Инвестиционный проект как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Любая фирма, в результате своего функционирования, сталкивается с необходимостью вложения средств в свое развитие. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из самых главных мест.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие – «Проект»……………………………………………………..4
2. Типы и виды инвестиционных проектов……………………………….7
2.1. Объекты инвестиций……………………………………………………..7
2.2. Виды и типы инвестиционных проектов…………………………….....8
2.3. Структура и особенности инвестиционных проектов………………..13
2.4. Этапы жизненного цикла проекта………………………………………15
2.5. Пример инвестицинного проекта………………………………………22
3. Заключение………………………………………………………………..30
4. Список используемых источников и литературы………………………31

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный проект как объект управления..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Инвесторами в Российской Федерации могут быть:

органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

международные организации, иностранные юридические лица;

физические лица — граждане Российской Федерации и иностранные граждане [10].

   3.  Проектировщик — тот, кто разрабатывает проектно-сметную документацию.

   4. Поставщик — осуществляет материально - техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

   5.   Подрядчик — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

   6.   Консультант — это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам и на всех этапах его реализации.

   7.   Менеджер проекта — это юридическое лицо, руководитель проекта, которому заказчик (или инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.

   8.  Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

   9. Лицензиар — юридическое или физическое лицо — обладатель лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

   10. Банк — один из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.

Этим и исчерпывается круг участников проекта.

 

2.4      Этапы жизненного цикла проекта  

 

В структуре проекта учитываются этапы жизненного цикла. При этом  определяется организация работы структурных подразделений – исполнителей проекта, т.е организационная структура проекта.

  Разработка и реализация промышленного инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия — может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Каждая из этих фаз, в свою очередь, подразделяется на стадии, и некоторые из них содержат такие важные виды деятельности, как консультирование, проектирование и производство. Подробно взаимовлияние этих фаз показано на рис.1.

Итак, жизненным циклом проекта называется промежуток времени между разработкой проекта и моментом его ликвидации.

Все состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Невозможно дать универсальный подход к разделению процесса реализации проекта на конкретные фазы. Решая для себя такую задачу, участники проекта могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки, при наступлении которых , поступает дополнительная информация и анализируются возможные направления развития проекта.

В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.

Основное же содержание любого более или менее полноценного проекта во всех случаях является общим и логически вытекает из действующего механизма регулирования экономики той страны, где проект реализуется.

   Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, контрактной деятельностью, организацией и финансированием работ по проекту, созданием новых технологий, планированием ресурсов и хода работ над проектом, закупкой материалов и оборудования, а также строительством и сдачей готовых объектов в эксплуатацию.

   Уже это перечисление видов деятельности по проекту показывает, насколько они разнородны.

   Тем не менее, работы по реализации проекта можно сгруппировать.        Из их совокупности можно выделить два крупных блока работ:

   1. основная деятельность по проекту;

   2. обеспечение проекта.

   К основной деятельности по проекту относятся:

   - прединвестиционные исследования;

  - планирование проекта;

  - разработка проектно-сметной документации;

  - проведение торгов и заключение контрактов;

  - строительно-монтажные работы;

  - выполнение пусконаладочных работ;

  - сдача проекта;

  - эксплуатация проекта, выпуск продукции;

  - ремонт оборудования и развитие производства;

  - демонтаж оборудования (закрытие проекта).

  К деятельности по обеспечению проекта относятся:

  - организация работ по проекту;

  - обеспечение правовой корректности;

  - отбор кадров;

  - составление финансовых планов;

  - материально-техническое обеспечение;

  - проведение маркетинга;

  - информационное обеспечение.

  Однако, такое разделение работ не совпадает с разбивкой проектов на фазы и этапы, поскольку и основная, и обеспечивающая деятельность могут совмещаться во времени.

Деятельность  по   управлению  реализацией проектов,  которая  осуществляется  на  разных  организационных  уровнях  и  различных  частях  проектов,  сама  нуждается в  управлении. В этом  также  проявляются  свойства  управления   реализацией  проектов как системы.                   

 

В данном дипломе инвестиционный проект будет представлен тремя основными стадиями жизненного цикла проекта. Рассмотрим каждую конкретную стадию.

 

   Прединвестиционная (начальная) фаза

   Прединвестиционная фаза в принципе содержит несколько стадий, но в каждом конкретном проекте не обязательно в их полном составе, в разной последовательности, различными приоритетами и степенью проработки. К этим стадиям относятся:

   1. Определение, исследование и анализ инвестиционных возможностей.

    2. Анализ альтернативных вариантов осуществления проекта и  предварительный выбор лучшего из них (эта стадия называется еще формирование проекта).

   3. Конкретное определение параметров проекта – предварительное технико-экономическое обоснование, ТЭО и бизнес – план проекта.

   4. Заключение по проекту и решение об инвестировании                  ( оценочное заключение ).

   Эти стадии очень важны, они способствуют привлечению инвестиций, создаю хорошую основу для принятия верных решений, позволяют успешнее осуществлять проект.

   Деление прединвестиционной фазы на стадии имеет и другое значение. Оно не позволяет проекторазработчику сразу от идеи переходить к бизнес – планированию. Разбивка на стадии ( этапы ) требует поэтапной проверки идеи проекта, рассмотрения альтернативных вариантов. Кроме того в этом случае исключается бизнес – планирование по тем вариантам и целым проектам, которые имеют мало шансов достичь следующей инвестиционной фазы. Упрощается также экспертиза проекта по окончании его разработки ( прединвестиционной фазы ), поскольку в основу проекта положены хорошо подготовленные и проведенные исследования.

   Существует определенная зависимость: уровень оценки проекта фактически равен уровню его подготовки, что и определяет низкое и высокое качество разработки проекта. Проработке проекта на начальной ( прединвестиционной ) фазе уделяется значительное внимание так, как на этой фазе определяется эффективность проекта. Эффективность конкретного проекта определяется при его анализе, осуществляемой специалистами.

   Исследование инвестиционных возможностей в первую очередь преследует цель выяснения возможностей вложения инвестиций в данный проект. Информация об инвестиционных возможностях интересует в первую очередь инвесторов. Речь идет не о том, куда бы потратить средства, а о том, где эти средства могут быстро и эффективно приумножится при допустимых рисках. Получить объективную информацию о конкретном инвестиционном проекте – основная задача стадии исследования инвестиционных возможностей. Обычно инвестиционные возможности исследуются по трем уровням:

   1) страна в целом;

   2) сектор ( отрасль, отраслевой комплекс ) экономики;

   3) конкретное предприятие ( объединение ).

 

  Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает в себя:

  1) предварительное изучение спроса на продукцию и услуги, оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию     ( услуги );

  2)  подготовку предложений по организационно – правовой форме реализации проекта и составу участников;

  3)  оценку предполагаемого объема инвестиций и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

  4)  подготовку исходно разрешительной документации;

  5)  подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности эффективности проекта;

  6) утверждения результатов обоснования инвестиционных возможностей;

  7) подготовку контрактной документации на проектно – изыскательские работы;

  8)  подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора ( решение о финансировании работ по подготовки ТЭО проекта ).

    После исследования инвестиционных возможностей проводится формирование рамок проекта; возникает несколько альтернативных вариантов его осуществления. При этом важно, чтобы все варианты приводили бы к цели проекта, к одному и тому же конкретному результату. Анализ альтернативных вариантов проводится по методике экономических и финансовых расчетов, рассматриваемых в разных учебниках и пособиях. Результатом анализа является выбор и обоснование лучшего из рассматриваемых вариантов. Это позволяет оформить полученные результаты в виде предварительного технико – экономического обоснования проекта.

    Предварительного технико – экономического обоснование             ( ПТЭО ) это промежуточная стадия между исследованием возможности проекта и детальным ТЭО.  ПТЭО фактически оценивает идею проекта и экономит средства на разработку ТЭО.

   По существу, ПТЭО – это подведение итогов очередного этапа исследования возможностей. В ходе работы над проектом может быть составлено не одно, а несколько ПТЭО. Форма ПТЭО представляет результаты исследования инвестиционных возможностей в виде документа, напоминающего по содержанию бизнес – план. ПТЭО указывает несколько альтернативных вариантов, которые имеют примерно одинаковые, наилучшие шансы быть реализованными.

   В ПТЭО основное внимание уделяется экономическим и финансовым расчетам. Все остальные аспекты проекта ( маркетинг, производство, управление и т.д. ) рассматриваются и приводятся в ПТЭО только для этого, чтобы можно было определить издержки производства, инвестиции, результаты производства с тем, чтобы составить важнейшие документы экономического и финансового анализа, т.е отчеты о прибылях и убытках, о денежных потоках и о балансе денежных средств.

   После того как на стадии ПТЭО были получены ответы на все интересующие вопросы можно приступить к составлению бизнес – плана. Важно отметить, что к стадии планирования переходят после того как были исследованы все обстоятельства и решены все вопросы связанные с подготовкой проекта.

   Бизнес – план ( в иных литературных источниках технико – экономическое обоснование – Feasibilitnby Studby ) должен дать необходимую информацию для принятия решения об инвестировании. Поэтому все аспекты и особенности проекта должны быть четко определены и критически оценены, причем альтернативные варианты здесь уже не излагаются и не анализируются. Бизнес – план – это четкое описание уже обоснованного варианта проекта, где излагается принятая стратегия маркетинга, указывается достижимая доля рынка, необходимые производственные мощности, местоположения предприятия, применяемые материалы, технология и оборудование, и также воздействие на окружающую среду. Здесь также определены объемы необходимых инвестиций, включая и оборотный капитал, издержки и поступления от продаж и прибыль. Следует иметь ввиду, что окончательная оценка, как инвестиционных, так и производственных издержек и расчеты экономической целесообразности должны проводится тогда когда очерчены все рамки проекта.

   Несмотря на то, что бизнес – план сходен по содержанию и структуре с ПТЭО, различает их большая точность и обоснование всех исходных данных, расчетов и описаний в бизнес – плане.

   Приведу примерный состав бизнес – плана ( технико – экономического обоснования инвестиций ).

 

   1. Резюме проекта.

   2  Общая характеристика отрасли и предприятия

   3. Исходные данные и условия, в том числе:

       3.1 Цели и задачи проекта.

       3.2 Характеристика объектов и сооружений, в том числе:

       3.2.1 Мощность предприятия, номенклатура, продукции;

       3.2.2 Основные технологические решения;

       3.2.3 Основные строительные решения;

       3.2.4 Место размещения предприятия.

     3.3 Окружение проекта

Информация о работе Инвестиционный проект как объект управления