Инвестиционный климат России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление природы и сущности инвестиционного климата в России в посткризисный период.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 2000-2011 Сравнивая данные в таблице №№3,4 можно заметить, что изменение структуры иностранных инвестиций с 2000 г. по 2011 г. имеет неблагоприятную тенденцию. В структуре иностранных инвестиций 2010 г. преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью – кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.

Объемы кредиты от зарубежных организаций в период с 2000 по 2007 гг.  имели устойчивую тенденцию к повышению (см. таблицу №3). Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций – это кредиты, которые предприятия брали для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %. Однако кризис 2008-2009 г. привнес свое негативное влияние и в эту статью иностранных инвестиций: в 2008-2011 гг. заметен резкий спад объема кредитов от зарубежных организаций – в 2011 году он составил всего 40% от показателей 2007 года.

Доля прямых иностранных  инвестиций по 2011 году в сравнении  с 2010 г. имеет тенденцию к снижению – с 19,4% до 12%  – и не может  считаться удовлетворительной. Доля портфельных инвестиций продолжает оставаться очень незначительной и на протяжении нескольких лет имеет уровень ~1%.

Фондовый рынок в  современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции  компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой  перспективе ждать не стоит. Тем  не менее, привлечение средств в  компании, не имеющие выхода на внешние  рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

Крупнейшие государства-инвесторы  в экономику Российской Федерации  в  2010 году представлены в таблице  №5.

Из таблицы №5 видно, что  основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания. На долю этих стран приходится 84,4 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Стоит обратить внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году равнялась 23,2%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность –  большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора. (Таблица№6)

В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных  инвесторов являются, прежде всего, те отрасли, которые связаны с эксплуатацией  природных ресурсов и имеют хороший  экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, торговля)

В российскую нефтегазовую отрасль вкладывается порядка четверти иностранных инвестиций. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Одной из самых привлекательных  отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия – электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

Большой интерес проявляют  зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

Что касается инвестиций в недвижимость, то, по данным Росстата, они идут в основном от россиян  из Кипрских оффшоров. Бурный рост инвестиций связан со снижением страховых рисков, колоссальным развитием ритейла – постоянно открываются новые магазины и высокой доходностью от аренды».

В финансовом секторе, по данным Росстата, больше половины ПИИ пришло из кипрских оффшоров. Но остальное – это покупки иностранцами российских банков, отмечают эксперты. Так, в январе 2010 норвежский DnBNOR приобрел мурманский Мончебанк за 21 млн. долларов, в феврале Reiffeisen купил Импэксбанк за 550 млн. долларов, в июне и сентябре Societe General заключил сделку с Росбанком — было продано по 10%  акций на сумму 634 млн. долларов. В начале ноября финский банк Nordea подписал соглашение о покупке 75% Оргрэсбанка за 317,7 млн. долларов. 

В дальнейшем число таких сделок будет только возрастать, скорое вступление России в ВТО будет этому только способствовать. По оценкам экспертов, сейчас уже порядка 20 иностранных банков выразили желание работать в России. И среди них есть те, кто не присутствует на других развивающихся рынках. Даже японские банки, всегда крайне недоверчиво относившиеся к нам, решили пойти в Россию. О своих планах выхода на российский рынок заявил крупнейший банк Японии Mizuho, который занимает 9−е место по объему активов в мире.

Причин такого бума две: во-первых, получение Россией инвестиционного  рейтинга способствует приходу банков, не фокусирующихся на развивающихся рынках. Во-вторых, российский рынок быстро растет - рост отмечается и в ритейле, и в обслуживании юридических лиц, среднего бизнеса. За 2004−2006 годы объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился в 10,7 раза. По мнению экспертов, уже через три года иностранцы займут 30−40% российского банковского рынка (по активам и капиталу)4.

По данным «Эксперта», инвестиции госкомпаний сейчас составляют порядка 60% от всех вложений в реальную экономику (график №22) и благодаря  последним данным Росстата можно  понять, куда же, в какие отрасли идут эти деньги (см. таблицу 1). Почти половина всех инвестиций и три четверти их прироста в 2011 году пришлись всего лишь на две сферы — транспорт и связь и добычу полезных ископаемых. В них обеих правят бал госкомпании: «Газпром», «Транснефть», РЖД, «Роснефть». В последние годы только крупнейшие госструктуры ежегодно инвестируют около 3,5–4 трлн рублей в свой основной капитал (это более трети всех инвестиций в стране, включая малый и средний бизнес и неформальную экономику, на которые, по данным Росстата, в 2011 году пришлось 28,5% всех инвестиций).

Это колоссальные средства, огромный ресурс развития всей нашей  экономики! Как раз те деньги, которые  должны служить ее локомотивом, пока частный бизнес пребывает в спячке. По правде говоря, они уже им и являются, но, к сожалению, не на том качественном уровне, как того бы хотелось. И вот именно поэтому, возможно, России нужно подобие существовавшего в СССР всемогущего Государственного планового комитета при Совете Министров (Госплана), который мог бы заниматься, в частности, и этим вопросом — планированием инвестиционной деятельности госкомпаний и контролем над ней. Да, это не инновации в госуправлении, а использование старых подзабытых методов, но, судя по опыту не только СССР, но и Южной Кореи с Китаем, они работают сверхуспешно. И поэтому, когда перед нами стоит задача новой индустриализации страны, без некоего аналога Госплана, наверное, не обойтись.

У «Газпрома», «Роснефти», РЖД, «Транснефти», «Русгидро», «Росатома», ФСК и МРСК сегодня существуют действительно огромные инвестиционные программы, сравниться с которыми частный бизнес не может. Так вот, задачей государства является сохранение средств этих компаний внутри страны — необходимо, чтобы госкомпании по максимуму закупали машины и оборудование в России, своими заказами напрямую способствовали строительству и обновлению российской обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения. «Новый Госплан» мог бы увязывать потребности госкомпаний (их инвестпрограммы) и строительство новых заводов, возможно, с привлечением иностранного капитала, выпускающих востребованную продукцию. И что, наверное, самое важное, «новый Госплан» мог бы взять на себя функции экономического контроля расходов госкомпаний, в первую очередь инвестиционного толка, которые уже не раз вызывали нарекания у

Таким образом, превалирование госдеятельности в сфере реальных инвестиций будет приводить и  уже приводит к тотальному перераспределению  капитала — от полноценного частного бизнеса в пользу магнатов новой  волны, за деятельностью которых сейчас нет практически никакого общественного контроля. И за примерами ходить далеко не надо.

Несмотря на это, некоторые  эксперты считают, что Россия выглядит достаточно перспективной для зарубежных инвесторов. Минэкономразвития ожидает  значительный приток капитала в Россию в 2011 году.

В целом инвестиционный климат в России фундаментально значительно  привлекательнее, чем в Бразилии, Индии, Китае и Южно-Африканской  республике — остальных так называемых странах БРИКС. Об этих причинах и  отраслевом делении инвестиции пойдет речь далее.

 

2.2 Особенности инвестиционного  процесса в регионах

 Российской Федерации

Начинающийся экономический  рост всегда складывается из двух составляющих — из дозагрузки мощностей, простаивающих из-за шоковой реакции экономики на предшествующий кризис, и из новых проектов инвестиционного строительства. Последняя составляющая представляет особый интерес. Ведь именно из-за нее экономический рост в стране становится не просто рефлексией по поводу прожитого кризиса, но мощной долгосрочной тенденцией.

Инвестиционное строительство  создает новые рабочие места, новые продукты, привлекает в страну новые технологии, в корне меняет экономический ландшафт. Поэтому  знать, кто, где и зачем занимается крупными производственными инвестиционными проектами, — значит быть уверенным в том, что правильный, устойчивый экономический подъем не за горами ,значит быть уверенным в своем будущем.

Привлечение инвестиций для создания новых производств, внедрения новых технологий и  услуг рассматривается на федеральном уровне как важнейшее условие повышения уровня социально-экономического развития российских территорий. Одним из препятствий на пути реализации этого курса выступает недостаточная активность руководства регионов в процессе реализации конкретных мер, направленной на формирование благоприятной для  бизнес-деятельности среды. Наиболее распространенным способом пополнения бюджетов вне зависимости от состояния экономики остается обращение за федеральными дотациями и субсидиями, а принятые на местах инвестиционные программы зачастую остаются лишь декларациями.

На  IX форуме «Сочи-2010» Владимир Путин заявил о готовности федерального центра финансово поощрять региональные администрации, которые скажутся наиболее успешными в деле наращивания инвестиционной активности. В дальнейшем, как ожидается, правительство России не будет снижать объем субсидий, выдаваемых дотационными регионам, которые смогли самостоятельно повысить свою привлекательность для инвесторов, а  также будут поощрять те регионы, которые успешно привлекают вложения для бизнеса. Пока эта задача для региональных властей зачастую первостепенной не является: социальные обязательства, первостепенные для поддержания стабильности и находящиеся в сфере пристального внимания федерального Центра, исполняются, как правило, успешно, однако уровень инвестиций в большинстве случаев, остался прежним по сравнению с докризисным уровнем. На практике потенциальные инвесторы сталкиваются со значительными административными и иными барьерами, что существенно снижает инвестиционную привлекательность даже ресурсоемких субъектов.  Типичным препятствием на пути роста бизнес-активности связаны с работой таможенной и почтовой служб, неразвитостью транспортной инфраструктуры, сложностью прохождения визовых и административных процедур.

Информация о работе Инвестиционный климат России