Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа
Целью данной работы является выявление природы и сущности инвестиционного климата в России в посткризисный период.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Портфельные инвестиции - это покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прямые инвестиции отличаются
от портфельных следующими чертами
1) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;
2) сумма этих вложений обычно выше;
3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;
4) они дают инвестору
право контролировать или
В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций - кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны заемщика.
Прочие инвестиции - это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций, куда включаются:
торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);
различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;
кредиты, полученные от международных организаций - Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;
двусторонние инвестиционные кредиты.
1.3 Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна. Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности1:
- выход зарубежных
фирм на национальный рынок
ведет к замещению или вытеснен
- второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.
Исследования по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили1:
- иностранные инвестиции могут
увеличить объем совокупного
капитала, а значит, содействовать
экономическому росту. Однако
необходимо, чтобы зарубежные инвестиции
не вытесняли равные суммы
национальных капиталов
- вклад в увеличение
Наряду с положительными эффектами иностранных инвестиций на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты2:
- вытеснение национальных
- содействие оттоку капитала
из страны на основе
2.1 Анализ структуры и динамики инвестиций
Динамика поступлений иностранных инвестиций показывает, что в период 2008-2010 гг. интерес иностранцев к России несколько снизился. Главным образом это вызвано экономическим кризисом 2008-2009 гг., который негативно сказался на состоянии экономики России. Экономический спад и финансовая нестабильность вынудили крупнейших инвесторов проявлять большую осторожность в своих среднесрочных планах в области прямых иностранных инвестиций.
С наступлением кризиса в 2008 г. инвестиции взяли явный крен в сторону кредитования, особенно краткосрочного. В минувшем году инокапитал показал еще большую суетливость. После трех лет падения приток прямых иностранных инвестиций наконец вырос, но по номиналу перекрыл лишь докризисное достижение пятилетней давности и двух предыдущих лет.
Между тем, данные Росстата
об иностранных инвестициях
Итак, на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в российской экономике составил 347,2 млрд долл., или на 15,7% превысил аналогичный показатель 2010 г. Наибольшую долю в этих накоплениях — 57,1% — имеют прочие инвестиции, подлежащие возврату, проще говоря кредиты. Прямым инвестициям принадлежит 40,1%, доля которых выросла на 33,3% по сравнению с предыдущим годом, портфельным — 2,8%доля которых снизилась на 25% по сравнению с 2010 годом.
( Таблица №2)
Это свидетельствует о том, что позитива добавил именно приток иностранных инвестиций в прошлом году. А приток их в Россию составил 190,6 млрд долл., что на 66,1% больше результата за 2010 г. В этом солидном росте действительно есть доля позитива: после трех лет снижения прямые иностранные инвестиции наконец выросли на 33,3% — до 18,4 млрд долл. Но чтобы не обольщаться этими цифрами, напомним глубину их предыдущего падения: 2,8% в 2008 г., когда кризис в экономике только начался, 41,2 — в 2009-м и 13,2% — в 2010 г. (Таблица№2, График №1)
Таким образом, в минувшем году сумма прироста прямых иностранных вложений отстала от докризисного пика 2007 г. (27,8 млрд долл.) на 33,8%.
Кстати, в период приснопамятного дефолта прямые инвестиции сократились только в 1998 г. (на 37%), а уже со следующего года начался их рост (на 26,7%). Так что и по продолжительности падения, и по его относительной глубине минувший кризис выдался для срьезного инвестирования куда серьезнее.
При существенном росте этих инвестиций в 2011 г. их доля в общем притоке иностранного капитала уменьшилась с 12,1 до 9,7%. Не помогло даже сокращение удельного веса портфельных инвестиций с 0,9 до 0,4% (805 млн долл.). Все потому, что солировали по-прежнему прочие инвестиции. В отличие от прямых вложений падать они перестали на год раньше, увеличившись в 2010 г. на 53,3% и уже тогда по сумме притока перекрыв докризисный максимум 2007 г. — 99,9 млрд долл. против 88,9 млрд. В прошлом году их темп прироста подскочил до 71,7%, а сумма составила 171,4 млрд долл. В итоге в общих поступлениях доля прочих инвестиций выросла с 87 до 89,9%.
Положительный штрих: прочие кредиты на срок свыше 180 дней увеличились относительно 2010 г. на 27,8% — до 48,4 млрд долл. Правда, жизнерадостных красок общей картине поступления иностранных инвестиций это тоже не прибавило — доля таких кредитов сократилась с 33 до 25,4%. «Забили» опять все короткие кредиты на срок до 180 дней — после роста их суммы в 2010 г. в 6,2 раза в минувшем году она выросла еще в 2,2 раза — до 91,5 млрд долл. с расширением доли в общих поступлениях на 12 п.п. — до 48%. Так что при некотором улучшении структуры накопленного иностранного капитала суетливая суть его осталась в 2011 г. прежней и даже выросла. Эксперты объясняют это плохим инвестиционным климатом в России и на ту пору предвыборной неопределенностью и неуверенностью.
Кстати, увлечение прочими инвестициями началось не в кризис. Всем памятен
докризисный период, когда отечественные компании и банки безудержно брали кредиты за рубежом, что впоследствии многим и аукнулось. Например, в 2007 г. размер прочих инвестиций в российскую экономику вырос в 2,3 раза. Другое дело, что тогда и прямые инвестиции увеличились в два раза, и доля длинных кредитов была весомее.
Не так давно Росстат порадовал нас тем, что по итогам 2011-го инвестиции в основной капитал в России выросли на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Это впечатляющий результат на фоне любого года из последних (в 2009-м было падение инвестиций более чем на 15%, а рост в 2010 году составил всего 6%), которому можно только радоваться. Омрачает радость то, что этот рост происходит на фоне спада инвестактивности частного бизнеса.
Во-первых, наблюдается постепенное снижение номинального объема инвестиций по начатым, реализующимся и запущенным проектам частного бизнеса ( график № 2).
Во-вторых, потенциальных инвесторов, рассказывающих в СМИ о своих планах по строительству новых заводов, фабрик, свинокомплексов и т. п., вообще стало заметно меньше по сравнению с первой половиной 2011 года (график № 3).
Хочется верить, что многие из них просто притаились на время выборной гонки и выйдут из подполья уже весной с новыми идеями и проектами. На это позволяет надеяться то, что динамика количества реально начатых проектов в 2011 году была такой же, как и в 2010-м (график № 4), то есть никакого спада в данном случае не было. Именно легкий испуг и инертность или, точнее, верный расчет и учет всевозможных рисков отличают частный капитал от государственного, которому страх неведом. Отсутствие страха позволяет госкомпаниям идти напролом, несмотря ни на какие препятствия. В нашем случае это означает, что они могут вкладывать средства, не считаясь с периодом окупаемости и прочими инвестиционными заморочками, на которые частный инвестор не обращать внимания никак не может. Это свойство инвестиций государства можно использовать на благо всей страны, а не отдельных приближенных к высшей власти людей.
Еще один относительно положительный момент. Объем погашенных инвестиций в 2011 г. составил 165,2 млрд долл. с приростом на 36,7%. Сумма большая, но при засилье короткого кредитования вполне естественна. А положительность ее в том, что выбыло иностранных инвестиций меньше, чем поступило, на 25,4 млрд долл. Годом ранее суммы притока и выбытия иностранного капитала тесно жались друг к другу, а в II и III кварталах его поступление даже отставало от погашения. Правда, как видно из табл. 2, переоценка и прочие изменения активов и обязательств составили весомую отрицательную сумму. Таблица также показывает, как прибывал и выбывал иностранный капитал по видам деятельности. Добавим, что выше общего соотношения погашения к поступлению иноинвестиций (86,6%) оно выше в рыболовстве и рыбоводстве (244%), в обрабатывающих производствах (87,7%), у гостиниц и ресторанов (152,5%), финансовой деятельности (99,7%) и госуправлении и др. (2048%).
Пожалуй, показатели финансовой деятельности ярче всего отражают характер иностранного инвестирования. Красна не только сумма поступления (45,6% от общего годового притока иноинвестиций), восхищает именно соотношение с выбытием — сколько взяли, столько отдали, или сколько дали, столько и вернули — в зависимости от того, с какой стороны границы смотреть.
Особый шарм этим данным придает то, что почти все из 86,9 млрд долл. поступило из Швейцарии (83,15 млрд долл., или 95,7%). Без пары миллионов долларов все швейцарские инвестиции — прочие. От кого, кому и почему поступили эти средства, эксперты только гадают. Можно предположить, что и вернулись они туда же.
Наконец, инвестиции из России в 2011 г. порадовали зарубежье суммой 151,7 млрд долл. с ростом к предыдущему году на 57,6%. Это также больше накопленных там российских капиталов (106,7 млрд долл.) на 42,1%, что тоже может говорить о неуютности инвестиционной среды в России. Однако и погашение российских инвестиций за рубежом составило круглую сумму в 133 млрд долл. с ростом на 46,3%.
Отметим еще одну особенность. До кризиса 2008 г. суммы поступлений за рубеж российских инвестиций на банковские вклады и в виде торговых кредитов были сопоставимы (например, в 2007 г. 27,4 и 22,5 млрд долл. соответственно), а в 2008 г. все радикально изменилось — сумма на банковские вклады сократилась в 41,8 раза — до 655 млн долл., торговые кредиты выросли в 3,6 раза — до 80,2 млрд долл. Такой контраст сохранился и в последующие годы. Похоже, наши инвесторы бросили потенциально «лежачие» в инобанках средства на тушение кризиса, а рост объема торговых кредитов может говорить об их желании удержать позиции на стагнирующих зарубежных рынках. Хотя расклада по типам российских инвестиций за рубеж в 2011 г. пока нет, вряд ли принципиально что-то изменилось — мир напуган возможной второй волной кризиса.
Для сравнения: после дефолта российские вклады в иностранных банках в 1999 г. выросли в 6,9 раза — до 6,5 млрд долл., а торговые кредиты — в 37 раз, но всего до 776 млн долл. Как видим по суммам, банковские депозиты были интереснее. Разница в том, что дефолт был чисто российской проблемой, а в целом по миру дела спорились.
Интересно, что в 2011 г. самая большая сумма инвестиций из России досталась той же Швейцарии — 49,3 млрд долл. (треть всех инвестиций). При этом ее доля в накопленном за рубежом российском капитале составляет всего 6,6%. Впрочем, раньше мы уже отмечали, что этот международный финансовый центр больше выглядит не местом для инвестиций из России, а их транзитером.
Ситуация 2008-2009
гг. показала, что ко всякого рода
оптимистическим прогнозам
В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау3.