Инвестиционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Республике Беларусь и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций и их виды
1.1Инвестиции как важный фактор экономического роста
Глава 2 .Проблемы инвестиций в современной экономике России
Глава 3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

инвестиционная политика и проблемы экономического роста.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Проблема  конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

     Таблица 3.Региональная структура иностранных инвестиций, %

    Период 2008г 2009г 2008г I-II кв. 2010г
    Российская  Федерация, млн. долл 55109 120941 103769
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 2,7 119,5 -14,2
    Доля, % и итогу 100 100 100
    Центральный федеральный округ, млн. долл. 30101 78722 55393 19972
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 4 161,5 -29,4 -19,8
    Доля, % и итогу 54,6 65,1 53,4 62,1
    Северо-Западный федеральный округ, млн. долл 7702 9704 14488 3781
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 122 26 49,3 -27,6
    Доля, % и итогу 14 8 14 11,8
    Южный федеральный округ, млн. долл 1259 2166
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 27,5 72,1
    Доля, % и итогу 2,3 1,8
    Приволжский федеральный округ, млн. долл. 3129 5973 7712
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 44 90,9 29,1
    Доля, % и итогу 5,7 4,9 7,4
    Уральский федеральный округ, млн. долл. 4290 3246 6555 2057
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года -20 -24,3 101,9 -49
    Доля, % и итогу 7,8 2,7 6,3 6,4
    Сибирский федеральный округ, млн. долл. 1909 14870 7742 953
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года -71,9 678,8 -47,9 -77,4
    Доля, % и итогу 3,5 12,3 7,5 3
    Дальневосточный федеральный округ, млн. долл. 6720 6260 8671 ,,,
    Прирост, % к соотв. периоду предыдущего  года 13,2 -6,8 38,5 ,,,
    Доля, % и итогу 12,2 5,2 8,4 ,,,
 

     В целом, динамика объемов иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных явлений в экономике демонстрирует снижение второй год подряд.

     Согласно  Росстату, за 9 месяцев 2010 года в нефинансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 9 месяцев 2008г. При этом наиболее критичное снижение инвестиций наблюдалось в первых двух кварталах – на 30,3% и 31,2% соответственно, и лишь третий квартал со снижением в 22,9% (относительно поступлений второго квартала 2008г.) продемонстрировал предпосылки к потенциальному преломлению тенденции.

     В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

     Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.

     Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику

     Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

     Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При  высоком уровне износа основного  капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

     По  расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого  роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные  инвестиции в размере 100 млрд. долларов. Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования.

     Однако  все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение  о создании фонда государственных  инвестиций. К этому году в государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонд

     инвестиция  эГлава 3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь 

     В 2009 году поступления иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики  Республики Беларусь составили 9 303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе:

     - прямых инвестиций - 4 821 млн. долларов;

     - портфельных инвестиций - 1,9 млн.  долларов;

     - прочих инвестиций - 4 480,8 млн. долларов.

     Из  стран пребывания загранучреждений привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% от общего объема поступлений иностранных  инвестиций в экономику страны.[16]

     Доля  инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3%.

     Из  стран вне СНГ поступило 34,6% от общего объема.

     Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:

     - Россию (6 076,6 млн. долларов; 65,3% от общего объема инвестиций);

     - Австрию (931,7 млн. долларов; 10%);

     - Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1%);

     - Великобританию (467,7 млн. долларов; 5%);

     - Швейцарию (371,2 млн. долларов; 4%).

     Наибольший  объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из следующих стран:

     - Россия (4 026,5 млн. долларов; 82,5% от  общего объема ПИИ);

     - Швейцария (353,1 млн. долларов; 7,3%);

     - Кипр (102 млн. долларов; 2,2%);

     - Германия (51,6 млн. долларов; 1,1%).

     Республика  Беларусь обладает рядом преимуществ  в сфере привлечения иностранных инвестиций.

     Беларусь  является восточной границей Европейского союза и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных  рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории.[11]

     В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.[21]

     Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс. Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия - символы национального промышленного прогресса, продукция которых известна во многих странах мира.

     Экономика республики по своей структуре, масштабам  производства является экспортоориентированной. Беларусь, сегодня дает 30% мирового производства большегрузных автомобилей, 15% минеральных удобрений, 6% - тракторов.

     Перспективы своей экономики страна связывает  с инновационным развитием и  мобилизацией информационных ресурсов. В Беларуси создается Парк высоких  технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций.

     Стабильная  внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов.

     В Беларуси сформированы благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного  климата в республике будут реализовываться меры по:

     - подписанию международных соглашений  и договоров о предотвращении  двойного налогообложения и сохранности  инвестиций;

     - созданию гарантийного кредитного  фонда для субъектов малого  бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

     - расширению инвестиционного потенциала  банковского сектора за счет  вовлечения внешнего капитала  и средств домашних хозяйств;

     - более полному использованию  возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

     Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства  будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

     С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.[15]

     Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания  для развития рынка недвижимого  имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.

     В Беларуси сформированы благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

     Основополагающим  документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь