Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2010 году.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
- дать определение инвестиций, их классификацию;
- рассмотреть особенности экономической оценки инвестиций;
- выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- расходы на потребление, техническое обслуживание и эксплуатацию;
- налогообложение фирм;
- технологические изменения;
- имеющийся запас капитальных товаров;
- ожидания.
Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каков механизм воздействия инвестиций на экономику и каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.
Одна точка зрения состоит в том, что инвестиции – главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста её экономики.
Согласно другой точки зрения, цепочка причинно-следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведёт к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать.
Эти
два подхода диаметрально расходятся
в рекомендациях относительно того,
как государство может
Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах будут работать, какие окажутся неэффективными, и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов.
Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.
В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.
Условно
первая модель называется «американской»,
вторая - «японской» и третья - «тайваньской».
Приводимая классификация представляет
собой попытку
В
рамках американской модели (которая
характерна для многих стран мира,
а не только для США) ключевая роль
в государственной
Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.
Наконец, тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.
В Республике Беларусь была предпринята попытка создания «тайваньской» модели. Однако в условиях острого инвестиционного кризиса в Республике Беларусь государство пытается делать «все сразу» - стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование частным инвестиционным проектам. Необходимо отказаться от попыток влиять на все стороны инвестиционного процесса и контролировать финансирование большинства инвестиционных проектов, и сосредоточить внимание на создании благоприятного инвестиционного климата и на финансировании исключительно капиталовложений в социальную сферу и отрасли инфраструктуры.
В большинстве стран Восточной Европы государство уже на первых этапах перехода к рынку отказалось от всеобъемлющих инвестиционных задач и сосредоточилось на законодательной и налоговой реформе, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует о том, что наибольшего успеха удалось достичь тем странам, в которых была выработана четкая стратегия инвестиций и государство отказалось от попыток делать «все сразу».
Иностранные инвестиции в странах с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, играют существенную экономическую роль, дополняя относительно невысокие внутренние сбережения, способствуя ускоренной интеграции этих стран в мировую экономику, улучшая состояние государственного бюджета и создавая предпосылки для широкомасштабной приватизации.
Таким образом, ключевой ролью в экономическом росте является правильная инвестиционная политика, для реализации необходимо создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.
Основная
стратегическая задача инвестиционной
политики на текущем этапе: создание
благоприятного инвестиционного климата
в стране для капитала, который
сейчас «уплывает» за рубеж, и элементарное
повышение экономической
2.1 Роль экономической оценки инвестиций
Экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.
Определение реальности достижения результатов инвестиционной деятельности и является ключевой задачей оценки финансово–экономических параметров любого проекта вложения средств в реальные активы.
Проведение такой оценки всегда является достаточно сложной задачей, что объясняется рядом факторов:
- во-первых, инвестиционные расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени (иногда до нескольких лет);
- во-вторых, длителен и процесс получения результатов от реализации инвестиционных проектов (во всяком случае, он превышает один год);
- в-третьих, осуществление длительных операций приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций и к риску ошибки.
Именно наличие этих факторов породило необходимость создания специальных методов оценки инвестиционных проектов, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения с минимально возможным уровнем погрешности (хотя абсолютно достоверного решения при оценке инвестиционных проектов, конечно же, быть не может).
Основными методами оценки инвестиций являются срок окупаемости и простая (годовая) норма прибыли.
Метод
расчета срока окупаемости
1. Первый подход заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых поступлений. Этот подход применяют в случаях, когда денежные поступления равны по годам.
2. Второй подход расчета срока окупаемости предусматривает нахождение величины денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом.
К недостаткам метода следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта, отдачу от вложенного капитала, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после возврата инвестиций.
Метод
расчета средней нормы прибыли
(метод бухгалтерской
где:
П –прибыль предприятия;
Сан – стоимость активов на начало года;
Сак – стоимость активов на конец года.
Для оценки инвестиций часто используются еще две нормы прибыли:
- на полный используемый капитал;
Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь