Институционнальные особенности инвестиционного процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

В последние годы отечественная экономика развивается достаточно устойчиво. Но этот результат не должен порождать эйфорию: достигнутые относительно высокие темпы экономического роста пока обеспечиваются в основном за счет добывающего сектора, производственно-технологических и инфраструктурных заделов, сформировавшихся еще в советский период.

Содержание

Введение.…………………………....………………...……………………… 3
1 Российская экономика в международном движении капиталов 4
2 Институциональные и макроэкономические особенности
инвестиционной политики ………………………………………..
10
2.1 Инфляция, как сдерживающий фактор инвестиций ……………. 10
2.2 Влияние внутренних факторов страны на приток инвестиций…. 12
2.3 Теневая экономика, как институциональный ограничитель …… 18
3 Институциональные изменения в процессе улучшения
инвестиционного климата.. ……………………………………….

20

Заключение……………………………………………………………………
23

Список использованной литературы…………………..……………………
24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Инвестиция Вопрос 6.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      В числе сдерживающих факторов общеэкономического свойства нельзя не отметить проблемы недостаточной нормы накопления и инфляции. Действительно, норма  накопления в российской экономике (порядка 18% ВВП в 2005 г.) несколько  ниже, чем у стран, переживающих сходный период реформирования и реструктуризации народного хозяйства. Эта норма не соответствует темпам устаревания основного капитала и необходимости его значительно более быстрой модернизации.

      Далее, несмотря на формально более чем благополучное положение в системе государственных финансов, ситуация с инфляцией в России все еще остается достаточно сложной, хотя борьба с ней заявлена одним из приоритетов государственной экономической политики. Традиционная теория рассматривает инфляцию, прежде всего, как денежный феномен. Однако к нынешней российской экономике такая трактовка инфляции не вполне применима. Это связано с тем, что уровень так называемой монетизации ВВП в российской экономике (несмотря на значительные затраты ЦБ РФ в последние два года на поддержание курса рубля путем скупки долларовых средств и эмиссии рублевых) все еще находится на уровне менее 30%, тогда как во многих развитых экономических странах этот показатель составляет 50% и даже 70%. Все это говорит о весьма многоплановой, неоднозначной природе инфляционных процессов в российской экономике и о том, что ее преодоление или, точнее, сведение до экономически и социально-приемлемых параметров потребует более длительного периода времени, более значительных усилий и корректировок экономической политики, чем это предполагалось ранее.5

      Очевидно, что экономическая природа инфляции в России давно носит немонетарный или, точнее, преимущественно немонетарный характер, а выступает лишь проекцией  в сферу обращения крупных  диспропорций экономического развития в целом. Если исходить из классического определения инфляции как "переполнения каналов обращения", то такое переполнение в нынешних российских условиях все же очевидно: оно создается избыточной экспортной выручкой, переводимой в рублевую массу. ЦБ РФ в этом смысле вынужден постоянно балансировать. Скупать доллары и далее - значит удерживать рубль от избыточного укрепления, ущербного для конкурентоспособности национальной экономики. Не скупать доллары - значит, ограничить питательную среду инфляции, но одновременно открыть дорогу удорожанию рубля, падению конкурентоспособности отечественной продукции и снижению темпов роста национальной экономики.6

      Поэтому не случайно полагают, что так называемая петроэкономика - это, по существу, тупиковый путь развития, когда хозяйственная система может приобрести "ввозной" характер и одновременно утратить возможность восстановить конкурентоспособность базовых отраслей народного хозяйства. Это говорит о недостаточной надежности всех возможных экономических и инфляционных прогнозов и гипотетической возможности развития событий в среднесрочной перспективе практически в любом варианте. 
 
 

      2.2 Влияние внутренних факторов страны на приток инвестиций 

      Для выявления и преодоления препятствий достаточному притоку иностранных инвестиций в российскую экономику наиболее существенно обращение к причинам институционального характера. Это означает закономерную связь притока инвестиций с завершенностью или, соответственно, незавершенностью формирования основных институтов, характерных для современной модели социального рыночного хозяйства. Прежде всего это такие институты, как эффективно действующее государство (точнее - система публичной власти и управления); конкурентный рынок, сбалансированная предпринимательская среда, стабильно действующие и пользующиеся всеобщим доверием институты банковско-кредитной системы и пр. Здесь следует отметить, что сложный и противоречивый ход российских реформ формирование такой системы институтов современной рыночной экономики пока не обеспечил. Скорее, наоборот, сформировались и утвердились так называемые антиинституты, под которыми обычно понимаются избыточное государственное (бюрократическое) давление на экономику, значительные масштабы теневой хозяйственной деятельности, криминализация предпринимательской среды и значительной части финансовых потоков и пр. Разумеется, такие институты негативно воздействуют на инвестиционный климат в стране и общий "энтузиазм" иностранных инвесторов относительно вложений в российскую экономику.

      С точки зрения институциональных  предпосылок активизации иностранных  инвестиций прежде всего необходим  качественно новый уровень системы  публичной власти и ее законодательно-управленческой деятельности. По существу, речь идет о  том, что обобщенно отражается понятием административная реформа.

      Не  секрет и то, что зарубежные инвесторы  сталкиваются в Российской Федерации  с множеством препятствий, так называемыми  административными барьерами, которые  связаны, в том числе, со сложившейся  административной практикой на всех уровнях государственного и муниципального управления. Если на федеральном уровне в соответствии с задачами административной реформы идет активная оптимизация процедур, в рамках которых осуществляются взаимоотношения инвесторов с государственными органами, в частности, в административных регламентах, то другие уровни публичной власти пока слабо способствуют нейтрализации указанных негативных тенденций. До сих пор главным препятствием, по мнению иностранных инвесторов, являются локальные бюрократические барьеры. Решение вопросов, отнесенных к компетенции региональных и местных властей, безосновательно затягивается. Негативно сказывается и противоречивая судебная практика, что не способствует эффективной защите нарушенных прав инвесторов и собственников.7

      Для улучшения институциональных составляющих инвестиционного климата России необходимо углубление основных направлений  административной реформы. Главная  цель - ликвидировать основное препятствие  на пути ведения предпринимательской  деятельности - административные барьеры, и в целом - обеспечить сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. В этой связи Правительство РФ проводит политику дерегулирования, т.е. "снятия" избыточных и дублирующих полномочий органов государственной власти, обращенных прежде всего к предпринимательской среде. Сам замысел политики дерегулирования весьма позитивен в смысле импульса для развития цивилизованного бизнеса в России и сокращения потенциального поля коррупционных проявлений. Так, только на первом этапе административной реформы из 5634 проанализированных функций федеральных органов исполнительной власти 1468 были признаны избыточными, 263 - дублирующими, 868 - требующими изменения.

      От  последовательности и результативности административной реформы во многом зависит и достижимость целей иных реформ. Практика показывает, что одновременное проведение кардинальных преобразований в различных сферах без их увязки друг с другом не позволяет достичь желаемого результата в намеченные сроки.

      Так, ключевым звеном федеративной реформы  является разграничение полномочий между государственными органами различного уровня власти, что не может не быть связанным с уточнением функций  органов исполнительной власти. В  этой части уже немало сделано, однако процесс еще не завершен. Эффективно распределенная система полномочий также позволит создать благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат в России.

      Разрабатываются и другие механизмы защиты прав и  интересов инвесторов и собственников, в частности, через механизмы разрешения внутрикорпоративных конфликтов; через процедуры арбитражного и третейского судопроизводства. Продолжающаяся судебная реформа играет важную роль в рассматриваемом контексте.

      Наряду  с очевидными продвижениями в  плане совершенствования общей среды российской экономики как "поля" предпринимательской и инвестиционной деятельности, многие проблемы институционального характера все еще не решены. Это связано с противоречивым ходом российских экономических реформ в целом, сохранением в них существенного компонента логической незавершенности. Прежде всего, это касается базовых для современной рыночной экономики институтов рынка и предпринимательства. При переходе к такой экономике от модели централизованного планового хозяйства ключевое значение имеет осуществление взвешенной и законченной модели приватизации. Между тем, несмотря на острые политические дебаты, вопрос с логическим завершением приватизации в российской экономике неким образом "завис".

      Вот почему наиболее важный и даже в  чем-то исходный институциональный ограничитель или "дестимулятор" инвестиционных процессов - незавершенность приватизации в российской экономике. Несмотря на очевидный на старте реформ приоритет планов скоротечной приватизации, Россия к настоящему времени все еще остается страной с избыточно высокой долей государственной и муниципальной собственности на основной капитал.

      В результате известных просчетов  с выбором стратегии приватизации, одной из форм институциональных  издержек российской приватизации можно  считать то, что богатства многих олигархических структур, ныне занимающих лидирующее положение в российской экономике, по-прежнему несут на себе тень сомнительных актов приватизации. Полагать, что обанкроченный "ЮКОС" - некий "альбинос" или криминальное исключение на общем позитивном фоне, можно только при полном незнании реалий развития российской экономики. Вот почему нет и пока не может быть действительной прозрачности и устойчивости в системе отношений собственности на основной капитал во многих отраслях экономики, потенциально очень привлекательных как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

      Наибольший  вопрос продолжают вызывать залоговые  аукционы 1995 г. Всего их было 12. Ситуация с аукционами не может быть оценена  однозначно. Когда Правительству РФ понадобились 650 млн долл. и были предложения занять эти средства либо на еще относительно стабильном тогда рынке ГКО, либо на внешнем рынке, это было допустимо при общем долге страны на тот момент в 150 млрд долл., это - крохи. Тогда же была высказана "идея", что с целью получения названных средств надо заложить акции крупнейших объектов российской экономики с суммарной капитализацией 100 млрд долл., что и было сделано. Но спустя два года государство не вернуло себе имущество: оно из заложенного стало собственностью залогодержателей.

      Как подчеркнуто в выводах аналитического доклада Счетной палаты РФ, в итоге  российской приватизации:

      а) не сформирован широкий слой эффективных  частных собственников;   

      б) структурная перестройка экономики  не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;

      в) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;8

      г) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

      Аналитики и эксперты пришли к выводу, что  в результате приватизации российское государство также не смогло стать  эффективным собственником. Несмотря на крупные пакеты акций нефтегазовых и иных энергетических компаний, принадлежащих государству, эти акционерные общества являлись самыми крупными неплательщиками налогов в бюджеты, при этом имели большое количество полученных от государства льгот и преференций. Правительство РФ не сформировало эффективную систему управления пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, а недостаточный контроль и отсутствие мониторинга за работой акционерных обществ со смешанной собственностью (с участием государственного и частного капитала) привело к размыванию государственных пакетов акций и понижению их стоимости. Институт государственных представителей в органах управления акционерных обществ с государственными пакетами акций оценивается как неэффективный.

      Да  и в целом качество корпоративного управления в России, хотя и повышается с каждым годом, все же далеко от идеального и не всегда внушает доверие иностранным инвесторам. Именно это и предопределяет незначительную долю так называемых портфельных инвестиций в общем притоке иностранных инвестиций в российскую экономику, когда иностранные инвесторы не доверяют командам российских менеджеров и при желании начать свое дело исходят из необходимости изначального установления полного контроля над предпринимательской собственностью и деятельностью топ-менеджеров.

      В итоге ныне российское общество оказалось  перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой схеме, не достигла всех поставленных целей, но возврат  назад - путем массовой деприватизации в исходную точку реформ с целью  использования на новом этапе более эффективных приватизационных моделей - утопичен. Без законодательно оформленного "подведения черты" под намерениями "пересмотра" в виде определенной формы "приватизационной" и налоговой амнистии трудно рассчитывать на долговременные инвестиции в российскую экономику.9

      К числу по-прежнему значимых «антиинвестиционных» институциональных факторов в российской экономике следует отнести устойчивое обособление системы естественных и искусственных монополий. В данной системе минимизирован (в том числе, и силой государственной монополии и государственного участия) механизм межотраслевого перелива капиталов. В этих условиях (во многом также порожденных еще и спецификой российской приватизации) даже при общей избыточности капиталов, многие ее передовые и вновь возникающие отрасли продолжают испытывать дефицит инвестиционных ресурсов. Рынки капиталов, скорее, лишь символически обозначены, чем реально функционируют, в том числе, и особенно как механизм перелива избыточных капиталов (например, из сырьевых отраслей) в отрасли передовых технологий.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Институционнальные особенности инвестиционного процесса в РФ