Инвестиционный климат современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции сегодня - это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей. Другими словами, актуальность данной темы налицо, так как «поднять» экономику любой страны без вложений в нее средств, почти невозможно. А объём и эффективность привлечения инвестиций в экономику страны напрямую зависит от ее инвестиционного климата.

Содержание

Введение
3
Глава 1.Теоретические основы инвестиционного климата
5
1.1. Понятие и сущность инвестиционного климата
5
1.2. Составляющие инвестиционного климата
8
1.3. Методы оценки инвестиционного климата
9
Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России 12
2.1. Влияние экономического кризиса на экономику России
12
2.2. Состояние инвестиционного климата современной России
13
Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата
22
Заключение
31
Список использованной литературы
33

Работа содержит 1 файл

Филиал НОУ ВП1.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

В рейтинге конкурентоспособности, подготовленном в 2009г. в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась в сравнении с 2008 г. на 12 позиций  и заняла 63 место (между Мексикой, Турцией, Черногорией и Румынией, Уругваем, Ботсваной) из 133. В рейтинге развития финансовых рынков за 2009 г., подготовленном в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна опустилась с 36 на 40 место из 52. В рейтинге экономической свободы стран мира, составленном ВЭФ в 2009 г. Россия оказалась на 109 месте из 121 (между Сирией и Непалом). В аналогичном рейтинге за 2009 г., подготовленным “Heritage Foundation”, Россия опустилась с 134 на 146 место из 183. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business – 2010» Россия находится на 120 месте (между Бангладеш и Коста – Рикой) из 183. В Докладе ПРООН за 2009 г. содержится рейтинг уровня жизни 182 государств (Россия находится там на 71 месте после Албании, Белоруссии, но впереди Македонии).

В рейтинге международной  организации “Transparency International” «Индекс  восприятия коррупции» за 2009 г. Россия поднялась на одну ступень и заняла 146 место среди 180 стран мира. На том  же уровне находятся Кения и Сьерра - Леоне.

В конкурентной борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций Россия уступает Китаю и странам ЦВЕ. Что касается государств - членов СНГ, то наша страна еще в 2007 г. обошла Казахстан, который с начала 1990–х годов лидировал по инвестиционной привлекательности среди стран СНГ и первым из них получил инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств.

Сам поток инвестиций из-за рубежа в российскую экономику  остается значительным. По оценкам  авторитетных экспертов, на репатриированный капитал приходится почти половина общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе свыше 60% объема прямых иностранных инвестиций.

По данным Росстата, (который  в отличие от ЦБ не учитывает покупку  иностранными акционерами пакетов  акций на вторичном рынке) на 1 октября 2009 г. накопленный объем иностранных инвестиций составил 262,4 млрд. долл. (лишь на 4,4% больше по сравнению с 1 октября 2008 г.).

Накопленные прямые инвестиции составили 104,1 млрд. долл.(39,7%), портфельные  – 12,1 млрд. долл.(4,6%), прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) – 146,2 млрд. долл. (55,7%).

В 2008 г. поступления иностранных  инвестиций составили 103,8 млрд. долл., что  на 14,2 % меньше показателя предшествующего  года. Поступления за 9 месяцев 2009 г. достигли лишь 54,8 млрд. долл., что на 27,8% меньше результатов соответствующего периода предшествующего года. Это связано не в последнюю очередь с нарастающими проблемами с ликвидностью на мировом финансовом рынке из-за продолжающегося глобального экономического кризиса.

Отток зарубежных российских инвестиций в 2008 г. достиг 114,3 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 70 млрд. долл.) и впервые за последние годы превысил приток иностранных инвестиций (103,8 млрд. долл.; за 9 месяцев 2009 г. – 54,8 млрд. долл.).

Что касается погашения (вывода) ранее поступивших в Россию иностранных инвестиций, то их объем  в 2008 г. превысил 68 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 50,6 млрд. долл.).

Наибольшая сумма поступлений  иностранных инвестиций отмечена в 2008 г. в сферах обрабатывающей промышленности – 33,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 15 млрд. долл.), торговли (включая внешнюю) и общественного питания – 23,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 16,3 млрд. долл.), недвижимости – 15,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,6 млрд. долл.), добычи полезных ископаемых – 12,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,7 млрд. долл.), в финансовом секторе – 5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 2 млрд. долл.), транспорта и связи - 4,8 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 8,5 млрд. долл.), производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 3,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 386 млн. долл.), строительстве – 3,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 728 млн. долл.)[10].

По-прежнему основную долю (75,3 млрд. долл. или 72,6% в 2008 г.) занимают прочие иностранные инвестиции (за 9 месяцев 2009 г. – 43,7 млрд. долл. или 79,9%). На долю прямых иностранных инвестиций в 2008 г. пришлись 26% или 27 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 18,2% или 10 млрд. долл.). Поступления портфельных инвестиций составили 1,4 млрд. долл. или лишь 1,4% объема всех иностранных инвестиций, поступивших в 2008 г. (за 9 месяцев 2009 г. – 1 млрд. долл. или 1,9%).

Больше всего инвестиций поступило в 2008 г. из Кипра – 19,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 5,2 млрд. долл.), Великобритании – 14,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 4,2 млрд. долл.), Нидерландов – 14,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,4 млрд. долл.), ФРГ – 10,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,5 млрд. долл.), Люксембурга – 7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,9 млрд. долл.), Франции – 6,2 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,6 млрд. долл.), Британских Виргинских островов – 3,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,1 млрд. долл.), Ирландии – 2,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 595 млн. долл.), США – 2,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,3 млрд. долл.), Японии (за 9 месяцев 2009 г -1,6 млрд. долл.).

По данным Росстата, поступившие за 9 месяцев 2009 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На инвестиции в основной капитал пошли 9,7 млрд. долл. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 7,3 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 4,6 млрд. долл. На оплату работ и услуг сторонним организациям ушли 2,2 млрд. долл.; на налоги, сборы, другие обязательные платежи – 828 млн. долл.; выплату процентов по полученным кредитам – 735 млн. долл. На предоставление займов были использованы 883 млн. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 632 млн. долл.

Прочие затраты (прежде всего, пополнение оборотных средств) составили 17,1 млрд. долл. Не были использованы 10,4 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 54,7 млрд. долл.

Лидерами по накопленным  прямым инвестициям в российскую экономику по состоянию на 1 октября 2009 г. являются Кипр – 31,2 млрд. долл., Нидерланды – 29,2 млрд. долл., ФРГ- 7,4 млрд. долл., Британские Виргинские острова – 4,2 млрд. долл., Великобритания – 3,6 млрд. долл., США - 2,8 млрд. долл. На эти страны, а также на Францию (2 млрд. долл.), Люксембург (1 млрд. долл.), Японию (801 млн. долл.), Ирландию (433 млн. долл.) приходятся 79,5% прямых иностранных инвестиций, накопленных по состоянию на 1 октября 2009 г.

Прежде всего, вышеуказанные  инвестиции ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата

 

Основной задачей Правительства  на ближайший год является переход  к модели экономического развития за счет диверсификации экономики и  расширения внутреннего спроса в условиях глобального финансово – экономического кризиса. Именно в этом ключе конкретизированы меры в одобренном Правительством «Плане действий», направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Среди них можно выделить меры по модернизации промышленности, обеспечению устойчивых темпов экономического роста, защите прав собственников, снижению совокупной налоговой нагрузки на производителей, поддержке экспорта, улучшению корпоративного управления, обеспечению большей финансовой прозрачности российского бизнеса, развитию системы ипотечного кредитования, активизации деятельности банков развития.

Предприняты действия по усилению защиты интеллектуальной собственности. Ведется работа по обеспечению полной валютной либерализации.

Усилена борьба с коррупцией, осуществляются конкретные шаги по укреплению судебной власти.

