Инвестиционный климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России наблюдается довольно стабильная социально-экономическая и политическая ситуации, что в немалой степени способствует оздоровлению инвестиционного климата в стране. Данное положение дел может быть использовано для активизации структурных реформ в различных секторах экономики, в частности, в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный финансовый экономический рост. Естественно, все положительные изменения в масштабе страны происходят постепенно, поэтому необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. 4
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 6
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ 10
4. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 15

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный климат.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

     Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро, так и на микроэкономическом уровне.

     На  макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.

     Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

     На  инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения  деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость и особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта  нестабильность лишает инвестора возможности  прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

     Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительностью труда).

     Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.

     На  микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. На этом уровне происходит как бы конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

     Макро и микроуровни понятия инвестиционного климата воспринимаются инвесторами как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования центрального правительства

  1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Уместно вспомнить, что Россия является федеративным государством, состоящим из 89 относительно самостоятельных субъектов (регионов). С этой точки зрения, Россия - страна настолько резких межрегиональных  экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный  инвестор при наличии достаточной  информации об инвестиционном климате  может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая  информация должна содержаться в  региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного  климата).

      Появление в России вместо одного и единственного  инвестора - государства, множества  самостоятельных хозяйствующих  субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок  иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион, или точнее говоря, субъект федерации имеет  существенные отличия от страны или  государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3-5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.

      Наиболее  распространенным методом, применяющимся  в этих исследованиях является ранжирования регионов. В результате этой процедуры  составляется рейтинг, т.е. линейный ряд  объектов, в котором они по сочетанию  выбранных признаков находятся  на равном расстоянии друг от друга. Каждому  из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его  месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному  объекту, как правило, присваивается  первый ранг. На основе, как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

      Сопоставление результатов оценки инвестиционного  климата регионов с реальной инвестиционной активностью позволило выявить  регионы с недостаточным и  избыточным вниманием инвесторов ("недоинвестированные" и "переинвестированные"). Корреляционный анализ распределения реальных инвестиций по регионам и их инвестиционного  рейтинга показывает все большую  ориентацию инвесторов на результаты данного исследования.

      Как показывает зарубежный опыт, оценка инвестиционного  климата регионов должна постоянно  совершенствоваться как в методическом, так и в содержательном отношении. Эта методика открыта и восприимчива к данного рода модификациям. На основе отдельных составляющих комплексной оценки возможно проведение более глубокого анализа отдельных видов риска, потенциала и инвестиционного законодательства. С помощью данного подхода можно проводить оценку инвестиционного климата регионов относительно развития отдельных отраслей хозяйства и применительно к интересам конкретных инвесторов. Наконец, разработанная авторами методика после определенной корректировки в принципе применима и для сопоставления инвестиционного климата отдельных городов и районов.

      Отдельно  стоит вопрос о возможности использования  приведенной или подобной методики для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности регионов других стран. Такая оценка может быть действительно  полезной и плодотворной, в первую очередь, для стран со значительными  межрегиональными природными и социально-экономическим  различиями, региональные власти которых  имеют определенную политическую и  бюджетную самостоятельность. Это, преимущественно, достаточно крупные  страны с федеративным государственным  устройством. К ним относятся: США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, Нигерия.

     На  оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города.

     Иногда  оценка инвестиционной привлекательности  регионов проводится по ограниченному  набору, или даже по одному показателю. Существует и противоположный подход, при котором десятки и сотни  показателей, характеризующих регион механически агрегируются в один, смысл которого уловить довольно трудно.

     Для оценки законодательных условий  инвестирования (законодательного риска) были изучены тексты около 1000 законодательных  актов Российской Федерации и  ее субъектов, относящихся к сфере  регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима. Были привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады  различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.

     Вторая  группа стран, для которых также  возможно применение данного подхода - унитарные государства со стабильной социально-политической и финансово-экономической  ситуацией. Это большинство стран  Западной Европы, а также на данный момент, Китай.

     Для унитарных стран с кризисной  экономикой применение данного методического  подхода возможно лишь после его  существенной переработки с учетом конкретных условий. Например, инвестиционный климат регионов Украины формируется  в условиях наличия консолидированного общегосударственного бюджета, доля в  котором каждого региона ежегодно пересматривается.

     Следует заметить, что, сравнительная оценка инвестиционного климата регионов не позволяет достаточно корректно  сделать вывод о том, на сколько  мест выше или ниже можно поставить  тот или иной регион относительно места самого государства в межстрановой шкале инвестиционной привлекательности.

     Инвестиционный  потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными  фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения  и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

     Совокупный  потенциал региона включает следующие  интегрированные его виды:

1. Ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной  обеспеченности территории региона  балансовыми запасами основных  видов природных ресурсов.

2. Производственный, понимаемый как совокупный результат  хозяйственной деятельности населения  в регионе.

3. Потребительский,  понимаемый как совокупная покупательная  способность населения региона.

4. Инфраструктурный, в основе расчета, которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории.

5. Инновационный,  при расчете, которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе.

6. Трудовой, для расчета, которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне.

7. Институциональный,  понимаемый как степень развития  ведущих институтов рыночной  экономики в регионе.

8. Финансовый, выраженный через общую сумму  налоговых и иных денежных  поступлений в бюджетную систему  с территории данного региона.

     Инвестиционный  риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно  к региону можно выделить следующие  виды риска:

1. Политический, зависящий от устойчивости региональной  власти и политической поляризации  населения;

2. Экономический,  связанный с динамикой экономических  процессов в регионе.

3. Социальный, характеризующийся уровнем социальной  напряженности.

4. Криминальный, зависящий от уровня преступности  с учетом тяжести преступлений.

5. Экологический,  рассчитанный как интегральный  уровень загрязнения окружающей  среды;

6. Финансовый, отражающий напряженность региональных  бюджетов и совокупные финансовые  результаты деятельности предприятий  регионов.

7. Законодательный  - совокупность правовых норм, регулирующих  экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения  и т.п.

     Как и в любой другой стране, экономическая  система России несовершенна. Имея хорошие показатели по одним макроэкономическим параметрам, она может уступать в других. В ходе сложившейся конкуренции инвестиционных климатов стран, процесс формирования инвестиционного климата заключается в исправлении несовершенств, делая страну более привлекательной для инвесторов. Основные проблемы формирования инвестиционного климата заложены в факторах экономической системы, которые этот климат создают.

  1. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

    В настоящее время страна оказалась  вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система  в значительной степени зависят  от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное  производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для  сбалансированного развития их требуются  специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных  и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение  конкурентоспособности продукции  отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации, как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Федерации.

Информация о работе Инвестиционный климат