Инвестиционная политика в казахстанских промышленных корпорациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить закономерности инвестиционной политики Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;
2) проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;
3) рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Инвестиции в системе рыночных отношений 5
1.1 Экономическое содержание инвестиций 5
1.2 Инвестиционный проект: понятия, стадия, оценка…………………….…8

Глава 2 Анализ инвестиционной политики в промышленных корпорациях Республики Казахстан 11
2.1 Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан 11
2.2. Общее состояние инвестиционного климата…………………………....16
2.2.1 Фонд устойчивого развития "Казына"……………………………….…18
2.2.2 Государственный холдинг "Самрук"……………………………..….....19
2.2.3 СЭЗ "Онтустик"………………………………………………………..…20
2.2.4 Американские, Японские инвестиции……………………………….....20
2.2.5 Немецкие, китайские инвестиции……………………………………….21
2.2.6 Инвестиции АБР, ЕБРР………………………………………………….23
2.2.7 Инвестиции в недропользование………………………………………..24
2.2.8 Инвестиции в нефтегазовую отрасль…………………………………...25

Глава 3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Казахстан 28
3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности 28
3.2 Правовой режим привлечения иностранных инвестиций 29

3.3 Обеспечение инвестиционной привлекательности 31

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта  между инвесторами и Государственным  комитетом по инвестициям, который  предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных  органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве.

Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым  придается особое значение, а именно:

• производственная инфраструктура;

• обрабатывающая промышленность;

• объекты города Астана;

• жилье, объекты социальной сферы и туризма;

• сельское хозяйство.

Необходимость привлечения  в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального  и эффективного использования иностранных  и отечественных инвестиций потребовала  создания единого государственного органа. В соответствии с Законом  РК "О государственной поддержке  прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет  РК по инвестициям, основным предназначением  которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного  развития экономики и общества. На начало февраля 2007  года было принято 55 заявок для реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из них:

• 44 заявки приняты в конце 2006   года с общим объемом  инвестиций 302 083 105 долларов США;

• 11 заявок принято в 2007  году с объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим  образом:

• производственная инфраструктура - 9 %;

• обрабатывающая промышленность - 74 %;

• объекты города Астана - 0;

• жилье, объекты социальной сферы и туризма - 11 %;

• сельское хозяйство - 6 %.

Госкоминвестом заключено с инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217 долларов США. Контракты распределены следующим образом:

•производственная инфраструктура - 7 %;

• обрабатывающая промышленность - 86 %;

• объекты города Астаны - 0;

• жилье, объекты социальной сферы и туризма - 7 %;

• сельское хозяйство - 0.

Таким образом, процесс государственной  поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства  с различными субъектами экономики  выглядит следующим образом:

1. проведение правовой  реформы (в рамках которой ожидается  принятие еще ряда законов  помимо существующих, а также  дальнейшее совершенствование уже  существующих законодательных актов);

2. облегчение бремени налогообложения  (предоставление льгот и преференций);

3. предоставление государственных  гарантий;

4. административная реформа  (направленная на четкое определение  функций государственного управления  и преодоление бюрократизма);

5. поддержание макроэкономической  стабилизации (жесткий контроль  со стороны государства денежно-кредитной  политики, темпов инфляции, приверженность  государства политике экономических  реформ);

6. организационное оформление  иностранного и отечественного  корпоративного капитала в лице  транснациональных и национальных  компаний, акционерных обществ и  финансово-промышленных групп, составляющих  сегодня стержень экономики и  тесное сотрудничество которых  с государством, становится неизбежным  и оправданным; 

7. серьезный капитал заинтересован  в поддержке государства в  виде прямого содействия государства  в продвижении конкурентоспособной  продукции на мировые рынки  сбыта, в создании благоприятных  условий при реализации проектов  реконструкции промышленности и  производственной инфраструктуры  и т.д.;

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие  на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного  развития ключевых производств. Также  предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать  взаимные обязательства государства  и ведущих вкладчиков капитала в  осуществлении крупных, стратегически  важных проектов в целях структурно-технологической  перестройки экономики, другими  словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а  также других направлений взаимодействия.

На современном этапе  развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных  инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.

 

2.2. Общее состояние инвестиционного  климата

 

По данным комитета по инвестициям  министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 1993-2003 годах  привлечено 24,5 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. Основными инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Республика Корея и Швейцария. В отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока неохотно вкладываться в нее, предпочитая добычу сырья.

Объем инвестиций в основной капитал экономики Казахстана в  январе 2004 года составил 56,9 млрд. тенге. По данным пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем  в январе 2003 года. Министерство экономики  и бюджетного планирования ранее  сообщало, что в 2003 году инвестиции в основной капитал по сравнению  с 2002 годом возросли на 10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению экспертов, высокие  темпы развития производства товаров, создали предпосылки для развития услуг. Так, услуги связи выросли  к 2002 году на 25,4%, розничный товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%.

13 февраля 2004 года  в  Астане в ходе переговоров  был подписан протокол о создании  совместного предприятия между  НК "Казахстан инжиниринг" и  компанией "Сингапур текнолоджиз инжиниринг" (СТН). После подписания в ходе встречи с президентом СТН Тан Пхенг Хоком премьер-министр РК Даниал Ахметов сообщил, что "прошедшие переговоры стали одним из результатов визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Сингапур в 2003 году, когда было принято решение о целесообразности создания совместного предприятия с одной из сингапурских компаний". Совместное Предприятие будет работать в области электроники, нефтегазодобывающей сфере и ряда других добывающих отраслей. Эта же компания станет заниматься кораблестроением, реанимацией и реконструкцией ряда вооружений Казахстана".

"Сингапур текнолоджиз инжиниринг" специализирующаяся на электронике, аэрокосмической сфере, судостроении и производстве вооружений, была создана в 1997 году, как государственная компания. За это время она сумела войти в восьмерку самых влиятельных компаний Сингапура. В Казахстан СТН намерена принести свой опыт, менеджмент, и новые технологии в такие сферы, как добыча нефти и газа, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение и ряд других областей.

Казахстан заинтересован  в привлечении в экономику  страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в ближайшие  годы республика намерена приступить к созданию первого национального  спутника связи и вещания, поэтому  опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы весьма полезен.

Поскольку сингапурский бизнес является достаточно консервативным и  осторожным, приход серьезной сингапурской компании в РК говорит и о том  большом внимании к нашей стране, которое проявляют в настоящее  время ведущие компании этого  региона, и о привлекательности  инвестиционного климата Казахстана, созданного в последние годы.

Наибольший потенциал  для новых форм инвестиций имеет  аэрокосмическая отрасль Казахстана. Инвесторов интересуют приоритеты государства  в развитии высокотехнологических  производств. Для максимального  использования потенциала (аэрокосмической) отрасли необходимо перенести акцент с временных выгод от сдачи  в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией  космических программ и проектов. Также в текущем году Казахстан  приступил к реализации проекта  по созданию и запуску национального  геостационарного спутника связи и  вещания.

Конечно же, большую роль играют инвестиции в нефтегазовый сектор, добывающую и обрабатывающую промышленность.

В 2006 году МИТ совместно  с МИД РК  начали работу по привлечению  транснациональных крупных компаний в несырьевые секторы экономики. Для этого Мининдустрии вносит конкретные предложения по созданию специализированной структуры с сетью представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики и по содействию экспорту товаров казахстанских предприятий на внешние рынки.

 

2.2.1 Фонд устойчивого развития "Казына"  

 

Госфонд "Казына" образован в марте 2006 года и является управляющей компанией, созданной с целью диверсификации казахстанской экономики путем координации деятельности национальных институтов развития и реализации инвестиционных проектов в несырьевом секторе экономики.

В настоящее время в  составе фонда 7 институтов развития Казахстана: госбанк развития, инвестиционный и инновационный фонды, госкорпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, фонд развития малого предпринимательства, центр маркетингово-аналитических исследований и компания "Казинвест".

