Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Экономическое и социальное развитие любого общества и каждого отдельного субъекта хозяйствования основано на использовании инвестиций. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
 
 

       Успешному экономическому развитию  страны способствовало и динамичное продвижение товаров и услуг на внешние рынки. К важнейшим результатам 2008 года можно отнести существенное замедление инфляционных процессов, что наряду с динамичным развитием экономики позволило обеспечить опережающий рост реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы.

     Для того, чтобы нагляднее показать связь  между инвестициями и ростом ВВП, рассчитаем мультипликатор инвестиций за 2007 – 2009 гг.:

     М2007=(97165-79237)/(26053,3-20374,1)=3,1

     М2008=(129791-97165)/(37202,3-26053,3)=2,9

     М2009=(136790-129791)/(43377,6-37202,3)=1,1

     Как видно из расчетов мультипликатор инвестиций уменьшается, а следовательно увеличение объема инвестиций по сравнению с  ростом ВНП невелико. Уменьшение значение мультипликатора инвестиций связан с многочисленными факторами: мировой финансовый кризис, недостаток современной инфраструктуры, снижение покупательной способности населения и др.

2.3 Государственная  инвестиционная политика  Республики Беларусь.

     Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый палатой представителей 30 мая 2001 года и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 года. Он  ставит правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.

     Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом РБ как:

     1) создание юридического лица;

     2) приобретение имущества или имущественных  прав, а именно: 

  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств.

     Инвесторы имеют права и обязанности, несут  ответственность и риски, связанные  с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют объемы инвестирования, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц.

     В инвестиционном кодексе РБ инвесторам гарантируется право самостоятельно определять и осуществлять действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Государство обеспечивает равенство прав всех инвесторов, независимо от форм собственности и защиту их законных интересов. Всякая дискриминация инвестиционной деятельности исключена. Важым моментом является то, что одновременно с гарантиями декларируется стабильность прав инвестора.

     В инвестиционном кодексе РБ регулирование  инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: метод прямого участия в инвестиционной деятельности и метод создания благоприятных условий развития.

     Прямое  участие в инвестиционной деятельности предполагает:

  • принятие государственных инвестиционных программ;
  • выделение централизованных инвестиционных ресурсов на условиях платности, срочности, возвратности;
  • государственную экспертизу инвестиционных проектов;
  • предоставление концессий для национальных и инострвнных инвесторов.

     Метод создания благоприятных условий  развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвестором государственной поддержки. Важными направлениями его реализации является:

  • защита интересов инвесторов;
  • установление на территории РБ свободных экономических зон;
  • принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;
  • определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами.

     Основой для функцилнирования иностранного капатала в Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”. Он предоставляет потенциальному иностранному инвестору довольно широкие возможности для вложения капитала в национальную экономику, при этом предусматривается для них ряд правовых гарантий.

     Привлекаемые  в Республику зарубежные инвестиции (кредиты) как правило, носят целевой  характер и направляются на структурную  перестройку экономики, модернизацию действующих предпритий, расширение выпуска потребительских товаров. Приоритетными в этом отношении  являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая промышленность, стройматериалы, произвводство медицинской техники, а также проекты, связанные с энергосбережением, охранной окружающей среды и конверсией оборонных предприятий.

     С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций.

     В последнее время получила новая  форма привлечения иностранных  инвестиций – свободные экономические  зоны (СЭЗ). Их функционирование связывается с либеризацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для СЭЗ характерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной  деятельности, существующей в Беларуси.

     На  иностранных инвесторов в СЭЗ  распространяется система государственных  гарантий охраны инвестиций, которая  предусмотрена законодательством  Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь. В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны: «Брест», Витебск», «Гродноинвест», «Гомель – Ратон», «Минск», «Могилев»20.

     С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.

     Реализация  наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку  бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования -  эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 – 3 года). Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.

     Важна роль банков в усилении инвестиционной активности. Однако белорусские банки сделали далеко не всё для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков. Существуют негативные тенденции и в развитии самих кредитных  операций: всё ещё большая часть кредитов идёт не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций: значительная часть кредитов носит краткосрочный характер, отсутствует надёжный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое право, поручительства и гарантии, в целом система страхования.

Немногочисленные  инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в  основном не действуют.

     Острой  остается проблема, связанная с нехваткой амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.

     2.4 Перспективы по совершенствованию инвестиционной политики 

     К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся недостаток современной  инфраструктуры (в первую очередь  банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

     Для стабилизации экономики и активизации  инвестиций требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Потому что стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного инвестора.

     Для эффективного вовлечения в экономику  республики иностранных капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу по дальнейшему стимулированию и совершенствованию механизма привлечения иностранных капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как-то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа этих структур малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на неудачу в силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для принятия решения о целесообразности их реализации.

     Вызывает  озабоченность недостаточно эффективное  использование такого инструмента  в формировании благоприятного инвестиционного  климата, как свободные экономические  зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля.

     Весьма  актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон).  

     С этой целью Минэкономики и другими  заинтересованными органами должна быть разработана методика расчета критериев инвестиционного климата и осуществления такого мониторинга. Одновременно необходимо организовать сотрудничество с одним из ведущих специализированных международных агентств по получению странового инвестиционного рейтинга.

     Необходимо  использовать всю мощь государственных  кредитно-финансовых и правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности. Кредиты государственных банков нужно направить на поддержку исключительно как высокотехнологичных, так и растущих отраслей экономики с длительным производственным циклом, обязательно прибыльных. Необходимо также провести мобилизацию свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; предоставить налоговые льготы банкам, отечественным и иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их  деятельности.

     В целях уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования следует в кратчайшие сроки унифицировать налоговое законодательство Беларуси и России. Источником прибавки к экономическому и инвестиционному росту в стране могло бы стать интенсивное развитие частного предпринимательства - малого и среднего бизнеса. Кроме развития конкуренции, поглощения высвобождающейся избыточной рабочей силы это позволит создать ряд новых, прежде всего инновационных производств в оптимальной форме малых предприятий. Необходимо также использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