Инвестиционная привлекательность регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – получить представление о внешних связях Ивановской области и дать оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в данный субъект Федерации.
В задачи работы входит:
1. Изучить правовые основы и тенденции развития инвестиционного процесса в России с участием иностранных инвесторов.
2. Дать оценку инвестиционной политике и инвестиционным приоритетам Ивановской области.
3. Проанализировать основные итоги привлечения иностранных инвестиций в экономику Ивановской области и определить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных тенденций 5
1.1.Понятие инвестиции. Правовой статус иностранных инвестиций в России 5
1.2. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации 10
1.3. Динамика иностранных инвестиций в России 12
Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности Ивановской области 14
2.1. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Ивановской области 14
Глава 3. Анализ эффективности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Ивановскую область 17
3.1.Оценка эффективности инвестиционной политики 17
3.2. Возможные направления инвестиционной политики региона 20
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

инвестиционная привлекательность регионов.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Далее проанализируем инвестиционную привлекательность  Ивановской области.

 

Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности   
Ивановской области

2.1. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Ивановской области

 

     В рамках экономического комитета был создан отдел иностранных инвестиций, прямой задачей которого является разработка и реализация мер по привлечению внешних инвестиций в ивановскую экономику.

     В Иваново было создано Агентство развития и привлечения инвестиций (АРПИН), основными задачами которого являются поиск и сопровождение инвесторов, решивших вкладывать средства в экономику России, их полное информационное обеспечение, подготовка предприятий к инвестированию и ориентация инвестора на капитальные вложения именно в Ивановскую область.

     Ивановский  государственный университет стал занимать центральное место в системе непрерывной подготовки кадров для рыночной экономики, активно сотрудничая в этом направлении с университетами Дании, Польши, Германии, Финляндии, Швеции, США.

     Одновременно  пристальное внимание было обращено на создание областного инвестиционного законодательства, способного предоставить инвесторам налоговые льготы для реализации инвестиционных проектов на ивановской территории.

     Начиная с 1996 г. особое внимание было сосредоточено на продвижении имиджа области в инвестиционном пространстве.

     В 1998 г. был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Ивановской области», в котором сведены все «правила игры» для инвесторов.

     Иваново и область имеют официальные побратимские и партнерские связи с разными странами: Иваново - Мосс (Норвегия), Иваново - Уотфорд (Великобритания), Иваново -Нантер (Франция), Иваново - Уусикаупунки (Финляндия).

     Между городами Ивановской области и США установлены побратимские связи. (Иваново-Рочестер и т.д.).23

     Ивановская  область имеет подписанные соглашения о долгосрочном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с некоторыми странами СНГ: с 11 областями Украины; 6 областями Республики Беларусь (Минской, Могилевской, Гродненской, Гомельской, Витебской, Брестской); с 8 областями Республики Казахстан.

     Международные отношения области в настоящее  время включают в себя дипломатические, внешнеэкономические, социально-образовательные  и культурно-туристические контакты, проекты и программы.

     С декабря 1997 г. Фондом Евразия выдано около 40 грантов местным неправительственным организациям для расширения услуг в социальной сфере и развития местного сообщества. Были созданы Центры поддержки некоммерческих организаций в Иваново и других территориях области, развивающиеся в настоящее время.

     Так, в декабре 1998 г. регион был отобран  для участия в региональной программе  ЕС «ТАСИС» «Повышение инвестиционной привлекательности регионов». В 1999-2000 гг. в рамках этого проекта области оказывалась консультационная помощь по улучшению инвестиционной привлекательности области, включающая в себя рекомендации по продвижению региона на инвестиционных рынках и оптимизации баз данных.

     С 1994 по 1998 год Ивановская область участвовала в программе ЕС «ЭКОС/УВЕРТЮРА». РУСТРАТ - «Российские стратегии регионального развития» - так назывался проект, в котором участвовало четыре региона из четырех европейских стран:

     - регион Глазго (Шотландия),

     - регион Шеннон/Корк (Юго-Западная  Ирландия),

     - регион Заксен-Анхальт (Германия),

     - Ивановской область (Россия).

