Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:58, реферат
Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.
Введение………………………………………………………..……………….3
1. Понятие инвестиционной привлекательности региона…………………...5
2. Инвестиционный потенциал регионов……………………………………..6
3. Оценка инвестиционного риска российских регионов…………………..11
4. инвестиционный климат регионов России……………………………….13
5. Методы повышения инвестиционной привлекательности региона…….18
6. Маркетинг регионов как фактор повышения инвестиционной привлекательности……………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………26
· высокий потенциал — умеренный риск (1В);
· высокий потенциал — высокий риск (1С);
·
средний потенциал —
· средний потенциал — умеренный риск (2В);
· средний потенциал — высокий риск (2С);
· низкий потенциал — минимальный риск (ЗА);
· пониженный потенциал — умеренный риск (3В1);
· пониженный потенциал — высокий риск (ЗС1);
· незначительный потенциал — умеренный риск (ЗВ2);
· незначительный потенциал — высокий риск (ЗС2);
· низкий потенциал — экстремальный риск (3D).
Таблица2
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2008–2009 годах.
Категория потенциала и риска | Регион |
Максимальный потенциал — минимальный риск (1A) | |
– | – |
Средний потенциал — минимальный риск (2A) | |
– | – |
Низкий потенциал — минимальный риск (3A) | |
Липецкая область | |
Высокий потенциал — умеренный риск (1B) | |
Московская область | |
Москва | |
Санкт-Петербург | |
Краснодарский край | |
Свердловская область | |
Средний потенциал — умеренный риск (2B) | |
Белгородская область | |
Волгоградская область | |
Ростовская область | |
Республика Башкортостан | |
Республика Татарстан | |
Пермский край | |
Нижегородская область | |
Самарская область | |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | |
Челябинская область | |
Иркутская область | |
Кемеровская область | |
Новосибирская область | |
Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) | |
Брянская область | |
Владимирская область | |
Воронежская область | |
Калужская область | |
Курская область | |
Рязанская область | |
Смоленская область | |
Тульская область | |
Ярославская область | |
Республика Коми | |
Архангельская область | |
Вологодская область | |
Калинингpадская область | |
Ленинградская область | |
Мурманская область | |
Ставропольский край | |
Удмуртская Республика | |
Чувашская Республика | |
Кировская область | |
Оренбургская область | |
Пензенская область | |
Саратовская область | |
Ульяновская область | |
Тюменская область | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | |
Алтайский край | |
Омская область | |
Томская область | |
Республика Саха (Якутия) | |
Приморский край | |
Хабаровский край | |
Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2) | |
Костромская область | |
Орловская область | |
Тамбовская область | |
Республика Карелия | |
Новгородская область | |
Псковская область | |
Республика Адыгея | |
Кабардино-Балкарская Республика | |
Республика Марий Эл | |
Республика Мордовия | |
Курганская область | |
Республика Алтай | |
Республика Бурятия | |
Республика Хакасия | |
Амурская область | |
Максимальный потенциал — высокий риск (1C) | |
– | |
Средний потенциал — высокий риск (2C) | |
Красноярский край | |
Пониженный потенциал — высокий риск (3C1) | |
Тверская область | |
Республика Дагестан | |
Забайкальский край | |
Незначительный потенциал — высокий риск (3C2) | |
Ивановская область | |
Ненецкий автономный округ | |
Республика Калмыкия | |
Карачаево-Черкесская Республика | |
Республика Северная Осетия — Алания | |
Астраханская область | |
Камчатский край | |
Магаданская область | |
Сахалинская область | |
Еврейская автономная область | |
Чукотский автономный округ | |
Низкий потенциал — экстремальный риск (3D) | |
Республика Ингушетия | |
Чеченская Республика | |
Республика Тыва | |
Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Это структурно сбалансированные регионы. Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.
Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Это в первую очередь Красноярский край. Он имеет высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.
Очень
высокий риск при низком потенциале.
Неблагоприятная
Среди изменений состава рейтинговых категорий следует отметить очередной откат в категорию 2С (средний потенциал — высокий риск) Красноярского края преимущественно за счет роста социального риска. Соседнюю Иркутскую область двигают в эту категорию возросшие законодательный, управленческий и финансовый риски.
Свой инвестиционный потенциал снизили Ямало-Ненецкий автономный округ и Приморский край, а повысили до уровня среднего Белгородская и Волгоградская области.
В результате почти все регионы, кроме Липецкой области и Красноярского края, распределились по трем основным направлениям:
— первый — c высоким и средним потенциалом и умеренным риском (32 региона);
— второй — c пониженным потенциалом и умеренным риском (31 регион);
—третий —c пониженным и незначительным потенциалом и высоким или экстремальным риском (18 регионов).
Степень
благоприятности
5.
Методы повышения инвестиционной
привлекательности
региона
Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.
Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.
К числу основных относятся следующие направления:
1.Развитие
регионального инвестиционного
законодательства. Выделяются в
этом отношении Республики
2.Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.
3.Формирование
инвестиционной открытости и
привлекательности регионов,
их инвестиционного имиджа,
в том числе
посредством культурного
4.Активная
деятельность по привлечению
иностранных инвестиций. Характерно,
что при еще малой
5.Формирование
инвестиционной инфраструктуры. Так,
в пяти регионах созданы
Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.
В качестве методов, консолидирующих экономику региона и повышающих ее конкурентоспособность на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание региональных инвестиционных корпораций (РИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:
Предполагается, что РИК должны сконцентрировать наличествующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.
В основе метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Сочетание горизонтальной и вертикальной составляющих механизма управления определяется индивидуальными особенностями государственного устройства. Наибольшая глубина вертикальной интеграции присуща государствам тоталитарным, с жесткой централизованной властью. Такая система значительно ограничивает экономическую самостоятельность территориальных образований, а в основе общей экономической политики устанавливает развитие отдельных отраслей (или развитие государства как единого хозяйства).
Система
хозяйственного управления государств
демократических - государств развитой
рыночной экономики передает значительные
права местному самоуправлению (муниципалитетам).
Усиление горизонтальной интеграции (или
децентрализации) переносит акцент государственной
экономической политики на развитие регионов.
6.
Маркетинг регионов
как фактор повышения
инвестиционной привлекательности
Меры политики и действия органов государственного управления, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата, охватывают широкую сферу задач, начиная от обеспечения договорных обязательств и регулирования предпринимательской деятельности и заканчивая созданием инфрастуктуры и провидением политики на рынке труда. Богатый мировой опыт, однако, говорит о том, что уже давно пора расширять арсенал используемых мер воздействия на инвестиционную политику, сам регион должен принимать активное участие в привлечении инвестиций, бороться, продвигать свои инвестиционное проекты. Все это, возможно, осуществить, средствами инвестиционного маркетинга, который включает огромный перечень эффективных, современных рычагов воздействия на инвестиционный климат.
Инвестиционный маркетинг с точки зрения теории - это комплексная, программная деятельность, направленная на формирование производственно - экономических решений в области инвестиций, соответствующих реальным потребностям конечных потребителей и интересам потенциальных инвесторов. С точки зрения практики – это синтез маркетинга и реальной инвестиционной деятельности.
Именно
маркетинг с его
Применительно к промышленным предприятиям основным отличием товарного маркетинга от инвестиционного выступает масштаб производства, и бизнеса в целом. Если к внедрению маркетингового подхода в производство и сбыт, предприятия подходят лишь на определенной стадии своего развития, то к внедрению инвестиционного маркетинга путь должен начинаться еще в момент разработки идеи инвестиционного проекта.
Технологи инвестиционного маркетинга на региональном уровне с успехом применяют Китай, Индия, страны Центральной и Восточной Европы, страны Юго-Восточной Азии.
Основные методы инвестиционного маркетинга:
Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов