Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Любая фирма, в результате своего функционирования, сталкивается с необходимостью вложения средств в свое развитие. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из самых главных мест.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие – «Проект»……………………………………………………..4
2. Типы и виды инвестиционных проектов……………………………….7
2.1. Объекты инвестиций……………………………………………………..7
2.2. Виды и типы инвестиционных проектов…………………………….....8
2.3. Структура и особенности инвестиционных проектов………………..13
2.4. Этапы жизненного цикла проекта………………………………………15
2.5. Пример инвестицинного проекта………………………………………22
3. Заключение………………………………………………………………..30
4. Список используемых источников и литературы………………………31
Инвесторами в Российской Федерации могут быть:
органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;
организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
международные организации, иностранные юридические лица;
физические лица — граждане Российской Федерации и иностранные граждане [10].
3. Проектировщик — тот, кто разрабатывает проектно-сметную документацию.
4. Поставщик — осуществляет материально - техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).
5. Подрядчик — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.
6. Консультант — это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам и на всех этапах его реализации.
7. Менеджер проекта — это юридическое лицо, руководитель проекта, которому заказчик (или инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.
8. Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
9. Лицензиар — юридическое или физическое лицо — обладатель лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.
10. Банк — один из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.
Этим и исчерпывается круг участников проекта.
2.4 Этапы жизненного цикла проекта
В структуре проекта учитываются этапы жизненного цикла. При этом определяется организация работы структурных подразделений – исполнителей проекта, т.е организационная структура проекта.
Разработка и реализация промышленного инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия — может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Каждая из этих фаз, в свою очередь, подразделяется на стадии, и некоторые из них содержат такие важные виды деятельности, как консультирование, проектирование и производство. Подробно взаимовлияние этих фаз показано на рис.1.
Итак, жизненным циклом проекта называется промежуток времени между разработкой проекта и моментом его ликвидации.
Все состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).
Невозможно дать универсальный подход к разделению процесса реализации проекта на конкретные фазы. Решая для себя такую задачу, участники проекта могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки, при наступлении которых , поступает дополнительная информация и анализируются возможные направления развития проекта.
В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.
Основное же содержание любого более или менее полноценного проекта во всех случаях является общим и логически вытекает из действующего механизма регулирования экономики той страны, где проект реализуется.
Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, контрактной деятельностью, организацией и финансированием работ по проекту, созданием новых технологий, планированием ресурсов и хода работ над проектом, закупкой материалов и оборудования, а также строительством и сдачей готовых объектов в эксплуатацию.
Уже это перечисление видов деятельности по проекту показывает, насколько они разнородны.
Тем не менее, работы по реализации проекта можно сгруппировать. Из их совокупности можно выделить два крупных блока работ:
1. основная деятельность по проекту;
2. обеспечение проекта.
К основной деятельности по проекту относятся:
- прединвестиционные исследования;
- планирование проекта;
- разработка проектно-сметной документации;
- проведение торгов и заключение контрактов;
- строительно-монтажные работы;
- выполнение пусконаладочных работ;
- сдача проекта;
- эксплуатация проекта, выпуск продукции;
- ремонт оборудования и развитие производства;
- демонтаж оборудования (закрытие проекта).
К деятельности по обеспечению проекта относятся:
- организация работ по проекту;
- обеспечение правовой корректности;
- отбор кадров;
- составление финансовых планов;
- материально-техническое обеспечение;
- проведение маркетинга;
- информационное обеспечение.
Однако, такое разделение работ не совпадает с разбивкой проектов на фазы и этапы, поскольку и основная, и обеспечивающая деятельность могут совмещаться во времени.
Деятельность по управлению реализацией проектов, которая осуществляется на разных организационных уровнях и различных частях проектов, сама нуждается в управлении. В этом также проявляются свойства управления реализацией проектов как системы.
В данном дипломе инвестиционный проект будет представлен тремя основными стадиями жизненного цикла проекта. Рассмотрим каждую конкретную стадию.
Прединвестиционная (начальная) фаза
Прединвестиционная фаза в принципе содержит несколько стадий, но в каждом конкретном проекте не обязательно в их полном составе, в разной последовательности, различными приоритетами и степенью проработки. К этим стадиям относятся:
1. Определение, исследование и анализ инвестиционных возможностей.
2. Анализ альтернативных вариантов осуществления проекта и предварительный выбор лучшего из них (эта стадия называется еще формирование проекта).
3. Конкретное определение параметров проекта – предварительное технико-экономическое обоснование, ТЭО и бизнес – план проекта.
4. Заключение по проекту и решение об инвестировании
Эти стадии очень важны, они способствуют привлечению инвестиций, создаю хорошую основу для принятия верных решений, позволяют успешнее осуществлять проект.
Деление прединвестиционной фазы на стадии имеет и другое значение. Оно не позволяет проекторазработчику сразу от идеи переходить к бизнес – планированию. Разбивка на стадии ( этапы ) требует поэтапной проверки идеи проекта, рассмотрения альтернативных вариантов. Кроме того в этом случае исключается бизнес – планирование по тем вариантам и целым проектам, которые имеют мало шансов достичь следующей инвестиционной фазы. Упрощается также экспертиза проекта по окончании его разработки ( прединвестиционной фазы ), поскольку в основу проекта положены хорошо подготовленные и проведенные исследования.
Существует определенная зависимость: уровень оценки проекта фактически равен уровню его подготовки, что и определяет низкое и высокое качество разработки проекта. Проработке проекта на начальной ( прединвестиционной ) фазе уделяется значительное внимание так, как на этой фазе определяется эффективность проекта. Эффективность конкретного проекта определяется при его анализе, осуществляемой специалистами.
Исследование инвестиционных возможностей в первую очередь преследует цель выяснения возможностей вложения инвестиций в данный проект. Информация об инвестиционных возможностях интересует в первую очередь инвесторов. Речь идет не о том, куда бы потратить средства, а о том, где эти средства могут быстро и эффективно приумножится при допустимых рисках. Получить объективную информацию о конкретном инвестиционном проекте – основная задача стадии исследования инвестиционных возможностей. Обычно инвестиционные возможности исследуются по трем уровням:
1) страна в целом;
2) сектор ( отрасль, отраслевой комплекс ) экономики;
3) конкретное предприятие ( объединение ).
Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает в себя:
1) предварительное изучение спроса на продукцию и услуги, оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию ( услуги );
2) подготовку предложений по организационно – правовой форме реализации проекта и составу участников;
3) оценку предполагаемого объема инвестиций и предварительную оценку их коммерческой эффективности;
4) подготовку исходно разрешительной документации;
5) подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности эффективности проекта;
6) утверждения результатов обоснования инвестиционных возможностей;
7) подготовку контрактной документации на проектно – изыскательские работы;
8) подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора ( решение о финансировании работ по подготовки ТЭО проекта ).
После исследования инвестиционных возможностей проводится формирование рамок проекта; возникает несколько альтернативных вариантов его осуществления. При этом важно, чтобы все варианты приводили бы к цели проекта, к одному и тому же конкретному результату. Анализ альтернативных вариантов проводится по методике экономических и финансовых расчетов, рассматриваемых в разных учебниках и пособиях. Результатом анализа является выбор и обоснование лучшего из рассматриваемых вариантов. Это позволяет оформить полученные результаты в виде предварительного технико – экономического обоснования проекта.
Предварительного технико – экономического обоснование ( ПТЭО ) это промежуточная стадия между исследованием возможности проекта и детальным ТЭО. ПТЭО фактически оценивает идею проекта и экономит средства на разработку ТЭО.
По существу, ПТЭО – это подведение итогов очередного этапа исследования возможностей. В ходе работы над проектом может быть составлено не одно, а несколько ПТЭО. Форма ПТЭО представляет результаты исследования инвестиционных возможностей в виде документа, напоминающего по содержанию бизнес – план. ПТЭО указывает несколько альтернативных вариантов, которые имеют примерно одинаковые, наилучшие шансы быть реализованными.
В ПТЭО основное внимание уделяется экономическим и финансовым расчетам. Все остальные аспекты проекта ( маркетинг, производство, управление и т.д. ) рассматриваются и приводятся в ПТЭО только для этого, чтобы можно было определить издержки производства, инвестиции, результаты производства с тем, чтобы составить важнейшие документы экономического и финансового анализа, т.е отчеты о прибылях и убытках, о денежных потоках и о балансе денежных средств.
После того как на стадии ПТЭО были получены ответы на все интересующие вопросы можно приступить к составлению бизнес – плана. Важно отметить, что к стадии планирования переходят после того как были исследованы все обстоятельства и решены все вопросы связанные с подготовкой проекта.
Бизнес – план ( в иных литературных источниках технико – экономическое обоснование – Feasibilitnby Studby ) должен дать необходимую информацию для принятия решения об инвестировании. Поэтому все аспекты и особенности проекта должны быть четко определены и критически оценены, причем альтернативные варианты здесь уже не излагаются и не анализируются. Бизнес – план – это четкое описание уже обоснованного варианта проекта, где излагается принятая стратегия маркетинга, указывается достижимая доля рынка, необходимые производственные мощности, местоположения предприятия, применяемые материалы, технология и оборудование, и также воздействие на окружающую среду. Здесь также определены объемы необходимых инвестиций, включая и оборотный капитал, издержки и поступления от продаж и прибыль. Следует иметь ввиду, что окончательная оценка, как инвестиционных, так и производственных издержек и расчеты экономической целесообразности должны проводится тогда когда очерчены все рамки проекта.
Несмотря на то, что бизнес – план сходен по содержанию и структуре с ПТЭО, различает их большая точность и обоснование всех исходных данных, расчетов и описаний в бизнес – плане.
Приведу примерный состав бизнес – плана ( технико – экономического обоснования инвестиций ).
1. Резюме проекта.
2 Общая характеристика отрасли и предприятия
3. Исходные данные и условия, в том числе:
3.1 Цели и задачи проекта.
3.2 Характеристика объектов и сооружений, в том числе:
3.2.1 Мощность предприятия, номенклатура, продукции;
3.2.2 Основные технологические решения;
3.2.3 Основные строительные решения;
3.2.4 Место размещения предприятия.
3.3 Окружение проекта
Информация о работе Инвестиционный проект как объект управления