     Сегодня приоритет в области отдается установлению и развитию долгосрочных связей. Наиболее активно они развиваются со странами Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия) и странами Балтийского региона (Нидерланды, Дания, Германия, Польша). 
 
 

 

Глава 3. Анализ эффективности и  перспективы привлечения  иностранных инвестиций в Ивановскую область

3.1.Оценка  эффективности инвестиционной политики

 

     В последние годы в Ивановской области было зарегистрировано 197 предприятий с иностранными инвестициями. По данным статистики, на них было занято 20 000 человек. Компании из стран Европейского Сообщества привнесли наиболее крупные инвестиции. Список инвесторов включал такие хорошо известные компании, как: «Cadbury-Schweppes» (Великобритания), «Dandy» (Дания), «Wood Schauman», «Raute» (Финляндия), «Pfleiderer», «Sommer GmbH», «Schomburg & Co KG» (Германия), «Holzindustrie Prading» (Австрия), «Dresser» (США), «AMKOR» (Австралия). В 1999 году было зарегистрировано 38 организаций с иностранными инвестициями.

     Ивановские  предприятия с иностранным участием стали играть в 90-х годах ХХ века весьма значительную роль в экономике области. Так, в 1998 году, в общем объеме промышленного производства их доля составила 62.4%, в экспорте - 83% и в импорте - 31%. 40 стран мира инвестировали в Ивановскую область. По объему инвестиций лидировали страны ЕЭС: Великобритания, Дания, Германия и Финляндия.24

     Так, с 1995 года немецкие инвестиции в экономику  Ивановской области составили 90,7 млн. долларов. Объем немецкого капитала в общем объеме инвестиционных вливаний составлял от 8 до 32%. Инвестиции в основном вкладывались в машиностроение, деревообработку, производство строительных изоляционных материалов, ряд других базовых отраслей. В 2004 году показатель внешнеторгового оборота Ивановской области с Германией достиг 41,7 млн. долларов. В настоящее время на территории Ивановской области действуют 19 организаций с участием немецкого капитала. Самые крупные из них - ООО СП «НБИ Транспорт Сервис», осуществляющее международные перевозки грузов и пассажиров; ЗАО «Новтрак» по производству большегрузных универсальных автомобильных прицепов и полуприцепов; ЗАО «ИвГАРО», выпускающее гаражное оборудование; ООО «Амкор Ренч Иваново» по изготовлению сигаретной упаковки для табачных фабрик России; ООО «Дельта Стикс» - переработка древесины; ООО «Бентелер Автотехника Иваново», занимающееся проектированием автодеталей и узлов.25

     Компания  «Ди-Эйч-Эл» (DHL), мировой лидер в  сфере авиа-экспресс доставки документов и посылок, открыла свой офис в Иваново, и теперь ее услугами можно воспользоваться и здесь.

     «Финниш Холдинс Ою» (Finnish Holdings Oy) (дочерняя компания «Оуэнс Иллинойс Инк.» (Owens Illinois Inc.) реализует свой проект производства стеклянной упаковки в Иваново.

     Вообще  за период с 1998 по 2007 г. привлечено в Ивановскую область иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2007 г. - 536,5 млн долл. США.26

     Таблица 1

     Иностранные инвестиции в экономику Ивановской области  
по отраслям экономики в период 1998-2007 гг.
 