В ближайшие три года в  несырьевой сектор Казахстана может быть инвестировано более 10 миллиардов долларов. С 2003 по 2005 год в несырьевом секторе страны реализовано около 400 проектов. Общая стоимость проектов в этом секторе, реализованных с участием структур фонда "Казына", составляет 3,3 млрд. долларов. Доля финансирования со стороны институтов развития составила 1 млрд. долларов, которые были направлены на реализацию 136 проектов. В сфере гидроэнергетики, вслед за проектом сооружения Мойнакской гидроэлектростанции, планируется строительство еще 4 ГЭС. Кроме этого, получит развитие и практика северо-казахстанцев по производству биоэтанола.

Начиная с 2007 года фондом "Казына" планируется расширение масштабов поддержки системообразующих проектов, что должно способствовать значительному росту обрабатывающих отраслей и созданию новых отраслей, диверсифицирующих экономику.

Из заложенных в проект бюджета 2007 года в размере 21 миллиарда  тенге средств, выделяемых АО "Банк развития Казахстана", 7 миллиардов представляют собой бюджетный кредит для снижения стоимости кредитных  ресурсов банка. Остальная сумма  предназначена для увеличения уставного  капитала банка и его дочерней лизинговой компании.

Бюджетное кредитование необходимо для финансирования Банком развития Казахстана инфраструктурных проектов по приемлемым ставкам вознаграждения. Финансирование инфраструктуры по рыночным ставкам – 10-12 процентов годовых  сделает инфраструктуру более дорогой, что соответственно ляжет тяжелым  бременем на бизнес-структуры страны. Госбанки Китая, к примеру, финансируют инфраструктурные проекты под 2 процента годовых, а Внешэкономбанк Российской Федерации – от 2 до 5 процентов годовых.

 

2.2.2 Государственный холдинг  «Самрук»

 

В январе 2006 г президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев  подписал Указ о создании госхолдинга "Самрук". В соответствии с указом на первом этапе в госхолдинг, который создан для более эффективного управления государственными долями акций национальных компаний, свои госпакеты передадут 5 национальных компаний: "Казахтелеком", АО "Казпочта", компания по управлению электрическими сетями АО "Kegoc", железнодорожная компания АО "Казахстан темир жолы", нефтегазовая компания "КазМунайГаз". Кроме "Казахтелекома" все эти компании на 100 процентов принадлежат государству. Единственным акционером холдинга "Самрук" является государство в лице министерства экономики и бюджетного планирования республики. Холдинг по управлению государственными активами "Самрук"   В январе в АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" переданы госпакеты акций еще 14 предприятий. В 2006 году АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" выплатило в республиканский бюджет 4,4 млрд тенге в качестве дивидендов на государственный пакет акций, сообщили в пресс-службе холдинга.

В управление "Самрук" переданы госпакеты акций АО: "Национальная компания "Казахстан инжиниринг" (100%), "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" (50%), "Майкаинзолото" (25%), "Эйр Астана" (51%), "Шульбинская ГЭС" (92,13%), "Усть-Каменогорская гидроэлектростанция" (89,99%), "Мангистауская распределительная электросетевая компания" (94,25%), "Бухтарминская гидроэлектростанция" (90%), "Казахский научно-исследовательский институт энергетики имени академика Ш.Ч.Чокина" (50%), "КазКуат" (100%), "Экибастузский энергоцентр" (100%), "Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности" (100%), "Аэропорт Павлодар" (100%) и "Международный аэропорт Актобе" (100%).

С учетом дополнительно переданных компаний цели и задачи госхолдинга "Самрук" остаются неизменными. Это - максимизация долгосрочной ценности компаний путем совершенствования корпоративного управления и оказание поддержки развитию внутреннего фондового рынка.

 

2.2.3 СЭЗ "Онтустик"  

 

Создание СЭЗ "Онтустик" в ЮКО реализуется в рамках формирования хлопково-текстильного кластера. В июле 2005 года Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Указ о создании СЭЗ "Онтустик". Под специальную экономическую зону в Сайрамском районе ЮКО выделено 200 га земли, расположенной вблизи железной дороги, ЛЭП и газопроводы. Во всех производствах, связанных с СЭЗ "Онтустик", согласно проекту, должно быть создано 15 тыс. рабочих мест.Институтами развития проведена хорошая работа в процессе становления Специальной экономической зоны "Онтустик".

Информация о работе Инвестиционная политика в казахстанских промышленных корпорациях