Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа
Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Республике Беларусь и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций и их виды
1.1Инвестиции как важный фактор экономического роста
Глава 2 .Проблемы инвестиций в современной экономике России
Глава 3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.
Таблица 3.Региональная структура иностранных инвестиций, %
Период | 2008г | 2009г | 2008г | I-II кв. 2010г |
Российская Федерация, млн. долл | 55109 | 120941 | 103769 | … |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 2,7 | 119,5 | -14,2 | … |
Доля, % и итогу | 100 | 100 | 100 | … |
Центральный федеральный округ, млн. долл. | 30101 | 78722 | 55393 | 19972 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 4 | 161,5 | -29,4 | -19,8 |
Доля, % и итогу | 54,6 | 65,1 | 53,4 | 62,1 |
Северо-Западный федеральный округ, млн. долл | 7702 | 9704 | 14488 | 3781 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 122 | 26 | 49,3 | -27,6 |
Доля, % и итогу | 14 | 8 | 14 | 11,8 |
Южный федеральный округ, млн. долл | 1259 | 2166 | … | … |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 27,5 | 72,1 | … | … |
Доля, % и итогу | 2,3 | 1,8 | … | … |
Приволжский федеральный округ, млн. долл. | 3129 | 5973 | 7712 | … |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 44 | 90,9 | 29,1 | … |
Доля, % и итогу | 5,7 | 4,9 | 7,4 | … |
Уральский федеральный округ, млн. долл. | 4290 | 3246 | 6555 | 2057 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | -20 | -24,3 | 101,9 | -49 |
Доля, % и итогу | 7,8 | 2,7 | 6,3 | 6,4 |
Сибирский федеральный округ, млн. долл. | 1909 | 14870 | 7742 | 953 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | -71,9 | 678,8 | -47,9 | -77,4 |
Доля, % и итогу | 3,5 | 12,3 | 7,5 | 3 |
Дальневосточный федеральный округ, млн. долл. | 6720 | 6260 | 8671 | ,,, |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года | 13,2 | -6,8 | 38,5 | ,,, |
Доля, % и итогу | 12,2 | 5,2 | 8,4 | ,,, |
В целом, динамика объемов иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных явлений в экономике демонстрирует снижение второй год подряд.
Согласно Росстату, за 9 месяцев 2010 года в нефинансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 9 месяцев 2008г. При этом наиболее критичное снижение инвестиций наблюдалось в первых двух кварталах – на 30,3% и 31,2% соответственно, и лишь третий квартал со снижением в 22,9% (относительно поступлений второго квартала 2008г.) продемонстрировал предпосылки к потенциальному преломлению тенденции.
В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.
Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику
Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.
Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.
По
расчетам Российского союза
Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонд
инвестиция
эГлава
3. Инвестиционная политика
в Республике Беларусь
В 2009 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9 303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе:
- прямых инвестиций - 4 821 млн. долларов;
- портфельных инвестиций - 1,9 млн. долларов;
- прочих инвестиций - 4 480,8 млн. долларов.
Из стран пребывания загранучреждений привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% от общего объема поступлений иностранных инвестиций в экономику страны.[16]
Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3%.
Из стран вне СНГ поступило 34,6% от общего объема.
Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:
- Россию (6 076,6 млн. долларов; 65,3% от общего объема инвестиций);
- Австрию (931,7 млн. долларов; 10%);
- Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1%);
- Великобританию (467,7 млн. долларов; 5%);
- Швейцарию (371,2 млн. долларов; 4%).
Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из следующих стран:
- Россия (4 026,5 млн. долларов; 82,5% от общего объема ПИИ);
- Швейцария (353,1 млн. долларов; 7,3%);
- Кипр (102 млн. долларов; 2,2%);
- Германия (51,6 млн. долларов; 1,1%).
Республика Беларусь обладает рядом преимуществ в сфере привлечения иностранных инвестиций.
Беларусь является восточной границей Европейского союза и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории.[11]
В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.[21]
Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс. Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия - символы национального промышленного прогресса, продукция которых известна во многих странах мира.
Экономика республики по своей структуре, масштабам производства является экспортоориентированной. Беларусь, сегодня дает 30% мирового производства большегрузных автомобилей, 15% минеральных удобрений, 6% - тракторов.
Перспективы своей экономики страна связывает с инновационным развитием и мобилизацией информационных ресурсов. В Беларуси создается Парк высоких технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций.
Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:
-
подписанию международных
-
созданию гарантийного
-
расширению инвестиционного
-
более полному использованию
возможностей свободных
Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.
С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.[15]
Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь