственными пенсионными  фондами.

Управляющая компания должна пройти конкурсный отбор  и соответствовать требованиям, предъявляемым Правительством РФ и  законодательством РФ на право доверительного управления средствами пенсионных накоплений граждан, иметь в доверительном  управлении не менее 100 млн. рублей и  собственных средств- не менее 50 млн. рублей, иметь в управлении средства не менее двух фондов.

Управляющая компания осуществляет следующие функции:

  • инвестирует средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц;
  • несет ответственность за соответствие инвестирования пенсионных накоплений требованиям Федерального закона;
  • инвестирует средства пенсионных накоплений разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации;
  • заключает договор со специализированным депозитарием и осуществляет под его контролем операции со средствами пенсионных накоплений, переданными в управление Пенсионным фондом РФ;
  • осуществляет сделки в отношении средств пенсионных накоплений, переданных в управление Пенсионным фондом РФ, используя услуги брокеров, отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом №111-ФЗ и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, расторгает договоры и принимает меры к истребованию денежных средств в случаях, если брокеры перестали удовлетворять указанным требованиям;
  • осуществляет права акционера в отношении активов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона №111-ФЗ, в порядке, установленном соответствующим федеральным законом, за исключением права голосования на общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества по всем вопросам кроме выплаты дивидендов;
  • продает ценные бумаги, находящиеся в управлении, как правило, п цене не ниже рыночной, а также покупает ценные бумаги, как правило, по цене не выше рыночной;
  • перечисляет в Пенсионный фонд РФ средства для выплаты накопительной части трудовой пенсии и осуществления выплат правопреемником умерших застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом №111-ФЗ и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
  • страхует риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 25 Федерального закона №111-ФЗ;
  • представляет в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в Пенсионный фонд РФ и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также отчет о доходах от инвестирования;
  • информирует в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, Пенсионный фонд РФ и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об отзыве или о приостановлении лицензии, о существенных изменениях в учредительных документах управляющей компании, руководящем составе, составе персонала и составе аффинированных лиц;
  • обеспечивает в порядке и сроки, которые предусмотрены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, передачу активов, находящихся в доверительном управлении, Пенсионному фонду РФ в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также в случае передачи активов в обеспечение прав застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с главой 11 Федерального закона №111-ФЗ.

 

1.4 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительными  видами деятельности которой являются:

  1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  2. деятельность в качестве страховщика по обязательному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Для достижения уставных целей НПФ должен выполнять  следующие функции:

  • разрабатывать правила фонда пенсионного страхования граждан;
  • заключать пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
  • аккумулировать пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений своих вкладчиков;
  • вести пенсионные счета застрахованных лиц по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • вести пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии в соответствии с требованиями персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования;
  • вести пенсионные счета профессионального пенсионного страхования;
  • информировать своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии каждого из перечисленных счетов;
  • заключать договоры с организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению финансово-хозяйственной и иных видов деятельности фонда;
  • определять инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • формировать имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещать соответствующие денежные средства;
  • формировать пенсионные резервы, организовывать размещение средств пенсионных резервов и размещать эти резервы в соответствии с действующими нормативными актами;
  • организовывать инвестирование средств пенсионных накоплений;
  • заключать договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами у частниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
  • вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
  • вести обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
  • осуществлять актуарные расчеты;
  • производить назначение и осуществлять выплаты своим участникам негосударственных пенсий;
  • предоставлять информацию о своей деятельности в установленном порядке;
  • оплачивать расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
  • оплачивать расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет част дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Также участниками процесса инвестирования являются кредитные организации, брокеры, другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, органы государственного управления РФ:

- Министерство  финансов РФ;

- Министерство  труда и социального развития  РФ;

- Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг;

- Центральный  банк

Статьями 23 и 24 Федерального закона №111-ФЗ установлены  требования к брокерам, осуществляющим операции со средствами пенсионных накоплений, и кредитным организациям, в которых  размещают денежные средства управляющие компании и брокеры.

Итак, рассмотрев участников процесса инвестирования и  пенсионную реформу в целом, встает вопрос, зачем же нужна Пенсионная реформа?

Пенсионная  реформа необходима для того, чтобы  ввести накопительный элемент в  пенсионную систему. Иными словами, чтобы работающий человек смог в  течение своей трудовой деятельности накапливать средства для проживания в старости. Причем все деньги, которые  за него будет перечислять работодатель, будут не просто лежать «мертвым грузом», но работать с прибылью на самого работника. 

2. Инвестирование средств пенсионных накоплений

Проводящаяся  в настоящее время реформа  системы пенсионного обеспечения  позволила гражданам РФ самостоятельно принимать решения о том, как  будет управляться накопительная  часть трудовой пенсии с целью  защиты ее от инфляции.

Инвестирование  пенсионных накоплений основывается на принципах высокой социальной ответственности  управляющей компании перед будущими пенсионерами. Это, прежде всего обеспечение сохранности и прироста переданных в управление средств.

Пенсионные накопления могут  быть размещены в:

  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  2. государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
  3. акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  4. паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  5. ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
  6. денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  7. депозиты в рублях в кредитных организациях;
  8. иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в  иные объекты инвестирования, прямо  не предусмотренные Федеральным  законом.

Средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для:

  1. приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры об обслуживании;
  2. приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) допускается исключительно  в целях страхования (хеджирования) рисков в порядке, предусмотренном  отдельными федеральными законами с  момента вступления их в силу.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться  дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в  отдельные классы активов, разрешенные  настоящим Федеральным законом.

Структура инвестиционного  портфеля управляющей компании, отобранной по конкурсу, должна удовлетворять  следующим основным требованиям:

  1. максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
  2. депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;
  3. максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5 процентов;
  4. максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации;
  5. максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
  6. максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле средств, размещенных в  ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.

В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре собственности эмитента управляющая компания обязана скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения. Также случае нарушения требований в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов и от совершения сделок, произведенных для корректировки структуры активов. 

3. Совершенствование системы  инвестирования накопительной части трудовой пенсии

В России работа, связанная с глубокой пенсионной реформой, началась в 1995 году. В 1997 году основные контуры пенсионной реформы  были выработаны и одобрены правительством. Однако, из-за политических причин к практическому проведению реформ удалось приступить только в 2001-2002 годах.

Реформа вступила в активную фазу еще в 2002 году, когда была осуществлена персонификация накоплений каждого работающего, когда  у граждан появилась возможность  участвовать в управлении накопительной  частью трудовой пенсии, когда начал  формироваться мощный инвестиционный ресурс. Особое значение имеет четкое определение роли и меры ответственности  населения и государства за обеспечение  материального благополучия соответствующих  категорий пенсионеров.

В 2009 году застрахованные лица смогли впервые  воспользоваться своим законным правом выбора между Пенсионным фондом России и негосударственным пенсионным фондом по формированию средств на свою будущую накопительную пенсию.

Для негосударственных  пенсионных фондов работа с накопительной  частью трудовой пенсии является принципиально  новым видом деятельности. До 2004 года фонды занимались только дополнительным пенсионным обеспечением.

Допуск  негосударственных пенсионных фондов к работе по сути с государственными деньгами и передача им ответственности за формирование накопительной части будущей пенсии свидетельствует об определенном доверии государства частным пенсионным фондам.

Российский  рынок пенсионных накоплений растет высокими темпами. По расчетам экспертов  на начало 2005 года сумма пенсионных накоплений оценивается в 163 млрд. рублей, а в конце года составила почти 250 млрд. рублей. Из них подавляющая  часть пока размещена в государственной  управляющей компании. Из них подавляющая  часть пока размещена в государственной управляющей компании. Через непродолжительное время НПФ могут занять достойную нишу на этом рынке, решать важные социальные и экономические задачи.

Информация о работе Инвестирование средств пенсионных накоплений