Кардинально снижен подоходный налог. Существенно (с 24% до 20%) снижена  ставка налога на прибыль с предоставлением  регионам права различных льгот  для малых предприятий, которые работают по упрощенной схеме налогообложения (в пределах 5 - 15% единой налоговой ставки). Полностью отменены налоги с оборота.

Приняты дополнительные меры по упрощению и снижению налогообложения предприятий микро и малого бизнеса. До 60 млн. рублей повышена предельная планка годовой выручки этих предприятий для применения к ним упрощенной системы налогообложения.

Введены в действие соответствующие  положения Налогового кодекса: налог  на прибыль, НДС, налог с продаж, налог  на имущество и единый социальный налог (за исключением взносов в Пенсионный фонд) заменены единым налогом на вмененный доход со ставкой 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения.

В области налоговой  политики осуществлены, в частности, следующие меры: снижена базовая ставка НДС до 18%, отменен налог с продаж, предусмотрен более гибкий режим налогового учета в отношении убытков, капитальных вложений и расходов на научные исследования и разработки.

Уменьшена налоговая  нагрузка на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (с 35,6% до 26%). Однако в условиях наступившего кризиса с пенсионным обеспечением возникает необходимость пересмотра этой схемы. Поэтому с 2010 г. ЕСН заменен системой взносов в четыре государственные внебюджетные фонды.

Правительство намерено с 2011 г. увеличить размеры этих взносов  до 34% от фонда зарплаты. Предельная величина базы для начисления страховых  взносов (в 2009 г. - 415 тыс. руб. годового дохода физического лица; с доходов, превышающих  эту сумму страховые взносы не взимаются) подлежит ежегодной индексации.

Для улучшения инвестиционного  климата, повышения открытости и  глобальной конкурентоспособности  российской экономики большое значение имеет модернизация таможенной системы.

Снижены ставки ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, используемое в металлургии, пищевой и медицинской промышленности. Введены на постоянной основе нулевые ставки таможенного тарифа на импорт технологического оборудования для пищевой промышленности, не производимого в России.

Вступила в силу новая  редакция Таможенного кодекса, который  стал правовым актом прямого действия. Одновременно с 3000 до 100 сократилось  число соответствующих подзаконных  актов.

Принята часть 4 Гражданского кодекса, что позволит значительно повысить защиту прав на интеллектуальную собственность. Стали также действовать новые редакции Водного, Лесного, Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, новые Арбитражный, Градостроительный, Жилищный и кодексы. Прорабатывается концепция Экологического кодекса.

За последнее время  приняты или вступили в силу и  другие федеральные законы, направленные на улучшение предпринимательского климата и стимулирование инвестиционной деятельности:

«О внесении изменения  и дополнения в Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведения государственного контроля (надзора)»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон  «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон  «О государственной регистрации  юридических лиц»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

«О внесении изменений  в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

«О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон  «О банках и банковской деятельности»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон  «Об акционерных обществах»;

«О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации»;

« О переводе земель или  земельных участков из одной категории в другую»;

« О кредитных историях»;

« Об особых экономических  зонах »;

« О концессионных  соглашениях »;

«О государственных  закупках»;

«О защите конкуренции»;

« О естественных монополиях» (новая редакция);

« О Банке развития»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О техническом регулировании»;

« О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации»;

«О внесении изменений  и дополнений в Федеральный Закон  «Об инвестиционных фондах»;

«О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

« О внесении изменений  в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

«Об антикоррупционной  экспертизе нормативных правовых актов  и проектов нормативных правовых актов»;

« О дополнительных мерах  по поддержке финансовой системы  Российской Федерации»;

« О дополнительных мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011года».

Приняты поправки в закон  «О концессионных соглашениях» и  внесены изменения в положение  «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», улучшающие условия инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства. В завершающей стадии находится подготовка изменений в Федеральные законы «Об электронной подписи», «О недрах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

«Планируется принять  законы «Об организованных рынках и  биржевой торговле», «О формировании, инвентаризации и государственном  кадастровом учете недвижимого  имущества».

Информация о работе Инвестиционный климат современной России