Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2010 году.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
- дать определение инвестиций, их классификацию;
- рассмотреть особенности экономической оценки инвестиций;
- выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- на акционерный капитал.
где:
НПпк - норма прибыли на полный капитал;
НПак - норма прибыли на акционерный капитал;
ЧП – чистая прибыль;
К, Ка – соответственно полный и акционерный капитал.
Однако норма прибыли зависит не только от величины авансированного капитала, но и от его строения. Она будет выше там, где больше удельный вес переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее предприятие не отказывается от внедрения новых машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение года, тем выше норма прибыли.
Полученные расчетные показатели нормы прибыли сопоставляются с установленными для фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).
Одним из основных условий успешного развития инвестиционной деятельности является наличие нормативной базы, определяющей объекты и субъекты инвестиций, формы инвестиционной деятельности, дающей гарантии по сохранности вложений капитала для инвесторов.
В Республике Беларусь такая база создана, причем гарантии для инвесторов являются одними из самых высоких в мире.
Основополагающими документами являются Инвестиционный Кодекс от 22 июня 2001 года №37-З [1], Указ Президента Республики Беларусь №299 от 5 мая 2006 года «Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении» [3], Указ Президента Республики Беларусь №562 от 16 октября 2008 года «Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2009 год» [4], постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2008 года №198 «Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» [6], Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года №2068 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году» [5], Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [2].
С целью стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Схематически система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь изображена на рисунке 2.
Рисунок 2. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Примечание. Источник: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З
Одной из основных форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является принятие и финансирование государственных инвестиционных программ.
Программа на 2009 год предусматривала следующие инвестиционные вложения:
-
финансирование строительства
-
финансирование строительства
-
финансирование строительства
-
финансирование строительства
- финансирование строительства строек и объектов за счет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 857 705 тыс. рублей
-
финансирование строительства
Всего государственная инвестиционная программа Республики Беларусь на 2009 год предусматривала вложение 2 940,5 млрд рублей в развитие экономики Республики Беларусь.
Объем выдачи инвестиционных кредитов, предусмотренный основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году, составил 7 000 – 7 500 млрд рублей. Зная, что показателями прогноза социально- экономического развития на 2009 год предусматривалось получить ВВП в размере 153 800 – 159 300 млрд. рублей, нетрудно определить размер прямого участия государства в инвестициях – 6,5% от ВВП.
В области создания благоприятных условий для инвесторов необходимо рассмотреть Декрет №10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В силу данный документ вступил 6 ноября 2009 года. Его назвали прорывом в области привлечения иностранных инвестиций.
В соответствии с Декретом №10 ввелась трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставленных преференций и льгот.
В соответствии с п. 2 Декрета №10 инвесторы имеют право на:
-
строительство объектов, предусмотренных
инвестиционным проектом, параллельно
с разработкой, экспертизой и
утверждением в установленном
порядке необходимой проектно-
-
предоставление без проведения
аукциона на праве аренды
Инвесторы освобождаются от:
- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;
- возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
- уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе в Республику Беларусь оборудования и запасных частей к нему;
- уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Предлагаемые нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.
Одновременно
с Декретом №10 глава государства
подписал Указ №413 «О предоставлении физическим
и юридическим лицам полномочий
на представление интересов
Таким
образом, можно сделать вывод, что
государство в Республике Беларусь
не стоит в стороне инвестиционных
процессов в экономике. Наоборот,
при помощи прямых и косвенных
инструментов активно воздействует
на формирование благоприятного климата
для привлечения капиталов из-
Благодаря
нацеленности экономики на ускоренное
техническое перевооружение в 2009 году
сохранилась положительная
В I полугодии 2009 года было использовано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 117,6% к уровню I полугодия 2008 года.
В
таблице 1 приведены данные по основным
показателям инвестиций в Республике
Беларусь в I полугодии 2009 года.
Основные показатели инвестиций в Республике Беларусь в 2009 году
Таблица 1
Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс],[1]
Как видно из таблицы 1, несмотря на положительную динамику инвестиций в целом, в 2009 году темпы роста инвестиций снизились на 6%. Под большим вопросом находится выполнение прогнозного показателя по инвестициям в основной капитал. Ведь для достижения годового темпа в 23%, темп роста инвестиций во втором полугодии должен составить не менее 29%, что в условиях финансового кризиса и снижающейся деловой активности представляется очень маловероятным.
Показательно наметившееся изменение направления расходования инвестиций: как и в предыдущие годы большую часть в I полугодии 2009 года (63,7%), составили инвестиции в объекты производственного назначения, однако темпы их роста меньше, чем в объекты непроизводственного назначения.
В таблице 2 представлены данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года.
Данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года
Таблица 2
Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], [2]
Как демонстрирует таблица 2, лидером по привлечению инвестиций в основной капитал в I полугодии 2009 года является город Минск. Распределение долей регионов Республики Беларусь в процентном выражении показано на рисунке 3.
Рисунок 3. Доли регионов в инвестиционных вложениях в I полугодии 2009 года
Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр. 3
Несмотря
на лидерство г. Минска в абсолютной
величине привлеченных инвестиций, что
объясняется привлекательностью столицы
как бизнес центра, по темпам роста
инвестиций абсолютное первенство принадлежит
Брестскому региону. Это свидетельствует
о качественно лучшем подходе
руководства области к
В
I полугодии 2009 года организациями государственной
формы собственности
Удельный
вес инвестиций, использованных организациями
государственной формы
Данные об инвестициях в основной капитал по источникам финансирования приведены в таблице 3.
Наибольший интерес в таблице 3 представляют данные о привлечении иностранных инвестиций. Ведь именно они приносят с собой кроме капитала новые технологии, влияют на достижение положительного сальдо торгового баланса страны, нивелируя отрицательные влияния растущего импорта.
Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь