Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа
Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Республике Беларусь и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций и их виды
1.1Инвестиции как важный фактор экономического роста
Глава 2 .Проблемы инвестиций в современной экономике России
Глава 3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Мультипликатор – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода.
Он помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта –так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.
Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако, это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Этот эффект известен под названием принципа акселерации.
Процесс наращивания дохода может (по крайней мере на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это объясняется взаимодействием мультипликатора и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в соответствии с величиной мультипликатора.
Прикладное
значение рассмотренных теорий состоит
в том, что, владея ими, можно более
осмысленно разрабатывать экономическую
политику государства, а также прогнозировать
экономическую активность на различных
фазах цикла. Среди прочего это способствует
повышению эффективности инвестирования,
снижению потерь факторов производства
и повышению производительности их использования.
Глава 2. Проблема инвестиций
в современной экономике
России
Таблица 2. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видах
|
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам.
Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2012 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.
Однако работа по их привлечению идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ в период экономической стабилизации после 2000 г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд.долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков(для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций. Динамика их поступления характеризуется данными, представленными в таблице 2.
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. — Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр Германия Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,0 млрд долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд долл. США (на 31,2% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд долл. США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,1 млрд долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд долл. США (на 1,2% меньше).
15
декабря 2005г. агентство
Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной.
Дальнейшее повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут раст. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг.
Первое
снижение суверенных рейтингов России
со времени обострения мирового финансового
кризиса произошло в декабре 2008
г., когда международное
По мнению агентств, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании». По той же причине агентство Fitch в феврале 2009 г. понизило рейтинг России с уровня «ВВВ+» до уровня «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».
В августе 2009 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный в феврале 2009 г. В пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что оно не стало менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения было названо сохранение рисков для российской экономики.
Агентство Moody's не стало понижать рейтинг России вслед за S&P и Fitch, подтвердив в конце 2008 г. свой позитивный прогноз РФ по долговым обязательствам и депозитам, ограничившись лишь снижением прогноза по рейтингу с «позитивного» на «стабильный» (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с «Ваа2» до «Baal», прогноз по рейтингу «позитивный»). В конце октября 2009 г. агентство заявило, что, по его мнению, суверенный рейтинг России в ближайшее время останется в диапазоне «A3» - «Ваа2» и шансы на его значительное снижение невелики.
Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.
Поэтому
к числу первоочередных мер в
данном направлении следует отнести
укрепление законодательной базы деятельности
зарубежных инвесторов в отдельных
отраслях. Круг приоритетных отраслей
требует тщательного
Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.
Решению
региональных проблем во многом способствовало
бы построение общегосударственной
системы постоянного
Одной
из магистральных линий политики
федерального центра и самих регионов
в области привлечения
Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь