Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:21, курсовая работа
Экономическое и социальное развитие любого общества и каждого отдельного субъекта хозяйствования основано на использовании инвестиций. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту6.
В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.
Характерная особенность инвестиций – их нерегулярность. С точки зрения той или иной отрасли экономики в ближайшее время инвестиции в ней могут не предвидеться, но коррективы могут произойти незамедлительно. Технические и технологические сдвиги в какой-то одной отрасли могут вызвать быстрые и интенсивные инвестиции в других, смежных отраслях экономики. Например, технический прогресс в автомобильной промышленности всегда вызывает поток инвестиций в нефтехимические отрасли производства. Аналогичное происходит, по существу, со всеми взаимосвязанными друг с другом отраслями экономики. Колебания в инвестициях происходят в зависимости от размера текущей прибили: прибыль стабильна - стабильны и инвестиции; прибыль растет – растут инвестиции; появляются тенденции к падению прибыли – тут же ограничиваются и инвестиции. Непостоянство прибыли увеличивает нестабильность инвестиций.
Для
определения зависимости
Мультипликатор вычисляется по формуле:
М=∆ВНП/∆I7
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС. Наряду с автономными, существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса.
Инвестиции находятся в определенной зависимости от фактора экономического роста, для выяснения которой следует предварительно определить понятия валовых и чистых инвестиций.
Валовые инвестиции – это затраты на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.
Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала8.
Динамика показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики: величина чистых инвестиций показывает, в какой фазе развития находится экономика страны. Если объем валовых инвестиций превышает объем амортизационных отчислений, то прирост производственного потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство, экономика находится в стадии подъема.
При равенстве валовых инвестиций и амортизационных отчислений, т.е. нулевом значении чистых инвестиций, в экономику в данном периоде поступает такое же количество инвестиционных средств, какое и потребляется, имеет место простое воспроизводство общественного продукта, характеризующееся отсутствием экономического роста.
Если
величина валовых инвестиций меньше
суммы амортизационных
Мировой инвестиционный опыт показывает, что стабильный и быстрый экономический рост, как правило, связан с исключительно высокими уровнями сбережений и инвестиций.
В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом росте говорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный период резкий скачок в экономическом развитии. При этом произошел переход из порочного круга “низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов” к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель использовалась в Гонконге, Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Чили.
Так, после периода резкого сокращения инвестиций (2003 гг.) наметился их рост, в Польше, где с 2008 г. он стал локомотивом оживления экономики. При этом в 2008 ВВП Польши составил 632 млрд. долл. ВВП Польши за 2009 год вырос на 1,7% (ВВП за 2008 г. составил 5%). Рост промышленной продукции достиг 1,1% (в 2008 г. – 6,6%), строительства – 4,7% (в 2008 г. - 9,1%), рыночных услуг – 2,5% (в 2008 г. - 5,3%). Одновременно, капитальные вложения в экономику уменьшились на 0,3% в сравнении с 8,2-процентным ростом в 2008 г. Соотношение капитальных вложений брутто к ВВП Польши составило 21,0% (в 2008 г. – 22,1%). Число частных предприятий в Польше увеличилось на 3,4% в 2007 г. до 4,8 в 2008 г., а предприятий с участием иностранного капитала – на 5,2% по сравнению с 2007 г9.
В Чехии по итогам первого полугодия, количество инвестиционных проектов, привлеченных компанией CzechInvest, увеличилось с 83 до 124. Величина инвестиций в 2009 году составила 20 миллиардов крон (примерно 826 миллионов евро). Уровень ВВП в 2008г. составил 5,2%, в 2009 – 3,9%10.
Не всякие инвестиции играют позитивную роль в экономическом процессе. Инвестиции могут быть также “ошибочными”, то есть, направленными в бесперспективные секторы и виды производства. Это случается обычно из-за неверной информации о будущем. Когда органы хозяйственного управления, принимающие решения об инвестициях, просто-напросто не могут верно определить, производство какой продукции будет выгодным или (как в бывшем СССР), когда, в целом, экономическая политика, стратегия, сориентированы неверным образом. Так, в Болгарии инвестиции направлялись главным образом в отрасли, обеспечивающие высокую прибыль за счет мелких и краткосрочных вложений, потребность в которых не столь велика, свыше 4/5 общего числа инвестиционных сделок с иностранным участием представляли вложения размером до 10 тыс. долл., при этом 2/3 из них - микроинвестиции объемом до 1 тыс. долл. На вложения объемом свыше 2 млн. долл. приходилось только 1,8% общего числа инвестиционных сделок. Ошибочные инвестиции означают расточение ресурсов, поскольку связывают их в проектах, которые не приведут к намеченному росту экономики.
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Главной
задачей государственной
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
* выбор
источников и методов
* определение сроков реализации;
* выбор
органов, ответственных за
* создание
необходимой нормативно-
* создание
благоприятных условий для
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Под
научно-технической политикой
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Одним
из ярких примеров, показывающих положительное
влияния государственной
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сыграли решающую роль в поддержании устойчиво высоких темпов экономического развития Вьетнама, в условиях, когда национальный капитал был слаб и мало производителен. Социально-ориентированная экономическая стратегия, реализованная при сохранении политической стабильности, создала хорошие стартовые условия для притока иностранного капитала во Вьетнам. На первом этапе после принятия «Закона об иностранных инвестициях» иностранным инвесторами Вьетнама преимущественно являлись страны АСЕАН, Япония и НИС Азии, но постепенно в движение иностранного капитала во Вьетнам включились Китай, ЕС и США.
В глазах инвесторов Вьетнам является страной с рынком дешевой рабочей силы, низкими пошлинами, поэтому иностранные капиталы вкладывались в трудоемкие отрасли: текстильная, швейная отрасли, переработка сельхозпродукции, сборка электроники, производство изделий художественных промыслов и т.д.
Из 36,12 млрд. долл. иностранных прямых инвестиций, зарегистрированных в 2009, бoльшая часть поступила из Восточной и Юго-Восточной Азии (в млрд. долларов): Сингапур – 8,3, Тайвань – 5,3, Япония – 4,6, Южная Корея – 3,1, Сянган – 2,7, Малайзия – 2,4, Таиланд – 2,1, Филиппины – 0,69, Индонезия – 0,444. Среди европейских держав в этом отношении лидировала Франция, среди американских – США, с показателями соответственно 3,5 млрд. и 2,4 млрд. долларов. Поступления из Китая составили 412 млн. долларов, из России – 199 млн.
Инвестирование в модернизацию производства и совершенствование переработки, в повышение качества продукции позволили начать выпуск новых видов товаров, соответствующих международным стандартам. Это сыграло решающее значение для развития экспорта и увеличения притока в страну иностранной валюты. Экспорт продукции в 2009 году, произведенной полностью иностранными или совместными фирмами по сравнению с предыдущим годом, вырос на 45%.
Используя иностранный капитал, Вьетнам выделился как одна из устойчиво развивающихся стран Азии. В 2008 году рост ВВП составлял 5,2%, в 2009 году – 6,5%11.
Еще одним положительным примером проведения государственной инвестиционной политики является Венгрия.