    Название  отрасли В млн долл. США в %
    Пищевая 371, 9 56,3
    Химическая 165, 6 25, 8
    Лесная  и деревообрабатывающая 60, 2 9, 4
    Транспорт 16, 8 2, 6
    Связь 2, 4 0, 4

По  странам – лидерам

    Название  страны В млн долл. США В %
    Великобритания 232, 5 34, 6
    Дания 139, 5 20, 8
    Гибралтар 137, 8 20, 5
    США 65, 2 9, 7
    Финляндия 44, 3 6, 6
    Германия 22, 5 3, 4
 

     Наиболее  крупные иностранные инвестиции вложены в пищевую отрасль - 56,3%, химическую - 25,8, лесную и деревообрабатывающую - 9,4, в производство продукции стройиндустрии и связь - 3%. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил 27,6%, в 1999 г. - 30,7 (в 1998 г. 36,4), тогда как в целом по России 6,2%.

     По  состоянию на июль 2007 года в экономику области было привлечено почти 900 млн. долларов инвестиций.

     В 2007 году наибольшая доля иностранных инвестиций в Ивановской области пришлась на пищевую (35,9%) и лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (59,5%). Так, в прошлом году были введены в эксплуатацию 2 лесоперерабатывающих предприятия с участием финского капитала: ЗАО «Ив Ново» ООО «Сетново».

     Кроме того, в Ивановском районе ведется строительство завода ООО «Флайдерер» по производству ДСП. Golden Lady инвестировала 3 млн долларов на реализацию инвестиционного проекта по производству чулочных изделий в Иваново.

     Тем не менее, общий объем иностранных  инвестиций в экономику Ивановской области в 2007 году снизился по сравнению с 2006 годом на 30,9% до 147 млн долларов.

     За  минувший год объем инвестиций в  основной капитал области за счет всех источников финансирования сократился по сравнению с 2006 годом на 17,9% до 7,32 млрд рублей.27

 

3.2. Возможные направления инвестиционной  политики региона

 

     Анализ  показал, что особую специализацию  Ивановской области  характеризует не отраслевая структура, а источник капитала. За регионом заслуженно закрепилась слава одного из лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Однако, с точки зрения специалистов, в масштабах области результаты инвестиционной политики ощущаются слабо. Средняя зарплата остается одной из самых низких в центральной части. Одним из реальных шагов к изменению вектора развития экономики могло бы стать получение финансирования по федеральной программе развития территорий. Причем в качестве приоритета следует выбрать возрождение высокотехнологичных и наукоемких производств, всегда составлявших основу индустриального потенциала региона. Однако для этого нужны соответствующие лоббистские усилия администрации НО, которая, напротив, предпочитает быть максимально «независимой» от центра.28

     Сегодня стали высказываться скептические оценки «инвестиционного чуда» как со стороны региональной элиты, так и представителями федеральных структур.

     Основания для таких оценок есть. Иваново является дотационной регионом. По-прежнему отсутствуют явные «точки роста», сохраняется и такой хронических недуг региональной экономики, как неравномерность развития территорий.

     Очевидный изъян политики по привлечению иностранных  инвесторов состоит в том, что многие реализуемые проекты (за исключением деревоперерабатывающей промышленности) конъюнктурны и никак не связаны с развитием традиционных для региона отраслей экономики. Инвесторов не привлекают высокотехнологичные предприятия радиоэлектроники и приборостроения, некоторые из которых сейчас начинают подавать «признаки жизни» (в лучшем случае они интересуют их в качестве собственников дешевых производственных площадок). Предприятия с западным капиталом, естественно, не способны изменить структуру региональной экономики. Более того, иностранные акционеры и менеджеры не чувствуют себя цивилизаторами, несущими в массы современные ценности, они избегают не только вмешательства в политику, но и участия в каких-либо общественных акциях.29

     Произошел даже своеобразный «перекос» в сторону  иностранных инвестиций в ущерб отечественному бизнесу.

     Сложнейшие  социальные проблемы в регионе администрации  решить не удалось. В целом иностранные  инвестиции не принесли в регион ожидаемого финансового благополучия.

     Приоритетом ближайшего времени, с нашей точки  зрения, должны стать меры по привлечению  инвестиций в реальный сектор ивановской экономики, а также стимулирование инвесторов на предмет повышения заработных плат работникам предприятий.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов