Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа
Для достижения цели, перед работой поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы лизинговых операций, определить назначение и функции лизинга, охарактеризовать его основные виды и принципы финансирования;
рассмотреть методологию расчетов лизинговых платежей;
изучить особенности нормативно-правового регулирования лизинга в РФ
Введение 3
1 Теоретические аспекты лизинговых операций 6
1.1 Сущность и виды лизинга 6
1.2 Особенности законодательного регулирования лизинговой деятельности в РФ. Расчет лизинговых платежей 11
1.3 Особенности развития лизинга в РФ 22
2 Анализ эффективности лизинга как формы финансирования инвестиционной деятельности ОАО «Приморский кондитер» 29
2.1 Экономическая характеристика предприятия и особенности его деятельности 29
2.2 Расчет экономической эффективности финансирования проекта посредством лизинга 39
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А………………………………………………………………………55
ЛВг = ЛП / Т |
(1.9) |
где
ЛВг – размер ежегодного взноса, руб.;
ЛП – общая сумма лизинговых платежей, руб.;
Т – срок договора лизинга, лет.
Расчет размера
ЛВк = ЛП / (Т х 4) |
(1.10) |
где
ЛВк – размер ежеквартального лизингового взноса, руб.
Расчет размера ежемесячного
лизингового взноса, если договором
предусмотрена ежемесячная
ЛВм = ЛП / (Т х 12) |
(1.11) |
где
ЛВм – размер ежемесячного лизингового взноса, руб.
Для нормального ведения лизинговых сделок необходимы условия, при которых срок лизинга, определяемый сроком амортизации, должен быть не дольше срока кредитования. В связи с тем, что наша экономика находится в активной стадии развития и сроки кредитования еще не достигли сроков амортизации имущества, синхронизация сроков кредитования и амортизации возможно только за счет ускоренной амортизации.
Исторически ускоренная амортизация послужила одной из основных причин для развития лизинга в США, делая его конкурентоспособным по сравнению с арендой ил кредитом. До сих пор этот инструмент используется как в США так и в Европе для стимулирования инвестиционной деятельности, одной из форм которой является лизинг [29, 22].
Европейский подход к ускоренной амортизации отличается некоторым своеобразием применительно к каждой стране и варьируется от отмены ускоренной амортизации вообще (в Италии) до абсолютно либерального подхода, когда коэффициент ускоренной амортизации определяется самими сторонами договора лизинга в зависимости от срока финансирования (такой подход используется, например, в Швеции, Польше). В последнем случае, соответственно, чем длиннее срок финансирования, тем меньше коэффициент ускоренной амортизации [29, 23].
Размер ускоренной амортизации (коэффициент) безусловно зависит от типа оборудования. В этой связи имеется четкая тенденция к предоставлению особого вида льгот по ускоренной амортизации применительно к энергосберегающему, экологическому или особо бесшумному оборудованию, а также тому типу оборудования, которое относят к инновационному. Лидером здесь выступает Франция, но в других странах такой подход тоже имеет место.
Финансовый кризис 2008-2009гг. явно привел к обращению к ускоренной амортизации как к методу стимулирования экономического роста. В ряде стран появились специальные краткосрочные программы на 2009-2011 годы, предусматривающие повышение норм списания по отдельным видам оборудования. Например, в Германии введено 25%ное списание по движимому имуществу на период 2009-2010 годы, а Нидерланды установили в 2010 году для вновь приобретенного или вновь изготовленного оборудования и машин амортизацию сроком в 2 года при условии, что такое оборудование/машины введены в эксплуатацию c 01 января 2012 года. При этом всякий раз вводя такие льготы, правительства соответствующих стран подсчитывают, сколько бюджет не получит налогов, и сознательно идут на это, рассчитывая в конечном итоге получить более мощный долгосрочный экономический эффект [29, 23].
В отличие от методик расчета лизинговых платежей, принципиально иную основу имеет анализ эффективности лизинга. Такой анализ строится на сравнении лизинга с альтернативными вариантами финансирования капиталовложений.
В отличие от методик расчета лизинговых платежей, принципиально иную основу имеет анализ эффективности лизинга. Такой анализ строится на сравнении лизинга с альтернативными вариантами финансирования капиталовложений. До настоящего времени отечественными авторами написан ряд работ по оценке эффективности лизинга. Наиболее известные из тех, которые были опубликованы [9]: Киселевым И. Б. в работе «Методы расчета арендных ставок по лизингу»; описанная в книге В. Д. Газмана — «Лизинг; теория, практика, комментарии», и В.А. Шатравиным.
Одним из первых в России (в 1991 году) расчет платежей по лизингу представил И. Б.Киселев. На примере расчета платежей по возвратному лизингу, с участием банка в роли лизингодателя, проводится сравнение годовых арендных платежей с долгосрочной ссудой. В этом сравнении предполагается калькуляция затрат по обоим видам финансирования.
Автор считает, что результаты расчетов зависят от следующих условий:
Достоинством предлагаемой методики можно считать сравнение результатов калькуляции затрат по кредитному и лизинговому финансированию, скорректированных на величину налогообложения. По мнению Киселева И. Б., такой расчет представляет особую сложность. Предложенное сравнение результатов калькуляции затрат, скорректированных на величину налогообложения, по сути, есть первая в российской экономике попытка оценить эффективность лизинга относительно кредита.
За последующие 10 лет переведено несколько зарубежных и разработаны отечественные методики сравнения стоимости лизинга и кредита, однако общепризнанной среди них нет. Тем не менее, в расчет эффективности лизинговых операций принимаются:
В настоящее время процесс управления лизингом, как правило, автоматизирован. Расчеты лизинговых платежей, условия проекта и оценка его эффективности – все это возможно провести комплексно и детально.
Периодом формирования российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998 – 1999гг., хотя первые лизинговые компании были созданы в самом начале 90-х годов ХХв. Некоторые успешно работают и в настоящее время: «Балтийский лизинг», «Московская лизинговая компания».
Год от года российский рынок становится профессиональнее – растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Сегодня на российском рынке можно выделить следующие виды лизинговых компаний в зависимости от их учредителей [26, 509]:
Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, из-за того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, во-вторых, в связи с активным появлением и развитием малого и среднего бизнеса.
Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский лизинговый рынок. Объем новых сделок на рынке лизинга сократился в 2009г. на 56% по сравнению с 2008 годом в результате смещения акцента в работе лизингодателей на урегулирования проблемных контрактов
Сумма вновь заключенных сделок по итогам 2009 года составила 315 млрд. руб., и впервые с 2002 года оказалась меньше объема полученных платежей за год. Объем лизингового портфеля в целом по рынку сократился на 31% и составил около 960 млрд. руб. [27, 3]
Улучшение в лизинговой отрасли наступило уже в 2010 году, при позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних шоков.
Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом.
Объем лизингового бизнеса в 2010г. вырос в 2,3 раза (рисунок 2). Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Источник: [40]
Рисунок 2 - Объем лизингового бизнеса в 2010г.
Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг» [39].
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году – «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок [39].
Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (рисунок 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно [39].
В сегменте железнодорожной техники лидером является компания "ВТБ-Лизинг" (75 млрд руб. новых сделок).
Источник: [39]
Рисунок 3 - ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса
Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (рисунок 4, 5). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов [39].
Рисунок 4 - Географическое распределение объема новых сделок за 2010г.
Источник: [39]
Рисунок 5 - Географическое распределение объема новых сделок за 2009г.
Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010г. составили компании «ТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу [19, 98].
Российский рынок лизинга
в 2011 году продолжил стремительный
рост, вновь продемонстрировав
В 2011 году активно заключались договора по лизингу автотранспортных средств (рис.6), что окончательно подтвердило окончание кризиса и уверенность в своей платежеспособности.
Рисунок 6 - Объемы лизинга в России и стоимость лизинга автотранспортных средств в 2004-2011 гг.
Источник: [39]
Анализируя региональные особенности лизингового бизнеса, можно отметить те же тенденции и трудности, что и по стране в целом. Так, в течение 2010 года лизинг Дальнего Востока также испытал определенные изменения. Доля новых сделок в ДФО на рынке российского лизинга снизилась с 4,4 % до 2,7% [19, 100]. Такое падение показателей произошло за счет существенной активизации лизинга в Москве и Санкт-Петербурге.
Четверку лидеров по портфелю сделок на Дальнем Востоке за 2010 г. возглавили [19, 100]:
Обобщая результаты анализа
теоретических основ и