Инвестиции в ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг.

Содержание

Введение………………………………..……….……………………………2
Факторы, определяющие инвестиционную политику в сфере ЖКХ…….5
Инвестиционные программы предприятий ЖКХ…………………………7
Разработка производственной программы предприятия ЖКХ……...……8
Основные составляющие разработки производственных программ организациями коммунального комплекса……………...………………………9
Требования и условия участия инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ……………………………………………………………………16
Механизмы снятия барьеров для притока частных инвестиций в ЖКХ.19
Инвестиции в модернизацию ЖКХ……………………………………….21
Типичные недостатки ТЭО………………………………………………...24
Новости инвестиций в ЖКХ……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ В ЖКХ.docx

— 78.39 Кб (Скачать)

Финансовые потребности определяются исходя из затрат на реализацию производственной программы организации и величины необходимой прибыли. В финансовые потребности, связанные с реализацией  программы, рекомендуется включать весь комплекс расходов, включая затраты  на проектно-изыскательские работы, приобретение материалов и оборудования, строительно-монтажные  работы, пусконаладочные работы, регистрацию  объектов, аренду земли. Кроме того, нужно учитывать дополнительные налоговые платежи, которые возникнут  у организации вследствие реализации мероприятий производственной программы. При определении финансовых потребностей необходимо учитывать прогноз изменения  стоимости ресурсов в тот или  иной период реализации программы.

При разработке производственных программ организации необходимым является осуществление расчета производственных мощностей организации коммунального  комплекса с целью разработки мероприятий по повышению эффективности  использования имущества. В последнее  время у некоторых организаций  коммунального комплекса наблюдается  тенденция снижения объемов оказанных  коммунальных услуг, и как следствие, снижение использования задействованных  производственных мощностей. Таким  образом, организации коммунального  комплекса осуществляют затраты  на техническое обслуживание и содержание производственных мощностей, которые  фактически задействованы на 60-70%. Разработка мероприятий по рациональному использованию  имущества позволит минимизировать затраты организации коммунального  комплекса и увеличить рентабельность деятельности.

Тарифы ЖКХ формируются с  учетом затрат по текущей эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и прогнозируемых объемов оказываемых  услуг.

Подготовленный проект производственной программы организации ЖКХ подлежит согласованию органами местного самоуправления. На практике представленные проекты  производственных программ организации  ЖКХ подлежат корректировке по причине  выявления органами местного самоуправления неэффективных статей затрат. Как  правило, происходит урезание расходов, неподтвержденных документами, расчетами, копиями договоров, счетов-фактур либо по причине выявления ошибок в  расчетах.

Типичными ошибками при подготовке и разработке проектов производственных программ организациями коммунального  комплекса являются:

1. При планировании затрат по статье «Амортизация» организации коммунального комплекса продолжают включать в тарифы ЖКХ амортизацию имущества, по которому произошло полное списание первоначальной стоимости. Учет амортизационных отчислений на данное имущество в тарифе является обоснованным только после переоценки стоимости имущества путем проведения мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту.

2. При определении затрат по статье «Оплата труда» организации коммунального комплекса применяют завышенные нормативы численности рабочих, специалистов, служащих и руководителей. Кроме того, в расчетах фонда оплаты труда включаются доплаты работникам за совмещение. В этом случае необходимо представлять обосновывающие расчеты нормативной численности работников.

3. При определении затрат по статье «Транспортные расходы» организации осуществляют двойной учет данных расходов по статьям «Цеховые расходы» и «Прочие прямые расходы».

4. При определении затрат по статье «Обще эксплуатационные расходы» организации включают необоснованно расходы на добровольное медицинское страхование, добровольное страхование имущества и т.д. Все расходы на добровольное страхование подлежат исключению из себестоимости услуг и могут быть профинансированы за счет чистой прибыли организации.

5. В отношении распределения «Цеховые расходы» и «Общеэксплуатационные расходы» в учетных политиках организаций коммунального комплекса не предусмотрен механизм их распределения.

В проектах производственных программ организаций ЖКХ отсутствуют  обосновывающие материалы, подтверждающие расчеты тарифы ЖКХ организаций, наблюдаются ошибки при индексации цен фактически заключенных договоров, либо несоответствие сумм, предусмотренных  договорами расчетам, представленными  организациями. Сложными вопросами  по-прежнему остаются:

- обоснование финансовых потребностей  для реализации производственной  программы организации; определение  источников ее финансирования; расчет  эффекта от реализации производственной  программы организации ЖКХ; соответствие  планируемых тарифы ЖКХ на  очередной период уровню доступности  услуг для потребителей; соответствие  планируемых тарифов на очередной  период утвержденным предельным  индексам роста.

Утвержденная производственная программа  организации является основанием для  установления тарифов на ЖКХ. Процесс  разработки производственной программы  должен осуществляться на основе принципов  системности, целесообразности, обоснованности, достоверности, прозрачности, рациональности использования производственных мощностей, оптимизации затрат организаций  коммунального комплекса. Именно такой  подход позволит обеспечить более высокий  уровень рентабельности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

Внедрение автоматизированных систем учёта энергоресурсов — это в  первую очередь получение точных данных по энергопотреблению. Кроме  того, наличие полной, документированной, дифференцированной по структурным  подразделениям и оперативной информации об энергопотреблении — это и  расширение поддержки программ энергосбережения за счёт персонализации ответственности  за энергопотребление, и механизм оперативного и объективного контроля реализации программ энергосбережения.

Энергосбережение начинается там, где начинается учёт, причем учёт автоматический, как наиболее полный, точный и оперативный, позволяющий управлять потреблением энергоресурсов в диспетчерском  режиме, проводить наиболее актуальные энергосберегающие мероприятия, контролировать соблюдение технологической дисциплины.

Внедрение системы коммерческого  учёта позволяет снизить затраты  на энергоресурсы за счёт:

    • точности расчётов с энергоснабжающими организациями и субабонентами (арендаторами);
    • возможности использования оптимального на данный период времени тарифа и поставщика(тарифы изменяются 1 раз в год и публикуются за 1-3 месяцадо начала действия);
    • уменьшения заявленной мощности; повышения оперативности обнаружения иустранения отклонений от установленных режимов потребления; оптимизации графиков потребления.

Внедрение систем технического учёта  позволяет снизить объём потребления  за счёт:

    • повышения оперативности управления энергопотреблением; централизованного контроля потребления энергоресурсов; документированного контроля потребления энергоресурсов структурными подразделениями;
    • персонализированного контроля соблюдения технологическойдисциплины и оптимизации режимов работы оборудования;
    • повышения оперативности выявления непроизводственных потерь энергоресурсов в виде протечек, аварийных режимов работы оборудования; повышения оперативности выявления и ликвидации несанкционированных подключений;
    • повышения точности и оперативности сбора данных для внедрения на предприятии энергетического менеджмента (в частности системы нормирования энергопотребления);
    • предоставления руководству объективного инструмента контроля реализации проводимых мероприятий и программ энергосбережения.

Экономический эффект от внедрения  автоматизированной системы учёта  энергоресурсов зависит от специфики  каждого конкретного предприятия  или подразделения и, конечно, от тех мер, которые принимаются  на основании получаемой информации. Чем выше энергоёмкость производства, тем больше неучтённых потерь, а  значит тем ощутимее суммарный эффект от внедрения автоматизированной системы  учёта.

Требования и условия участия  инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ: средства государственной  поддержки.

■ Наличие детально проработанной инвестиционной программы

■ Распространенные условия:

- Общеэкономическая эффективность (вклад в ВРП)

- Бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений)

- Финансовая эффективность (ВНД, сроки окупаемости)

- Удовлетворение требованиям и условиям соответствующей целевой программы

■ Распространенные формы участия в проектах:

- Софинансирование проектов

- Выделение бюджетных средств на реализацию проекта

- Участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта

- Предоставление объектов инфраструктуры в долгосрочную аренду, заключение концессионных соглашений

- Выполнение контрольных функций при реализации соглашения между инвестором и частным оператором

- Предоставление гарантий и поручительств

Требования и условия участия  инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ : инфраструктурные инвесторы.

■ Наличие детально проработанной инвестиционной программы

■ Распространенные условия:

- Период реализации проекта (например, ВЭБ участвует в долгосрочных проектах со сроком реализации от 5 до 30 лет)

- Ограничения по сумме проектов (например, сумма проектов ВЭБ - не менее 2 млрд руб., Инвестиционного фонда РФ - не менее 5 млрд руб.)

- Ограничения по доле либо сумме вложений частного инвестора

- Ограничения по рентабельности проекта

■ Частные условия:

- Наличие поручителя по кредиту

- Ограничения по численности населения городов, в которых предполагается реализация проектов (ОАО «Евразийский» осуществляет инвестиции в объекты водоснабжения в городах с численностью более 5 млн чел.)

■ Распространенные формы участия в проектах:

- Предоставление кредитов, займов

- Участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта

- Предоставление гарантий и поручительств

Требования  и условия участия инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ: частные операторы.

  • Распространенные условия:

- Заключение договора долгосрочной аренды, заключение концессионного соглашения с собственником объектов инфраструктуры

- Согласование уровня тарифов

- Предоставление органами власти гарантий/поручительств по кредитам

- Участие бюджетных средств в финансировании

- Выполнение условий по срокам окупаемости, уровню рентабельности

- Предоставление льгот со стороны органов власти Распространенные формы участия в проектах:

  • Распространенные формы участия в проектах:

- Непосредственная реализация проектов за счет собственных средств

- Реализация проектов за счет привлеченных средств (бюджетные средства, заемные средства)

- Участие в СП с органами власти

Фонды ЖКХ находятся в катастрофическом состоянии и сама собой проблема не решится.

Состояние:

  • Уровень износа основных фондов  в среднем по стране превышает 60%, по отдельным муниципальным образованиям - 90%.
  • Для реформирования отрасли требуется около 14,7 трлн. руб. до 2020 г.
  • Органы местного самоуправления не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно.
  • Объем частных инвестиций в сектор ЖКХ недостаточен для исправления положения, бюджетных средств также не хватает

Проблемы:

  • Отсутствие гарантий возврата инвестиций;
  • Непрозрачные механизмы возврата инвестиций и тарифообразования;
  • Необходимость для органов власти сохранять контроль за предприятиями;
  • Ограничения на рост тарифов;
  • Наличие объектов инфраструктуры, не прошедших инвентаризацию;
  • Распространенные краткосрочные договорные модели работы между собственником объектов и арендатором.

Ключевая  проблема сектора - недостаток инвестиций. Если не снять барьеры для обеспечения их притока, то через 5-7 лет в секторе наступит катастрофа. Органы государственной власти это понимают и принимают соответствующие меры.

Механизмы снятия барьеров для притока частных  инвестиций в ЖКХ.

Непрозрачные механизмы возврата инвестиций:

  • Возможность применения методики доходности на инвестированный капитал (RAB) при передаче тепловой энергии
  • Соглашение о получении валовой выручки на постоянном уровне (возврат инвестиций осуществляется за счет применения более эффективных технологий и снижения потерь), заключение энергосервисных контрактов
  • Заключение долгосрочных договоров аренды
  • Гарантия инвестору оплаты коммунальных услуг в течение определенного периода по льготному тарифу для возврата инвестиций (в случаях, если инвестор является пользователем услуг ЖКХ)

Отсутствие  гарантий инвестиций:

  • Участие в капитале предприятий, реализующих инвестпрограмму;
  • Закрепление инвестиционных обязательств по модернизации объектов инфраструктуры при проведении конкурсов на заключение долгосрочного договора аренды;
  • Закрепление инвестиционных обязательств в концессионном соглашении;
  • Привлечение бюджетных/заемных средств и поручительство органами власти по займам, привлекаемым для реализации инвестрпрограмм.

Информация о работе Инвестиции в ЖКХ