Инвестиционные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я рассмотрю историю возникновения государственных ценных бумаг в России, и некоторые виды государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Государственные ценные бумаги в РФ……………………………….. 5
1.1 История возникновения государственных ценных бумаг в России ..7
2. Причины выпуска государственных ценных бумаг………………….12
3. Характеристика отдельных государственных бумаг…………...……15
3.1 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) .16
3.2 Казначейские обязательства (КО)………………………………….. 19
3.3 Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)…… 21
3.4 Перспективы развития рынка ценных бумаг……………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 27
Список литературы………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     В последующие годы регулярно происходил выпуск займов, размещаемых среди  населения. Всего с начала 30-х  до 1957 года было размещено 45 государственных  займов, причем они носили форму добровольно-принудительного изъятия части средств предприятий и доходов (заработной платы) населения.4 Приобретение облигаций не было привлекательным для населения, поскольку они приносили всего 2-4% дохода к номинальной стоимости. Кроме того, в 1957 году было принято решение о переносе даты погашения облигаций на 20 лет. После этого был выпущен трехпроцентный государственный выигрышный заем, действовавший до 1982 года. Выплаты по облигациям послевоенного периода были завершены лишь в конце 1991 года. Все это подорвало доверие населения к государственным ценным бумагам, и их выпуск на длительное время прекратился.

     Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди  населения возобновились в 1982 году. Доход по трехпроцентному займу 1982 года выплачивался в виде выигрышей. Затем в 1990 году условия получения дохода по этим облигациям были уточнены с учетом повышения процентов по вкладам населения в Сберегательном банке, а после реформы цен (апрель 1991 года) на 40% был проиндексирован номинал облигаций.

     Кроме того, в 1990 году были выпушены облигации  целевого беспроцентного займа сроком на 3 года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали распространяться государственные  казначейские обязательства номиналом от 50 до 1000 рублей, что делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности - 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, и условия выпуска их были изменены: срок обращения снижен до 8 лет, а годовая ставка дохода увеличена в два раза, что ускорило их реализацию.5

     В соответствии с Законом СССР о  Государственном бюджете СССР на 1990 год были выпущены облигации Государственного внутреннего пятипроцентного займа на срок с 1 января 1990 года по 1 января 2006 года. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений. Доход предполагалось выплачивать в безналичном порядке по купонам один раз в год в размере 5% нарицательной стоимости, а выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение 10 лет. Высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не откорректированные с учетом происходящих в стране изменении, привели к тому, что удалось разместить только небольшую часть займа из его союзной доли: часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.

     В размещении российской части Государственного внутреннего долга 1990 года приняли участие несколько брокерских фирм, которые реализовали долговые обязательства на 300 с лишним миллионов.

     После образования СНГ Россия приняла  на себя союзные долги, а Центральный  банк России начал работу по размещению облигации в счет сложившегося ранее внутреннего долга.

 

     2. Причины выпуска  государственных ценных бумаг

     Как уже говорилось, предназначение рынка ценных бумаг заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

     Государственные ценные бумаги занимают важное место  среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

     Выпуск  государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой  заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.

     Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

     Другой  причиной выпуска государственных  ценных бумаг может послужить  то, что в течение года у государства  могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых  поступлений, устраняя тем самым  причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких  обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.

     В ряде стран краткосрочные государственные  ценные бумаги используются в целях  обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того эти средства приносят доход.

     Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

     Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности. Например, в Японии долгое время коммерческим банкам было запрещено осуществлять посреднические функции по размещению новых выпусков ценных бумаг и лишь в 1981 году им было разрешено выполнять подобные операции с государственными облигациями на внебиржевом рынке. Во Франции коммерческим банкам законодательно запрещено членство в фондовых биржах. В Канаде длительное время коммерческим банкам не разрешалась деятельность на фондовом рынке. В США по большинству государственных ценных бумаг заявка на приобретение подается непосредственно в Финансовое управление Казначейства, либо в любое отделение банка, входящего в Федеральную резервную систему, которая выступает агентом Казначейства, однако и коммерческим банкам разрешено вкладывать средства и организовывать выпуски государственных ценных бумаг, облигаций штатов и местных органов власти. В Германии коммерческим банкам разрешены все виды операций на рынке ценных бумаг.

 

3. Характеристика отдельных государственных  бумаг

      На  мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных  долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и др. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

      Виды  государственных ценных бумаг, которые  присутствуют на рынке ценных бумаг, определяются Министерством финансов России и Банком России. Итак, основными  видами ГЦБ на российском рынке являются:

    • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа
    • Приватизационные чеки (ваучеры);
    • Государственные краткосрочные бескупонные облигации — ГКО;
    • Облигации федерального займа;
    • Облигации сберегательного займа;
    • Казначейские обязательства;
    • Облигации внутреннего валютного займа:
    • Государственные долгосрочные облигации;
    • Золотые сертификаты.

      Основным  законом, регулирующим правовые основы выпуска и обращения ГЦБ, является Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

 

3.1 Государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО)

      В условиях высокой инфляции и растущего  дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций»6.

      Эмитентом именных государственных краткосрочных  облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска краткосрочных облигаций.

      Банк  России выполняет следующие операции на рынке ГКО:

      - продажу облигаций на ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) по поручению Министерства финансов;

      - покупку облигаций от своего имени и за свой счет на ММВБ;

      - куплю-продажу облигаций на фондовой бирже от своего имени и за свой счет;

      - погашение облигаций по поручению Министерства финансов.

      Размещение  ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом.

        По срокам обращения ГКО делятся  на трехмесячные, полугодовые и  рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

      Рынок ГКО начал действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к середине года уже имел прочное положение.

      Таким образом, Центральный банк России получил  еще один инструмент в виде краткосрочных  облигаций для реализации своей  политики в сфере покрытия дефицита федерального бюджета.

      За счет эмиссии ГКО эмитенту удалось решить ряд серьезных проблем федерального бюджета. Доходы от реализации государственных ценных бумаг, важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн. рублей, и в конце 1994 года ГКО занимали 12% в структуре внутреннего государственного долга.

      В 1994 году был проведен 31 аукцион по размещению бескупонных ГКО. К концу 1994 года общий объем выпусков ГКО  в обращение превысил 12 трлн. рублей. Активно развивался вторичный рынок  ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых заключили свыше 100 тыс. сделок на сумму 14,58 трлн. рублей. Доходность облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под воздействием конъюнктуры первичного рынка.

     В летние месяцы 1995 года доходность рынка  ГКО снизилась до 108 -115% годовых, сравнялась с доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций внутреннего валютного займа. Дальнейшие изменения на рынке ценных бумаг произошли в связи с установлением «валютного коридора», что привело к «замораживанию» курса доллара и сделало вложения в валюту и валютные инструменты низкодоходными. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испытывал заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению.

Информация о работе Инвестиционные фонды