Инвестиционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Республике Беларусь и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций и их виды
1.1Инвестиции как важный фактор экономического роста
Глава 2 .Проблемы инвестиций в современной экономике России
Глава 3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

инвестиционная политика и проблемы экономического роста.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

     Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы  получают в нашей стране целый  ряд гарантий государства. Им гарантируется  право собственности и иные вещные права, а также имущественные  права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

     В соответствии с белорусским законодательствам  инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

     Немаловажным  является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы  или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и  полной компенсацией не только стоимости  инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

     Инвестиционным  кодексом также закрепляется право  инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных  органов или их должностных лиц  и их акты, нарушающие права инвестора  и (или) причиняющие ему убытки.

     Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

     Республика  Беларусь является также участницей многосторонних договоров.

     В рамках государств-участниц ЕврАзЭС  подписан проект Соглашения о поощрении  и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует  безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

     Однако  существует и ряд проблем в  данной сфере.

     В качестве наиболее значимых неблагоприятных  факторов иностранные инвесторы  отмечают зарегулированность хозяйственной  деятельности, большое количество нормативных актов по одним и тем же вопросам, нестабильность законодательства, отсутствие гарантии собственности. Кроме того, инвесторы отметили политические проблемы с международными организациями, низкий уровень развития рыночных отношений, нежелание государства терять контроль за главными промышленными объектами.[4]

     Одной из наиболее актуальных на сегодняшний  день задач является перевод экономики  Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья невелика для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ. Вероятно, корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективного превращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.

     Всё выше перечисленное можно привести к ряду мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики РБ.

     - Государству и бизнесу надо  совместно выработать правила  игры, потому что предприниматель  сегодня не может работать, не  понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.

     - Нужно развивать все сферы  и отрасли экономики, больше  внимания уделять инфраструктуре. Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги).

     - Одним из наиболее перспективных  путей привлечения иностранных  инвестиций является участие  инвесторов в процессе приватизации. Но не следует ей придавать  лавинообразный характер. Нужно  рассматривать любые возможные, но взаимовыгодные предложения.

     - Нужно усилить работу Консультативного  совета по иностранным инвестициям.  Нужно сосредоточить усилия на  установлении равных условий  для иностранных и национальных  инвесторов, на совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её на Международную систему, на разработке предложений в нормативно-правовых актах по таможенному законодательству, на совершенствовании мер государственной поддержки малого предпринимательства.

     - Крайне необходимо сотрудничество с международными организациями. Нужно продолжить последовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повысит привлекательность страны для иностранных компаний.

     - Представляется необходимым продолжение  развития СЭЗ - как одну из  самых приоритетных форм привлечения  внешних инвестиций в республику.

     - Беларусь имеет уникальное географическое положение: через её территорию проходят мировые транспортные коридоры. Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические центры, которые могли бы на высоком уровне обслуживать транзитные потоки.

     - Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально отражающие цели и задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.

     - Нужно создавать зарубежные представительства,  проводить инвестиционные конференции, форумы, торги, выставки инвестиционных проектов. 
 
 

 

      Заключение 

     Россия  остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние  автодорог, промзон и даже целых  районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.

     Эксперты  предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные притоки  превысят 1 трлн. долларов.

     К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая. Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.

     Экономисты GS уверены, что акции российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".

     Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.

 

Список  использованных источников 

Официальные документы

1.Федеральный  закон «Об инвестиционной деятельности  в РБ, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1.Инвестиционная  деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Подшиваленко и  М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.  П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

3.Экономическая  теория. Трансформирующаяся экономика:  Учебное пособие / Под ред. И.  П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.

4.Экономическая  теория: Учебник / Под ред. И.  П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

5.Экономическая  теория: Учебник для вузов / Под  ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003

Статьи  из журналов и газет

1.Вариавский  В. Риски частных инвестиций  в производственную инфраструктуру  России.// МЭиМО. 2004. № 5

2.Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2003. №11.

3.Куприянов  Д. Влияние иностранных инвестиций  на экономический рост.// Экономист. 2005. № 9.

4.Лисин  В. Инвестиционные процессы в  российской экономике //Вопросы  экономики. 2004. №6.

5.Отраслевые  и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.// МЭиМО.2005. № 9.

6.Фишер  П. Россия и мировые притоки  прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы.// Вопросы  статистики. 2005. № 9.

Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь