Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:44, реферат
Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг.
Введение………………………………..……….……………………………2
Факторы, определяющие инвестиционную политику в сфере ЖКХ…….5
Инвестиционные программы предприятий ЖКХ…………………………7
Разработка производственной программы предприятия ЖКХ……...……8
Основные составляющие разработки производственных программ организациями коммунального комплекса……………...………………………9
Требования и условия участия инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ……………………………………………………………………16
Механизмы снятия барьеров для притока частных инвестиций в ЖКХ.19
Инвестиции в модернизацию ЖКХ……………………………………….21
Типичные недостатки ТЭО………………………………………………...24
Новости инвестиций в ЖКХ……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………...38
Распределение экономического эффекта:
Сегодня существует ряд возможностей привлечения необходимых инвестиций в сектор ЖКХ. Такую возможность могут дать:
Так, к примеру в 2012 году было инвестировано:
Несмотря
на всевозможные административные усилия
на разных уровнях, модернизация, а
вместе с ней и повышение
Причины
такого положения вполне очевидны.
Здесь и недоработки
Подготовка
инвестиционного проекта
Разработка ТЭО начинается со сбора первичной информации об объекте. Хорошим подспорьем в этой работе могли бы стать результаты обязательного энергоаудита, проводимого в соответствии с требованиями 261-ФЗ. Однако пока надежда на результаты энергоаудита не только как ценный источник первичной информации, но и обоснованных рекомендаций, не оправдывается. Причин тому несколько. Во-первых, в большинстве случаев у компаний и организаций отсутствует заинтересованность в получении результатов качественно проведенного энергоаудита. Энергоаудит заказывается в лучшем случае для того, чтобы отчитаться на предмет соответствия требованиям законодательства по обязательному энергоаудиту. В худшем случае выстраивается длинная цепочка посредников, в результате чего реальному исполнителю достается лишь малая доля от первоначального бюджета, и он работает в соответствии с известным принципом, - «сколько пива - столько песен». Причем все это происходит в последнюю четверть отведенного на исполнение договора энергоаудита времени, т.е. наспех по имеющемуся шаблону. Оборотной стороной отсутствия заинтересованности у компаний и организаций является отсутствие стимулов к проведению качественных энергоаудитов со стороны государства.
В
странах ЕС и США энергоаудит
является обязательным условием получения
государственной поддержки
Во-вторых, девальвировано само понятие
энергоаудита и ожидаемых от
него результатов.
Работа энергоаудитора имеет
смысл, если она заканчивается
инвестиционным планом, в котором
хорошо продумана техническая
составляющая проектов (в идеале
даже вариантно) и просчитана
их экономическая
В этом случае клиент получает не просто фотографию объекта, картинка на которой ему и так хорошо знакома, а углубленный анализ ситуации с эффективностью энергопотребления, диагноз в виде экономически обоснованного потенциала энергосбережения и четкие рекомендации по его реализации.
В-третьих, подобного уровня продукт энергоаудита может стать результатом работы только квалифицированного энергоаудитора или команды энергоаудиторов во главе с ним. Однако современная российская действительность дает многочисленные примеры, подобные тому, как 72-часовых курсов оказывается достаточно, чтобы выдать сертификат энергоаудитора, дающий возможность выпускнику курсов проводить энергетические обследования и разрабатывать энергетические паспорта.
Единственным барьером на пути потока откровенной халтуры могли бы стать профессиональные СРО. Однако большинство энергоаудиторских СРО созданы по «отраслевому принципу». Основным принципом их формирования был не профессионализм персонала и опыт самих компаний в области энергоаудиторских обследований, а отраслевая принадлежность или территориальная общность. В результате в члены некоторых СРО были приняты даже производители оборудования, что ставит под сомнение один из фундаментальных принципов энергоаудита, а именно, его независимость. Подобные энергоаудиторы будут заинтересованы, прежде всего, в предложениях, связанных с продажей оборудования собственного производства, что может не совпадать с интересами самого заказчика.
Ошибка 1. Завышение требуемой мощности. Просчеты начинаются с неправильной оценки перспективной потребности в тепле.
На сегодняшний момент еще очень немногие потребители оборудованы приборами учета расхода тепла (впрочем, как и источники тепла, т.е. не известно, сколько реально тепла подается котельной или ТЭЦ в распределительную сеть). Причем даже в тех городах, где этот процесс идет высокими темпами или даже уже завершается, оказывается, что в силу разных причин приборы учета либо не функционируют, либо их показания не снимаются и, соответственно, не являются основой расчета платы за потребленное тепло.
В
результате при определении нагрузок
сооружаемой или
В отношении небольших городов, большинство из которых относится к категории моногородов, остаются вне поля зрения перспективы их выживания, а, соответственно, и потребности в тепле на перспективу 10-15-20 лет, т.к. речь идет об инфраструктурных объектах не только с длительными сроками службы, но и с длительными сроками окупаемости.
Как
ни странно, но именно местные администрации
выступают сторонниками «задирания»
вверх кривой потребности в тепле,
не осознавая экономических
Ошибка 2. Обременение излишними обязательствами. Еще одним камнем в огород администраций является необоснованность их требований к частным инвесторам, готовым участвовать в финансировании и выступать в качестве девелоперов* строительства новых или модернизации старых источников тепла, в части обязательной реконструкции системы распределения тепла. Этим нарушается базовый принцип привлечения частного капитала в проекты, основанные на частно-государственном партнерстве, когда государство берет на себя наименее эффективные части проектов, отдавая наиболее привлекательные компоненты частному капиталу. Именно таким образом странам ЕС удается постоянно наращивать приток частного капитала в модернизацию объектов инженерной инфраструктуры городов.
Речь вовсе не идет о том,
чтобы совсем отказаться от
модернизации системы
Ошибка 3. Отсутствие комплексного подхода. Нередко проекты по строительству или модернизации котельных рассматриваются в отрыве от долгосрочной концепции теплоснабжения всего населенного пункта, построенной не на основе устаревшей схемы теплоснабжения, а построенной в принципиально новых экономических условиях. Что здесь имеется ввиду? Прежде всего, возможность закольцовывания или сооружения перемычек между «островными» системами теплоснабжения, комбинированного использования существующих и вновь сооружаемых источников тепла для покрытия базовой и пиковой потребности в тепле, перехода от отрытой к закрытой и от зависимой к независимой системе и т.п. Грамотно проработанная концепция может существенно повысить эффективность предлагаемых проектов, снизить риски для его участников и, соответственно, снизить стоимость финансирования.
Ошибка 4. Слабость договорной базы. Часто в ответ на вопрос о наличии долгосрочного контракта на покупку топлива, продаже тепла и/или электроэнергии или наличии долгосрочного арендного договора на управление муниципальной собственностью и т.п. девелоперы отвечают по-российски - «у нас есть договоренности» или «договоримся». Ни та, ни другая формула отношений неприемлема ни для банка, ни для лизинговой компании, ни для инвестора. Проект всегда должен быть подкреплен комплексом договорных отношений с «внешним миром». На этапе инвестиционной заявки/ТЭО достаточно зафиксированных на бумаге предварительных договоренностей, но они обязательно должны быть частью этих документов. Однако даже они должны выглядеть достаточно убедительно для финансирующей структуры. Это означает, как минимум, наличие в них срока действия, превышающего срок действия предполагаемого кредитного соглашения, указания на объемы, график и качественные параметры поставляемого топлива или отпускаемого тепла.
Ошибка 5. Отсутствие предварительных договоренностей о присоединении электрической мощности. Еще более сложна организационная сторона реализации проекта строительства ТЭЦ, т.к. здесь вступают в силу взаимоотношения с электросетевой компанией, выдающей разрешение на присоединение новой генерирующей мощности. Практика показывает, что в большинстве случаев девелопер оказывается разочарован условиями на присоединение. Как правило, искусственно завышенные затраты, связанные с присоединением, делают проект экономически необоснованным. Поэтому в целях экономии времени и затрат на подготовку инвестиционной заявки/ТЭО девелоперу настоятельно рекомендуется начать переговоры с электросетевой компанией уже на самом начальном этапе разработки проекта.
Доля негосударственных инвестиций в коммунальное хозяйство в ближайшие пять лет может вырасти до 30%, такие показатели содержатся в оказавшемся в распоряжении РИА Новости проекте госпрограммы обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.